Министерство спорта России
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра теории и методики физического воспитания
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Челябинск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..............…..3
ГЛАВА 1 РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА В СИСТЕМЕОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Основные характеристики оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении…………………….…………….……………….5
1.2 Игровой стретчинг как метод улучшения гибкости и развития подвижности…………………………………………………………….………..7
Выводы по первой главе…………………………………………….…..16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Организация занятий с использованием игрового стретчинга для детей дошкольного возраста ……...…………………………………………..20
2.2 Анализ передового педагогического опыта по использованию метода игрового стретчинга ……………………………………….…………24
Выводы по второй главе ………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...……..........…31
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблема сохранения здоровья детей является, как никогда ранее, актуальной из-за общего ухудшения состояния здоровья населения, увеличения врождённых недостатков и отклонений в здоровье детей дошкольного возраста. Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших направлений современного дошкольного образования [1, с. 78]. Оно направляется на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, своевременное формирование в них жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, обеспечения надлежащего уровня физической подготовленности и физической культуры вообще, ознакомления со строением и основными функциями своего тела, воспитание устойчивого интереса к двигательной активности, выработки привычки к здоровому образу жизни. Приоритетность физического развития детей определяется действующими нормативно-правовыми документами в сфере здравоохранения, а также непосредственно касающихся вопросов дошкольного образования – Законами Российской Федерации «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» Этими документами государство гарантирует всем детям дошкольного возраста реализацию прав на охрану жизни и здоровья, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, обеспечение рационального питания, способствует созданию безопасных условий для формирования всесторонне развитой жизненно-компетентной личности в процессе общественного и семейного воспитания [2, с. 105]. Учитывая изложенное выше, деятельность дошкольного учебного заведения должна направляться на сохранение, укрепление и восстановление физического, психического и духовного здоровья детей, обеспечение их своевременного и полноценного, гармоничного физического развития с первых лет жизни.
Цель исследования – изучить роль игрового стретчинга в формировании оздоровительной работы среди детей дошкольного возраста. Среди основных задачи работы стоит выделить следующие: определить основные характеристики оздоровительной работы в дошкольном учебном образовании;
– раскрыть дефиницию «игровой стретчинг», его главные особенности;
– изучить процесс организации занятий с использованием игрового стретчинга;
– обозначить основные средства и приёмы метода игрового стретчинга.
Объектом исследования – является такой инновационный метод физического воспитания как игровой стретчинг.
Предмет исследования – выступает использование приёмов и методов игрового стретчинга в работе дошкольного образовательного учреждения.
ГЛАВА 1 РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Основные характеристики оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Общество на современном этапе его развития предъявляет все более высокие требования к каждому человеку, в том числе и к его здоровью.
Всемирная Организация Здравоохранения считает, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов» [3, c. 32]. В связи с этим проблема здоровья рассматривается в широком социальном аспекте. Поэтому вопрос раннего формирования культуры здоровья стоит как никогда. При том особую роль играет работа с детьми дошкольного возраста. Общеизвестно, что дошкольный возраст является основой для формирования психически и физически здорового человека, потому что именно до 7 лет каждый человек проходит уникальный путь развития. В этот период идёт формирование органов и становление функциональных систем организма, закладываются основы личности и характер, а также отношение и позиция к окружающим. Важно не упустить возможность сформировать у детей определённый пласт знаний, практических умений и навыков здорового образа жизни, потребности в систематических физических нагрузках [4, с.78]. Оздоровительное направление работы российских дошкольных учреждений всегда занимало приоритетную позицию и сегодняшний день тоже не исключение. В общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особо важное место. Оно основывается на научно обоснованной и внедрённой на практике системой, составляющими элементами которой являются педагогические и гигиенические процедур.
Цель этих мероприятий – укрепление духовного и физического и здоровья каждого конкретного ребёнка. Определим глобальные задачи, стоящие перед любым дошкольным образовательным учреждением. Среди них стоит отметить: - обеспечение психического и физического здоровья детей; - охрана и укрепление здоровья дошкольников, повышения иммунитета их сопротивляемости их организмов; - с учётом индивидуальных особенностей формирование необходимых двигательных навыков и умений; - улучшение умственной и физической работоспособности; - воспитание потребности и привычки к здоровому образу жизни, то есть личной физической культуры; - создание условий для реализации двигательной активности.
Главная цель физического воспитания всегда была, есть и будет формирование физической культуры личности. Изучая вопрос физического воспитания детей дошкольного возраста, то можно выделить три основные задачи, а именно:
– воспитательная;
– образовательная;
– оздоровительная.
Теперь рассмотрим детальнее каждую из них. Комплекс воспитательных задач, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением включает формирование привычки соблюдать режим дня, правила личной гигиены, а также ежедневно заниматься физическими нагрузками; развитие воли, терпения и целеустремлённости; создание фундамента для возникновения положительных качеств характера, содействовать эмоциональному развитию дошкольников [5, с. 73]. Образовательные задачи направлены непосредственно на то чтобы донести до каждого ребёнка знания об анатомии и физиологии человека, элементарных правилах гигиены, а также развивать физические качества детей и сформировать у них двигательные умения и навыки.
