СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игр на сплочение

Нажмите, чтобы узнать подробности

игры на сплочение коллектива в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Использование игр на сплочение»

"Использование игр на сплочение на различных уроках"


Ларионова Елена Васильевна, учитель начальных классов

КГУ «СОШ № 91» города Караганды


«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,

чем изменить каждого из них в отдельности»

Курт Левин, американский психолог


В любом классном коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Подростковый возраст - это сложный жизненный этап. И как он будет пройден и пережит, накладывает отпечаток на всю жизнь.

Как указывают учебники по возрастной психологии, в районе 10 лет у школьников меняется ведущий вид деятельности. Если в начальной школе это была учеба, то теперь - общение, общение и еще раз общение. А интерес к учебе уходит на второй план. Значит, самое время помочь в развитии коммуникативных способностей, а также в организации самого общения для того, чтобы общение приносило радость. Собственно с помощью игра на сплочение и решаются эти задачи.

Отношения в группе, классе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Работая с классным коллективом важно учитывать не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Часто класс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

В своей работе я использую игры на сплочение, цель которых - повышение сплоченности учеников, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Игры на сплочение развивают следующие навыки и умения:

• доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

• эмоционально сопереживать и оказывать поддержку однокласснику;

• сотрудничать и действовать сообща;

• согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

• разрешать конфликтные ситуации;

• поддерживать позитивное поведение;

• толерантность и уважение.

В своей работе я часто меняю состав групп, чтобы каждый ребёнок мог взаимодействовать с разными детьми.

Стоит отметить, что ведущему важно распределять свое внимание так, чтобы каждый участник игры получал его в равной степени. Поддержка особенно важна для тех подростков, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками. Одним из таких препятствий может стать такое качество личности как застенчивость. Застенчивый человек часто замыкается в себе, а это нередко ведёт к одиночеству. Застенчивость и связанные с ней трудности общения особенно резко проявляются в подростковом возрасте и юности.

Хочу представить вашему вниманию игры, которые я наиболее часто использую в работе с детьми:

- "Поздороваемся локтями";

- "Застольная беседа";

- "Рукопожатия";

- "Обмен местами";

- "Сидячий круг";

- "Ветер в ивах";

- "Гусеница";

- "Постройтесь по...";

- "Печатная машинка";

- "Фигуры" (из замкнутой верёвки);

- "Пазлы";

- "Кочки";

- "Все на борт!";

- "Колдуны";

- "Дружные маркеры";

- "Рисунок на спине" (цифры, алфавит, рисунки);

- "Построй фигуру";

- "Ритмичные зарисовки";

- "Мычалки";

- "Весёлые горки" (с теннисными шариками);

- "Ожерелье позитива".

Уважаемые коллеги, предлагаю вам ряд игр, которые вы лучше запомните, приняв в них участие.

"Гусеница"

Описание игры: участники становятся друг за другом в затылок, держась руками за пояс впереди стоящего. Первый участник - голова, последний - хвост. Ведущий называет действие, которые должна выполнить гусеница: "гусеница спит", "гусеница делает зарядку", "гусеница умывается", "гусеница завтракает", "гусеница танцует".

"Рисунок на спине"

Описание игры: участники делятся на 3 команды, и строятся в 3 колонны параллельно друг за другом. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Последний участник рисует пальцем на спине впереди стоящего цифру, букву, слог, слово, рисунок (от простого - к сложному). Задание: почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. После выполнения задания первый и последний члены команд меняются местами.

"Найди и коснись"

Описание игры: ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей, например "найдите и коснитесь чего-нибудь холодного, шершавого, горячего, мягкого, красного, вещи, длина которых 30см, что-то, что весит полкилограмма и т.д."

"Глаза в глаза"

Описание игры: участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого. Руки прячут под ягодицы. Молча, не пользуясь мимикой лица, одними глазами, необходимо найти себе пару. По сигналу ведущего все встают, и находят свою пару.

"Геометрия вслепую"

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий: "ребята, в полной тишине, без слов, не открывая глаз, постройте мне треугольник, ромб, круг, овал, и т.д."

"Я люблю тебя за то..."

