СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование фольклора в целях речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для старших воспитателей по ознакомлению молодых специалистов по использованию фольклора в развитии речи детей.

Просмотр содержимого документа
«Использование фольклора в целях речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС.»

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад № 86 города Орла» Использование фольклора в целях речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС.  Подготовила старший воспитатель Просвирнова Валерия Валерьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад № 86 города Орла»

Использование фольклора в целях речевого

развития детей младшего дошкольного возраста

в условиях внедрения ФГОС.

Подготовила

старший воспитатель

Просвирнова Валерия Валерьевна

Образовательная область «Речевое развитие» «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного  словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Образовательная область «Речевое развитие»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного

словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие

речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Основные цели и задачи

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Фольклор- народная мудрость, устное народное творчество. Устное- передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное- сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество- от слова «творить», то есть сочинять, придумывать.

Фольклор- народная мудрость, устное народное творчество.

Устное- передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное- сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество- от слова «творить», то есть сочинять, придумывать.

Отличительные черты фольклора -Устная форма -Опора на традиции -Народность -Коллективность -Вариативность -Непосредственный контакт исполнителя (творца) и слушателя

Отличительные черты фольклора

-Устная форма

-Опора на традиции

-Народность

-Коллективность

-Вариативность

-Непосредственный контакт

исполнителя (творца) и слушателя

Формы работы с детьми по развитию речи средствами фольклора -Чтение потешек, песенок, считалок, сказок; -Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин; -Пальчиковый, настольный театр; -Пальчиковые игры; -Игры- драматизации.

Формы работы с детьми по развитию речи

средствами фольклора

-Чтение потешек, песенок, считалок, сказок;

-Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин;

-Пальчиковый, настольный театр;

-Пальчиковые игры;

-Игры- драматизации.

пестушки календарные песни сказки прибаутки поговорки Малые фольклорные жанры игровые припевы, приговоры загадки заклички потешки колыбельные песни частушки

пестушки

календарные песни

сказки

прибаутки

поговорки

Малые фольклорные жанры

игровые припевы, приговоры

загадки

заклички

потешки

колыбельные песни

частушки

Колыбельная песня Один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поет мать своему ребенку.

Колыбельная песня

Один из древнейших жанров фольклора.

Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для

успокаивания и засыпания. В основном колыбельную

поет мать своему ребенку.

Потешка Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, рукамии ногами ребёнка. (Толковый словарь С. Ожегова) Потешки – короткие стишки (реже песенки), предназначенные для детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями во время приговаривания или пропевания потешки. (Гуманитарный словарь)  

Потешка

Потешка – песенка-приговорка,

сопутствующая игре с пальцами,

рукамии ногами ребёнка.

(Толковый словарь С. Ожегова)

Потешки – короткие стишки

(реже песенки), предназначенные

для детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными

игровыми движениями во время

приговаривания или пропевания

потешки.

(Гуманитарный словарь)  

Закличка Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой  детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная  в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания. Ах ты, радуга-дуга,  Ты высока и туга!  Дай нам солнышка-  Колоколнышка.  Солнышко, покажись,  Красное, нарядись!  Чтобы год от года  Давала нам погода

Закличка

Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой

детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная

в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Повторные сочетания

действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи,

улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Дай нам солнышка- Колоколнышка. Солнышко, покажись, Красное, нарядись! Чтобы год от года Давала нам погода

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Неожиданности сопоставления, нестандартности мышления, образности учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок необходимо ставить перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используются разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Неожиданности сопоставления, нестандартности мышления, образности учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок необходимо ставить перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используются разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Скороговорка Скороговорки – тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию,в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Она слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Они способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Скороговорка

Скороговорки – тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию,в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Она слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Они способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

 Чистоговорка Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненому опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки – чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Таким образом чистоговорки развивают и совершенствуют речевой и фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.

Чистоговорка

Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненому опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки – чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Таким образом чистоговорки развивают и совершенствуют речевой и фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.

Сказка Сказка как жанр фольклора имеет свои особенности: сказочные зачины- «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Общие места»- описание портрета- «Баба Яга, костяная нога»; повторы- «Куда путь- дорогу держишь»

Сказка

Сказка как жанр фольклора имеет свои особенности:

сказочные зачины- «В некотором царстве, в некотором государстве…»;

«Общие места»- описание портрета- «Баба Яга, костяная нога»;

повторы- «Куда путь- дорогу держишь»

Повышение теоретического уровня по теме мастер- класса. Ожидаемые результаты Сформируется устойчивый интерес к устному народному творчеству. Внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами малых фольклорных жанров. Дети Педагоги Повысится уровень связной речи. Самореализация. Обобщение и распространение опыта. Родители Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Поощряют использование малых жанров фольклора в играх детей дома. Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи детей. Сформируется понимание необходимости использования малых жанров фольклора в развитии речи детей.

Повышение теоретического уровня по теме мастер- класса.

Ожидаемые результаты

Сформируется устойчивый интерес к устному народному творчеству.

Внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами малых фольклорных жанров.

Дети

Педагоги

Повысится уровень связной речи.

Самореализация.

Обобщение и распространение опыта.

Родители

Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

Поощряют использование малых жанров фольклора в играх детей дома.

Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи детей.

Сформируется понимание необходимости использования малых жанров фольклора в развитии речи детей.

Выводы: -Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.  -Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.  -Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Выводы:

-Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

-Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям

приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

-Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!