Среди оздоровительных задач обращаем внимание на следующие: содействовать всестороннему гармоническому развитию физических свойств дошкольников, сохранению положительного эмоционального состояния у детей, а также укрепить здоровье, используя различные современные и традиционные методы закаливания. Среди средств, которыми сохраняют физическое здоровье детей, следует выделить такие как полноценное и разнообразное питание, развитие активности и движений, проведение процедур с закаливания организма, а также гигиена режима. Для обеспечения воспитания здорового ребёнка, работа в дошкольных образовательных учреждениях должна строиться на таких основных принципах, как: воспитание физически и психически здорового ребёнка совместными усилиями семьи и общества (в данном случае имеется в виду детское дошкольное учреждение); создание благоприятных условий для полноценного физического развития, а также повышение защитных функций детского организма и снижения заболеваемости детей; системный подход к решению физкультурно-оздоровительных задач; повышение профессиональной компетентности, а также педагогического мастерства воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений [6, c. 4].
С целью полноценного физического развития дошкольников, а также прививание потребностей в активности и движении в детском учреждении должны быть созданы специальные условия.
1.2 Игровой стретчинг как метод улучшения гибкости и развития подвижности детей дошкольного возраста
В последнее время в зарубежной и отечественной системе физического воспитания стал очень популярен стретчинг - система статических упражнений, которые развивают гибкость и способствуют повышению эластичности мышц. Сама дефиниция «стретчинг» происходит от английского слова stretching, что означает «натянуть», «растягивать». При занятии стретчингом во время упражнений на растяжку в статическом режиме, человек принимает определённую позу и удерживает её в течении 15-60 с. В это время он может напрягать растянутые мышцы. В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы. При растягивании мышц и удержании их в конкретной позе в них ускоряются процессы обмена веществ и кровообращения, что, по сути. В этом и есть физиологическая сущность этих занятий. Упражнения стретчинга в практике физического воспитания и спорта могут использоваться: после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению интенсивной тренировочной программе при разминке; как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок во время основной части занятия; как средство профилактики травм опорно-двигательного аппарата, восстановления после высоких нагрузок, а также для предотвращения судорог и снятия болей в заключительной части. Существуют различные варианты проведения занятий по стретчингу [7, c. 132]. Зачастую используется такой алгоритм выполнения упражнений: силовое или скоростно-силовое упражнение (при этом происходит сокращение мышцы) – длится 1-5 с; расслабление мышцы – примерно 3-5 с; растягивание в статической позе – продолжительность 15-60 с. Также применяется и другой порядок упражнений стретчинга: во время разминки или основной части занятия выполняются пружинистые упражнения, которые заканчиваются удержанием статической позы на определенный промежуток времени в последнем повторении. Характер и продолжительность отдыха между упражнениями могут быть разными. Кроме того, эта передышка может заполнятся занимающимся активным отдыхом или медленным бегом. Методика стретчинга подбирается индивидуально. Однако существуют определённые общие рекомендации к проведению тренировок. 1. Удержания позы (продолжительность одного повторения) – от 15 до 60 с (для начинающих и детей – 10-20 с). 2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30 с. 3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.
Общая продолжительность всей нагрузки от 10 до 45 мин. 5. Характер отдыха – активный отдых, полное расслабление, бег трусцой. Рекомендуется концентрировать внимание на нагруженную группу мышц во время занятий стретчингом. Наступление скорого эффекта от упражнений на развитие гибкости напрямую зависит от соблюдения методических правил, а именно:
– системность в подборе средств и рациональное расположение в структуре занятия
– применение упражнений, которые вызывают достаточную теплопродукцию. При целенаправленном воздействии на гибкость в физическом воспитании, а также ей развитии и сохранения, выделяют такие режимы воздействия на гибкость как:
Поддерживающий режим, при котором происходит ограниченное количество подходов в выполнении упражнений на растяжку с целью профилактики и предотвращения реадаптационного ухудшения гибкости; Развивающий режим – массированное применение растягивающих упражнений в системе различных методов и форм организации [8, c. 284].
В процессе специального развития гибкости используются такие методы как:
– метод повторного упражнения;
– метод совмещения с силовыми упражнениями;
– метод статического растягивания;
– игровой и соревновательный методы.
Центральным методом развития гибкости считается повторный метод, когда упражнения на растягивание применяются многоразовыми подходами. В основе метода многократной растяжки лежит свойство мышц растягиваться случаи многочисленных повторений упражнений. Во время занятий начинают движения с небольшой амплитудой, постепенно увеличивая их до максимума. Граничной чертой оптимального числа повторений служит появление болевых ощущений или уменьшение размаха движений. Количество повторений в подходе колеблется, в зависимости от физической подготовки занимающегося, а также от его половой принадлежности и возраста. В основе метода совмещения с силовыми упражнениями лежит расположение: мышца после продолжительной силовой нагрузки имеет свойство укорачиваться на
30% и более – так называемый эффект «сократительной задолженности», если он происходит, то снижаются силовые возможности, мышцы же остаются в состоянии покоя и укороченные, что доказывает необходимость совместного развития силы и гибкости [9, c. 351].
Совмещённый метод реализовывается посредством подбором специальных силовых упражнений, для выполнения которых требуется высокая подвижность работающих звеньев. Также в процессе занятий с физической культуры в дошкольном образовательном учреждении широко используются методы статического растягивания: пассивные и активные, которые основаны на зависимости величины растягивания от его продолжительности по времени. При использовании данного метода, предварительно расслабившись, занимающиеся выполняют упражнение и удерживают конечное положение от 5 сек. до нескольких минут. Игровой и соревновательные методы на развитие гибкости чаще всего используются в работе с дошкольниками. Применение именно этих методов улучшает эмоциональный фон занятия, а также несомненно повышает интерес к выполнению упражнений. Важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений, развивающих гибкость, и правильную дозировку нагрузок. Это делается этапе планирования. Результативность отдельных упражнений в стретчинге в значительной мере зависит от их продолжительности во времени, так как должна обеспечиваться максимальная подвижность сустава. Изучение динамики подвижности в суставах показали, что она постепенно возрастает, а достигнув максимума – определённый отрезок времени удерживается на одном уровне, а потом снижается Количество движений, которое необходимо для достижения максимальной амплитуды для различных суставов, неодинаково [10, c. 122].