Описание игры: участники становятся в 2 круга: внутренний и внешний, парами на встречу друг другу. Пары берутся за руки, и говорят шёпотом друг другу, за какое качество они ценят больше всего этого человека. По хлопку ведущего внутренний круг поворачивается на одного человека по часовой стрелке, и ребята продолжают говорить приятные слова. Это продолжается до тех пор, пока ребята не вернутся на прежнее место. Затем ситуация проигрывается с ребятами внешнего круга, которые движутся против часовой стрелки.

"Слон"

Описание игры: все участники, используя подручные материалы - ручки, карандаши, тетради, книги, маркеры - за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Ведущий внимательно наблюдает за ходом выполнение задания: "все ли выполняют задание? кто взял на себя роль руководителя?"

"Эмпайр Стейт Билдинг"

Описание игры: для игры понадобятся маркеры или фломастеры, формат листа А3, либо доска, карточки с заданиями, а именно:

- нарисовать здание в 10 этажей;

- контур здания должен быть фиолетового цвета;

- на каждом этаже должно быть по 2 окна;

- на каждом окне должны стоять цветы;

- на 5 этаже в окне должна сидеть кошка;

- на здании должен развиваться синий флаг, и т.д.

Карточек должно быть столько, сколько участников. Обычно участвуют 2-3 команды. Задания выполняются молча. Все группы рисуют одновременно.

"Передай движение"

Описание игры: участники встают в круг в затылок друг другу, чтобы расстояние между ними было 30-40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы, или шеи стоящего впереди человека. Тот делает такое же движение, касаясь следующего участника. И так далее, пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится другой человек, пускающий по кругу другое движение.

"М-м-м по кругу"

Описание игры: участники стоят в кругу. Первый человек долго тянет звук "м-м-м" на определённой высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и т.д. по кругу. Участник, передающий звук, должен подать соседу какой-либо сигнал, например коснуться руки. Важно, чтобы звук не прерывался.

"Поздоровайтесь локтями"

Описание игры: участники встают в круг. Предложить всем рассчитаться на 1-4 и сделать следующее:

- каждый первый номер складывает руки за головой, чтобы локти были разведены в разные стороны;

- каждый второй номер упирается руками в бёдра, чтобы локти были разведены в разные стороны;

- каждый третий номер кладёт руку на левой бедро, а правую руку на правое колено;

- каждый четвёртый номер держит сложенные крест на крест руки на груди, локти в стороны.


На выполнение задания - 5 минут. Необходимо поздороваться и познакомиться, запомнив имена.

"Застольная беседа"

Описание игры: участники представляют, что они находятся в кафе или ресторане.

№1 - воссоздайте дух застольной беседы, описав ресторан, известный своей приятной атмосферой и изысканной кухней. Участники пришли сюда поесть, познакомиться друг с другом, поговорить на различные темы.

№2 - разрешить группе свободно двигаться по помещению. Затем перевоплотитесь в "старшего кельнера" крикните: "Столик на двоих!". Это означает, что каждый участник должен найти себе пару - того, кто стоит ближе всех. Они присаживаются за стол. Дайте им пару минут на обсуждение темы - "Какую пищу я предпочитаю".

№3 - теперь крикните: "Столик на четверых!". Ребята объединяются по четверо. Тема для обсуждения: "Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время".

№4 - теперь крикните: "Столик на восьмерых!". Тема: "Место, которое я хотел бы посетить".

В конце игры происходит краткий обмен впечатлениями - что я узнал о других членах группы, что было особенно интересным, неожиданным.

Всё эти игры способствуют сближению детей и развитию чувства "МЫ" в детском коллективе.

В основе использования игр на сплочение лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам:

- как строить отношения в коллективе и противостоять давлению со стороны;

- понять другого человека в ходе разговора;

- как важно уметь донести мысли и чувства до собеседника.

Таким образом формируется коммуникативная компетентность подростков, а на её основе динамично развивается групповая сплочённости.

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что представленные игры на сплочение вызвали у вас интерес и желание использовать их на ваших уроках. Смело адаптируйте их под свои предметы и задачи! Желаю вам творческих успехов.