Особенности сустава, половая принадлежность, возраст, а также темп и характер упражнений, который может колебаться от 20 с до 2-3 минут – от всего перечисленного зависит продолжительность каждого воздействия. На одном занятии стретчингом советуют выполнять упражнения в следующей последовательности: вначале для верхних конечностей, потом приступить к воздействию на мышцы туловища, а в конце занятия обратить внимания на нижние конечности. При выполнении упражнений в нескольких подходов во время промежуточного отдыха используется расслабление. Упражнения на растяжку входят в подготовительную часть каждого занятия по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении. Они являются средством подготовки опорно-двигательного аппарата к активной мышечной деятельности, а также с учётом задач воспитания гибкости, для восстановления организма и активного отдыха в конце занятия [11, c. 149]. Стретчинг рекомендуется также включать в определённом количестве в утреннюю гимнастику, при этом важно сочетать их с упражнениями на силу и расслабление. Учитывая инновационные тенденции развития образования Российской Федерации, отечественные педагоги и методисты в последнее время всё больше внимания уделяют новым методам в учебном и воспитательном процессах. Для формирования физически развитого и активного ребёнка все чаще на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях используется метод так называемого игрового стретчинга. Методистом, который непосредственно разработал одну из методик игрового стретчинга является Назарова А. Г. По её мнению, игровой стретчинг- это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине . Лях В. И. утверждает, что занятие должно быть построено с учётом принципов оптимизации дифференциации и индивидуализации, только тогда решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач[12, c. 25].
Горбатенко О. Ф. говорит, что упражнения игрового стретчинга способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а так же содействию профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Во время растяжения к мышцам приливает больше крови и мышцы становятся эластичными. Изучая методику Назаровой А. Г., мы видим раскрытие дефиниции «игровой стретчинг» через игру, то есть по её мнению она имеет первоочередное значение в процессе занятий игровым стретчингом. Игра – это интересный процесс, который помогает уйти на время от иногда суровой действительности, проблем, и она увлекает того, кто играет. Игра – это другая реальность, она доступна при разных формах восприятия на всех степенях развития культуры. Также методист рассматривает игру как некую биологическую функцию организма, так как в процессе игры человек подражает, компенсирует нереализованные возможности, выходит избыток энергии, а также учиться самообладанию. Игра – это творческая деятельность детей. В сознании взрослых это несерьёзное, но дети зачастую живут в игре, потому что действие игровых образов не прекращается после окончания игры. Дети считают игру действительностью. Таким образом, целью методики игрового стретчинга является реализация мира игры для оздоровления ребёнка. Занятия с использованием методов игрового стретчинга проходят в форме тематической или сюжетно-ролевой игры, которая состоит из взаимосвязанных упражнений, заданий, игровых ситуаций, игр, которые подобраны таким образом, чтобы содействовать решению развивающих и оздоровительных задач. В процессе игрового стретчинга широко применяется метод аналогий с растительным и животным миром (двигательная имитация, поза, образ), а также метод театрализации, где режиссером выступает воспитатель, которые используя игровую атрибутику, способствует раскрытию оздоровительных и творческих возможностей подсознания каждого дошкольника.
При проведении занятий по методу игрового стретчинга Назарова А. Г. подчёркивает необходимость учитывать возрастные особенности воспитанников. Так, говоря о младшем дошкольном возрасте 4-й год жизни ребёнка она отмечает такие физиологические особенности детского организма, как хрящевое строение костной системы в отдельных местах: берцовые кости, кисти рук и др., неправильная физическая нагрузка на которые может привести в их искривлению. В этом возрасте также нужно обратить особое внимание на выработку походки и осанке. Дети ещё не умеют правильно использовать спортивный зал, толкаются, поэтому нужно помочь им найти своё место, построиться. Вводная часть занятия с такими группами детей занимает до 10 мин [13, c. 104].
В младшем дошкольном возрасте лучше всего использовать такие игры, как «самолётики» или «найди своё место». В этот период основным видом деятельности непосредственно является игра. В ходе её дети легко вживаются в образ, и получают огромное удовольствие. Давать анализ своим действиям они не умеют, упражнения делают некачественно. Многие не хотят делать упражнения, отвлекаются. На данном этапе нужно научить детей принимать исходное положение, сдерживать движения,приучать их к определённому сигналу начала выполнения упражнений, так как они пытаются передвигаться по спортзалу, мешают друг другу. В рассматриваемом возрасте ещё не выработались волевые усилия в процессе выполнения упражнения, повышена эмоциональная возбудимость, внимание крайне не устойчиво, нет желания сосредоточиться. Воспитателю всё нужно показывать, потому как плохое восприятие словесной информации и высокой роли подражания. К каждому ребёнку необходим индивидуальный подход для того, чтобы приучать к словесным объяснениям; обязательно сказать, почему выбрали его, что и как он делает правильно, тем самым давая толчок его желанию повторять физические упражнения по нескольку раз и лучше заниматься. В четыре года дыхание малышей ещё поверхностное. Учить и правильному дыханию лучше всего на образах на выдохе использовать звуки: мяу, уф и т. д. в зависимости от образца. При использовании музыкального сопровождения почти отсутствует координация движений. Многие дети, которые только пришли в дошкольное детское учреждение из семьи, не могут приспособиться к занятиям в группе [14, c. 51].
5-й год жизни средняя группа ДОУ является периодом первого вытяжения, происходит накопление мышечной силы, усиление подвижности и выносливости. В тоже время хрящевидными остаются стопы и часть костей кисти. Дети не умеют ещё выполнять точные и мелкие движения. В тоже время движения тела уже достаточно точны и координированы. Они могут выполнять движения намеренно, регулировать их. В этом возрасте возрастает сила конечностей, а также способность сохранять нужную позу и работоспособность. Руки дошкольника недостаточно энергичны, зато походка стала правильнее, шаг равномернее. Можно уже практиковать различные способы ходьбы – на пятках, на носках, на внешних сторонах стопы и т. д. Игра остаётся главным видом деятельности. Но дети уже способны воспринимать словесные пояснения, кроме непосредственно показа самого упражнения. Исходные положения легче понимаются и выполняются. В тоже время необходимо приучать их к восприятию словесной информации, по ходу объясняя, что делается правильно и почему. Детей средней группы легче приучить сохранять своё место во время занятий и правильно построить. При этом необходимо обращать внимание на положение плеч и ног. Они умеют делать упражнения в такт, согласованно и подчиняться ритму, воспринимают музыкальное сопровождение. Показывают желание фантазировать, легко и с удовольствием вживаются в образы в виде животных, растений, явлений природы и т. д., участвуют в мини-импровизациях. Включаются в игры-соревнования, умеют анализировать движение и получают удовлетворение от красоты движения. Очень нравится похвала. Наибольшей наградой для них является демонстрация другим детям их умения правильно выполнять упражнение. Во многих действия и поведение выходят из-под контроля сознания, внимание ещё не устойчиво, возможно эмоциональные срывы. Работа воспитателя должна быть направлена на поощрение их волевых качеств, самостоятельности, настойчивости. Количество повторений упражнений составляет примерно 5-6 раз. В старшей и подготовительной группах 6-й и 7-й год жизни у детей продолжается процесс окостенения и рост тела.
Можно давать упражнения для силы и упругости, поскольку скелет в основном крепок. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук стали более подвижны. Возросла точность и координация движений. В это время у некоторых дошкольников встречается стремление обратить на себя внимание и импульсивный характер движений. Походка уже хороша уже координирована, отсутствуют лишние движения. Действия являются подконтрольными сознанию, и могут откорректировать силу движения. Дети проявляют интерес к правильности выполнения упражнений, начинают понимать их пользу, взаимосвязь между выполнением упражнения и конечным результатом. Они многократно повторяют упражнения и настойчивы в преодолении трудностей. В этом возрасте дети подходят для коллективной и командной игры. Хорошо воспринимают команду, сохраняют исходное положение, а также выделяют главное в позах и осанке.
Они более дисциплинированы и организованы, умеют сохранять пространственную ориентацию [15, c. 348]. Их уже привлекает результат упражнений, поэтому они по своей инициативе начинают выполнять их дома. От детей можно требовать пластики движений, их чёткости и красоты. При этом словесные указания важнее их демонстрации. В основном, дети этого возраста, хорошо чувствуют музыкальный ритм и подчиняются ему. Можно также работать с дыханием на вербальном уровне, то есть объясняя когда и как делать вдох, а когда выдох. Для дошкольников 6-7-летнего возраста важно воспитывать интерес к самостоятельным ежедневным занятиям дома. Игровой стретчинг широко используется в системе дошкольных образовательных учреждений. Про проведении занятий физической культуры с помощью игрового стретчинга важно учитывать возрастные особенности группы дошкольников и исходя из этого, составлять комплексы упражнений на развитие гибкости и растяжку. Подводя итог, стоит отметить, что игровой стретчинг представляет собой систему статических упражнений на развитие гибкости и повышения эластичности мышц, которые выполняются в форме игры и игровых технологий.
Выводы по первой главе
Каждый день во всех группах должны проходить мероприятия, связанные с физическим воспитанием и спортом. К ним относиться и проведение утренней гимнастики в специально оборудованном зале или на воздухе, закаливающие процедуры, непосредственно-опознавательная деятельность по физической культуре, различные активные игры на протяжении всего дня. Всё вышеописанное позволяет сбалансировать интеллектуальную и физическую нагрузку дошкольников. Особенное место в режиме дня детей отводится закаливающим процедурам, которые способствуют укреплению иммунитета и снижению количества заболеваний. Как важная составляющая физической культуры, мероприятия по закаливанию входят в обязательные условия прививания здорового способа жизни. В связи с этим, при разработке комплекса закаливающих процедур, необходимо предусматривать различные методы, формы и приёмы, а также возраст воспитанников, состояние здоровья каждого из них, сезонные изменения в погоде. Это непростая задача – грамотно подобрать комплекс закаливающих процедур. Необходимо, чтобы приёмы закаливания были разнообразными и способствовали повышению иммунитета детского организма в борьбе с воздействующими на него рисками заболеваний [16, c. 149]. Здоровьесберегающие технологии предусматривают формирование у детей осмысленного отношения к своему самочувствию как важной составляющей частью качественной жизни. Среди методов реализации основных заданий физического воспитания особое место занимают занятия сюжетно-ролевого характера. Суть их заключается в идёт тройное воздействие на личность и организм ребёнка в виде игры, сюжета и движения. У каждого из этих компонентов есть определённые возможности. Значение игровой формы физической деятельности заключается в том, что она является наиболее приемлемой, доступной и понятной формой передачи совокупности знаний о физической культуре детям дошкольного возраста. В комплекс предлагаемых воспитанникам движений входят общеразвивающие упражнения, частично движения с психогимнастики, основные упражнения, самомассаж, а также коррекционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики. Во время игр и активностей дети много двигаются: бег, прыжки, ползание, лазание и т.д. При этом проявляется выносливость, быстрота реакции, ловкость, а также решительность, смелость, воспитывается самостоятельность. Одной из главных задач при этом становится приумножение двигательного опыта. Во время игры дети находятся в мире сказок, повторяют действия и движения героев, показывают свои двигательные умения и навыки, и мало-помалу приобретают привычку к здоровому образу жизни. К тому же, они изучают разные действия и пробуют управлять своими эмоциями. В процессе игры дети проявляют творчество, и поэтому с их стороны наблюдается огромный интерес к сюжетно-игровым формам физкультурной деятельности. Они активно повторяют основные физические упражнения, и при этом происходит автоматизация двигательных умений и навыков. При этом желательно придерживаться традиционной структуры занятия, то есть оно должно состоять из вводной, основной и заключительной частей. Также педагогам и методистам при планировании занятий нужно помнить, чтобы не происходило снижения моторной плотности, а также подчинение упражнений сюжету и этим создавался ущерб выработки двигательных качеств. Движение, игра и сюжет как совокупность взаимосвязанных компонентов представляют собой интегрированную систему, которая плодотворно влияет на личность и организм ребёнка. Подводя итог вышесказанному стоит отметить, что при системном подходе к проведению физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, дети будут иметь хорошую физическую подготовку и состояние здоровья, что в свою очередь является успешным залогом для дальнейшего обучения в школе. Физическое воспитание в детском образовательном учреждении с акцентом на здоровый образ жизни, закладывает навыки и умения на будущее.
Список цитируемой литературы
Андерсон Б. А. Растяжка для каждого. Стренчинг / пер. с англ.
О. Г. Белошеев. Минск: Попурри, 2002. 224 с.
Ашмарин Б. А. Виноградов Ю. А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
Борисова В. В. Шестакова Т. А. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников. М.: Тула, 2011. 87 с.
Буренина А. И. Ритмическая пластика для дошкольников: учеб.-метод. пособие по програмне «Ритмическая мозаика». СПб., 1999. 111 с.
Бутин И. М. Физическая культура в начальных классах. М. : Владос - Пресс, 2003. 176 с.
Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. М.: Здоровье, 1981. – 120 с.
Гогунов Е. Н. Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002. 288 с.
Грачев О. K. Физическая культура. М.: ИКЦ МарТ, 2005. 464с.
Журавин М. Л. Гимнастика М.: Академия, 200. 448с.
Захаров Е. Е. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. М.: Лептос, 1994. 368 с.
Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980. 304 с.
Лях В. И. Гибкость и методика ее развития // Физкультура в школе. 1999. №1. С. 25–26.
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс М.: Аспект - пресс, 1995. 318 с.
Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе. М.: Владос-Пресс, 2003. 248 с.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989 - 224 с.
Назарова А. Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с детьми. Спб., 2010. 35 с.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Организация занятий по игровому стретчингу для детей дошкольного возраста
Рассмотрим детальнее методические рекомендации и вопрос организации занятий по игровому стретчингу для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Стретчингом можно заниматься как индивидуально, так и в группах, при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, то есть группа должна быть из детей приблизительно одинакового возраста [1, с. 151]. Каждая группа включает в себя не более 15 детей. Занятия проводятся в проветренном и чистом помещений на протяжении 30 минут для дошкольников. Дети должны быть одеты легко, без обуви, и занимаются на ковриках. Занятия станут особенно эффективными, если будет общий положительный эмоциональный тон, радостное состояние и позитивное отношение к выполнению упражнений. Воспитатель учит детей удерживать их внимание на конкретных мысленных образах, делать представления живыми и яркими. Концентрация на реальных ощущениях и восприятиях (слуховых, зрительных, мышечных) позволяет управлять вниманием. В состоянии мышечной расслабленности повышается воздействие мысленных образов, программирующей и регулирующей силы слова. Каждое занятие должно в себе сочетать статические и динамические формы работы мышц. Любое движение должно компенсироваться с помощью контрдвижения. Мышцы, которые находятся под напряжением, необходимо постоянно укреплять с помощью растягивания и расслабления. В основе всех упражнений лежит чередование напряжения и расслабления мышц [2, c. 73]. В процессе растяжек и расслаблении воспитатель должен создавать обратную связь, то есть обращает внимание на состояние данной группы мышц, а также всего тела. Не нужно выполнять упражнения один за другим на сходные группы мышц. Чтобы позвоночник не становился скованным, он должен растягиваться в разных направлениях. Растягивание должно быть медленным, постепенным, без усилий, нерезким, таким, что не приносит неприятные ощущения и беспокойство. Каждое движение контролируется телом. Происходит биологическая связь с мозгом, так как работа одних мышц оказывает воздействие и влияет на тонус других. В ходе упражнений со статикой и расслабления происходит выработка навыков памяти тела, развитие мышечного контроля.
Важно помнить, что для того, чтобы правильно расслабляться, необходимо научиться предельно напрягаться [3, c. 38].
Чем пластичнее мышечная система, тем меньше крайностей Стретчинг самый короткий путь к умению управлять своим мышечным тонусом. Сотрудничество со своим телом, процесс управления ним возможен только тогда, когда человек знает и чувствует его. Рекомендуется развивать мышечное чувство лица, сбрасывание зажимов, а также контроль над тонусом мимической мускулатуры, вводить в сюжетно-ролевые игры мимические упражнения. Упражнения желательно выполнять под спокойное чёткое музыкальное сопровождение. Остановимся на организации проведения занятий игрового стретчинга. Дети, используя различные виды ходить, под музыку организованно заходят в зал. Во время ходьбы выполняют такой комплекс упражнений: 1. Простой четкий шаг с оттягиванием носка и взмахом рук 2. На внешней стороне стопы (как медвежата). Руки на поясе. 3. На носках (проходка). Руки за головой. 4. На прямых ногах. Руки согнуты в локтях, ладони внутрь (как роботы). 5. На пятках. Руки за спиной «полочкой» , ладонью на противоположный локоть. 6. С высокими коленями (носки оттянуты). Руки согнуты в локтях ладонями вниз. Коленями стараться прикоснуться к ладоням. Воспитатель обращает внимание на том, как важно сохранить правильную осанку. Ориентируясь, чтобы не помешать друг другу, дети строятся в шахматном порядке на ковриках [4, c. 92]. После проверки правильности осанки детей происходит приветствие воспитател. Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических упражнений. Каждое занятие состоит из трёх частей. Главная цель занятия – содействовать формированию движений и развитию физических качеств, а также вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка. Основным задание первой (вводной) части занятия является подготовка организма детей к выполнению интенсивных упражнений в последующей части занятия. Она заключается в несложном комплексе упражнений на координацию движений, внимание, а также танцев и игровой ритмики. Во время второй составляющей занятия дети закрепляют старые упражнения, а также учатся выполнять новые [5, c. 21] В это время применяются упражнения стретчинга, направленные на физиологическое воздействие на организм ребёнка, а также на воспитание физической культуры детей. Основная часть начинается упражнением на растяжку позвоночника. После проведения растяжки дети присаживаются на свои коврики, при этом воспитатель контролирует сохранение правильной осанки при сидении (головка приподнята, спинка прямая, плечи опущены и слегка отведены назад). Наиболее эффективной считается поза ученика – поза сидения на пятках. Руки лежат ладонями вверх на бёдрах, локти отведены в сторону. Когда каждый ребёнок занял своё место, воспитатель начинает сюжетно-ролевую игру. Как правило, игры проводятся в виде сказочных путешествий (в джунгли, на морское дно, в зоопарк и т.д.), фантазий, когда дети сами придумывают различные истории, встречи с разными существами и животными, и по заранее подготовленному сценарию на основе сказки, по ходу которого дети помогают героям сказки, а также изображают различных сказочных персонажей и т.д. Каждое занятие должно включать новую игру и новый сюжет [6, c. 11]. Игра должна проходить эмоционально, быть интересной и увлекательной для детей, с точно просчитанным временем смены упражнений по стретчингу и слушания сказки. При игровом стренчинге дети учатся переключать внимание, садятся в позу для слушания, сделав определённое упражнение на растягивание и развитие гибкости. При этом необходимо следить за тем, чтобы они сидели с прямой спиной. Каждое занятие, проведенное методом игрового стретчинга, включает в себя комплекс из 9-10 упражнений, которые направлены на развитие гибкости различных групп мышц. Сценарий игры строится таким образом, чтобы при выполнении упражнений нагрузка распространялась равномерно на всё тело ребёнка. За одно занятие дети делают: 2-3 упражнения для мышц живота путем прогиба назад, 1-2 упражнения для укрепления мышц ног, 1-2 упражнения для развития стоп, 1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие, 2-3 упражнения для мышц спины путем наклона вперед, 1 упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов, 2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса [7, c. 145]. Время выполнения всех упражнений составляет 9-10 минут. Между упражнениями на протяжении одной минуты дети учатся правильно сидеть. При составлении сценариев ролевых игр нужно учитывать момент важности понимания и доступности сюжета для детей. Сюжет игры должен способствовать расширению кругозора, воспитанию детей морально и эстетически. В основном, в методе игрового стретчинга используются сюжета сказок русских и зарубежных писателей, а также народных сказок. Задачей заключительной части занятия является подготовка постепенного перехода организма ребёнка к другим видам деятельности [8, c. 91]. На этом этапе проходят игровые танцы под музыку, хорошо знакомую детям. Во время выполнения простых танцевальных движений дети учатся координировать свои движения в такт музыке, происходит расширение двигательных навыков, а также создаётся положительный настрой и фон. Кроме игровых также могут проводиться танцевальные игры, которые позволяют развивать внимание детей, а также активизировать их действия. Окончание занятия подразумевает подведение итогов успехов детей, после чего они прощаются с воспитателем и организованно покидают зал. В зависимости от возраста детей, колеблется и время проведения занятия, как общее время, так и его частей [9, c. 37].
Вводная часть длится: в младших группах 2-4 минуты, в средней – 3-5 минут, в старшей – 4-6 минут.
Основная часть длится: у младших групп – 15 минут, у средних и старших – 20 минут.
Заключительнаячасть длится: в младшей группе 5-10 минут, в средней – 4-6 минут, встаршей и подготовительной – 4-6 минут.
2.2 Анализ передового педагогического опыта по использованию метода игрового стретчинга
При изучении практического использования метода игрового стретчинга в работе с детьми дошкольного возраста полезен уникальный опыт тренера-преподавателя Ярой Е. Н., которая разработала авторскую программу работы с детьми с использованием стретчинга на физкультурных занятиях и апробировала её на базе МОУ ДОД «Вейделевская детско-юношеская спортивная школа» (Российская Федерация, Белгородская область) [10]. Структура занятий, разработанные Ярой Е. Н., включают в себя традиционные три части. Вводная часть включает в себя упражнения для принятия правильной оценки и укрепления свода стоп, развития внимания, ориентации в простаранстве, а также используются различные виды прыжков, бега, ходьбы. Во второй (основной) части прямо переходят к методу игрового стретчинга. Сюжетный материал игры рассчитан сразу на два занятия. На первом занятии детям демонстрируют новые движения, а также вспоминают и закрепляют уже известные. Второе занятие посвящено точности и усовершенствованию выполнения упражнений, а также передачи характерных особенностей художественных образов. Упражнения проходят под определённую музыку. По мнению Ярой Е. Н., при разделении основной части на пару занятий, музыкальное сопровождение целесообразней исполнять во врем второго занятия. Во время первого занятия (обучающего) необходимо давать много указаний вербально, при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка при выполнении упражнений. В процессе усвоения упражнения, достижения определённых навыков, быстроты и качества их исполнения, ребёнок может соотнести свои действия с музыкальным ритмом, и в том случае музыка необходима. Организация этой части занятия может быть выражена в разнообразных формах, главное, чтобы был сбалансированный и комплексный подход к упражнениям на все группы мышц, а также применялись различные виды деятельности. Составляющей основной части занятия также является подвижная игра [11]. Подвижная игра выбирается в зависимости от интересности и сложности предыдущего действия, то есть она может быть менее или более активной, в зависимости от того, какую задачу, по мнению воспитателя, она должна выполнять. В старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения желательно организовать такие игры для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Заключительной часть занятия призвана восстановить организм после активных физических нагрузок и подготовить к переключению на другие виды деятельности. Здесь важно помнить о том, что наиболее быстрому восстановлению организма способствуют дыхательные упражнения. Кроме того, они несут оздоровительный характер. Воспитателю необходимо каждого ребёнка научить правильно дышать носом, с движением соотносить вдох и выдох. Релаксационные упражнения включаются в каждое занятие. Важно, чтобы ребёнок научился напряжение мышц менять на их расслабление после физической нагрузки. Лучше всего упражнения на релаксацию проводит в игровой форме с использованием музыкального сопровождения, которое отражает характер действий, что выполняются. В соответствии с содержанием каждого конкретного занятия подбирается определённый перечень материалов и приборов. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении в конце учебного года показывает результативность подобных занятий. Врач ЛФК изучает уровень физического развития ребенка – общее состояние здоровья, тонус мышечной системы, координацию движений, а также его адаптацию к нагрузке. Диагностика, которая проводиться 2 раза в год, даёт результаты физических и скоростно-силовых качеств. Общий анализ работы позволяет сделать вывод, что занятия, организованные по методике игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста. Занятия игровым стретчингом с детьми показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность [12] .
ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «УТЕНОК КРЯК»
После ходьбы и разминки дети выполняют упражнение «Зернышко» для подготовки позвоночника к основной нагрузке. Исходное положение (далее «И.п.»): сидя на корточках, пятки на полу, ноги вместе. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед-вниз, опустив голову, чуть наклонив туловище. Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! – руки через стороны опустить вниз. После этого дети садятся в позу «Индеец», в которой находятся все время между выполнением упражнений. Сесть на пятки, руки положить на бедра, локти развести в стороны. Представить себя вождем индейцев с гордой осанкой и все время за ней следить. Далее начинается игра…– Жил-был на большом дворе утенок. Звали этого утенка Кряк. Утенок Кряк очень любил плавать и купаться и мог целыми днями плескаться в большой луже прямо посреди двора. Вода в луже всегда была теплая, и лужа была такая большая, что утенку казалось, будто он отважный капитан, который плавает по океану. Однажды на двор, где жил Кряк, залетела дикая утка и стала рассказывать, что недалеко есть чудесное Голубое озеро с чистой и прозрачной водой. Утенку так захотелось увидеть это озеро, что он решил отправиться в путь и обязательно в нем поплавать.
ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ХОДЬБА» предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. (И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади – высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма музыки. Дыхание произвольное.) Шел утенок, шел и дошел до луга. А трава на лугу высокая, густая – никак не разглядеть Кряку, куда идти дальше. Опечалился утенок: «Неужели придется идти назад и я не увижу Голубого озера?» Вдруг видит – летит бабочка.
ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ВЕЛОСИПЕД» оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения. (И.п. – лечь на спину, руки положить за голову. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.) – Птичка, ты не знаешь, где Голубое озеро? – как можно громче закричал утенок. – Отведи меня к нему, пожалуйста! – Хорошо, утенок, беги за мной, – ответила птица. И Кряк быстро побежал за летящей птицей.
Выводы по второй главе
Важно остановиться на принципах организации занятий, которые должны учитывать при планировании, непосредственно организации и проведении занятий с помощью игрового стретчинга:
принцип сознательности – заключается в том, что каждый ребёнок должен понимать полезность упражнений, а также необходимость их выполнения не только с группой в дошкольном образовательном учреждении, а также самостоятельно дома. принцип закрепления навыков – состоит в потребности многократно выполнять комплекс упражнений на развитие гибкости и растягивание, умении их делать самостоятельно.
принцип наглядности – каждое упражнение при игровом стретчинге воспитателем должно демонстрироваться, а также сопровождаться образным рассказом, подражанием, имитацией движений, которые знакомы детям.
принцип систематичности – заключается в том, что занятия должны проходить регулярно с постепенным повышением нагрузки и увеличением количества упражнений, а также усложнением техники их выполнения.
принцип доступности – обучение упражнениям по стретчингу должно происходить от известного до неизвестного, от простого к сложному, учитывая предварительную подготовку каждого ребёнка и его возрастные особенности.
принцип индивидуального подхода – состоит в том, что каждый воспитатель должен учитывать и оценивать возрастные особенности и возможности воспитанников, а также индивидуальные особенности каждого конкретного дошкольника.
Также уделять особое внимание каждому ребёнку при выполнении упражнений, оценивая его потенциал и корректируя качество выполнения упражнений. Все упражнения выполняются без рывков, чрезмерных усилий, ритмично. Нагрузка регулируется амплитудой движения, а также количеством повторения упражнений. Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка в конце года, его координацией движений, адаптацией к нагрузке, а также тонусом мышечной системы. Величину физической нагрузки каждого ребёнка может установить врач ЛФК.
Список цитируемой литературы
1. Буренина А. И. Ритмическая пластика для дошкольников: учеб.-метод. пособие по программе «Ритмическая мозаика». Спб., 1999. 111 с.
2. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. М.: Здоровье, 1981. 120 с.
3.Гогунов Е. Н. Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002. 288 с.
4. Грачев О. K. Физическая культура. М.: ИКЦ МарТ, 2005. 464 с.
5. Журавин М. Л. Гимнастика. М.: Академия, 2001. 448 с.
6. Захаров Е. Е. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств. М.: Лептос, 1994. 368 с.
7. Лях В. И. Гибкость и методика ее развития // Физкультура в школе. 1999. №1. С. 25–26.
8. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.
9. Нусси Э. М. Растяжка для всех. Стретчинг. Спб.: Диля, 2007. 192 с.
10. URL: http://vejd.ucoz.ru/djussh/DOKI/opyt_raboty_jaroj_e.n.pdf.
11. Там же.
12. Там же.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровой стретчинг является одним из инновационных методов проведения занятий по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях. Суть его заключается в том, что во время ролевой игры дети выполняют комплекс специально подобранных упражнений на развитие гибкости и растяжку. Занятие по методу игрового стретчинга имеют свою определённую структуру и выстроены по схеме, с учётом поставленных воспитателем задач. Основой методики игрового стретчинга является статическое растяжение мышц тела и суставно-связочного аппарата, а также упражнения по корригирующей гимнастике и укреплению позвоночника, а также на приёмах релаксации, мануальной терапии и постановкой правильного дыхания. Основною целью игрового стретчинга является овладение навыками управления своим телом, активизация защитных сил детского организма, а также на развитие творческих и оздоровительных возможностей каждого ребёнка. Игровой стретчинг имеет результат только при условии системного подхода к принципам и организации занятий, принятия во внимание возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка из группы, при правильном выполнении упражнений на растяжку и развитие гибкости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андерсон, Б. А. Растяжка для каждого. Стренчинг / Б. А. Андерсон : пер. с англ. О. Г. Белошеев. – Минск : Попурри, 2002. – 224 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания /
Б. А. Ашмарин. – М. : Просвещение, 1990. – 287 с.
3. Борисова, В. В. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников. / В. В. Борисова,
Т. А. Шестакова. – М. : Тула, 2011. – 87 с.
4. Буренина, А. И. Ритмическая пластика для дошкольников. учебно-метод. пособие по программе «Ритмическая мозаика» / А. И. Буренина – Спб., 1999. – 111 с.
5. Бутин, И. М. Физическая культура в начальных классах /
И. А. Бутин. – М. : Владос – Пресс, 2003. – 176 с.
6. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков /
Л. В. Волков. – М. : Здоровье, 1981. – 120 с.
7. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов. Б. И. Мартьянов. – М. : Издательский центр Академия, 2002. – 288 с.
8. Грачев, О. K. Физическая культура / О. К. Грачев. – М. : ИКЦ МарТ, 2005. – 464 с.
9. Журавин, М. Л. Гимнастика/ М. Л. Журавин. – М.: Академия, 2001. – 448 с.
10. Захаров, Е. Е. Энциклопедия физической подготовки : Методические основы развития физических качеств / Е. Е. Захаров. – М. : Лептос, 1994. -368 c.
11. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания/
В. М. Качашкин. – М. : Просвещение, 1980 – 304 с.
12. Лях, В. И. Гибкость и методика ее развития / В. И. Лях // Физкультура в школе. – 1999. – С. 25-26.
13. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта : Вводный курс / Э. Майнберг. – М. : Аспект - пресс, 1995. – 318 с.
14. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания в начальной школе – М. : Владос - Пресс, 2003 – 248 с.
15. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры /
Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
16 Менхин, Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике/ Ю. В. Менхин. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 224 с.
17. Назарова, А. Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с детьми / А. Г. Назарова. – Спб., 2010 . – 35 с.
18. Нусси, Э. М. Растяжка для всех. Стретчинг/ Э. М. Нусси. – Спб. : Диля, 2007. – 192 с.
19. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера / Н. Г. Озолин. – М. : ООО Астрель, 2004 . – 863 с.
20. Родик, М. А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность /
A. M. Барамидзе. – М. : Советский спорт, 1991. – 96 с.
21. Филиппович, В. И. Теория и методика гимнастики /
В. И. Филиппович. – М. : Просвещение, 1971. – 297 с.
22. Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
23. Холодов, Ж. К., Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов. – М. : Академия, 2001. – 480 с.
24. Ярая, Е. Н. Развитие у детей гибкости, пластичности и выносливости через использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях в детском саду. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://vejd.ucoz.ru/djussh/DOKI/opyt_raboty_jaroj_e.n.pdf