СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых приемов при коррекции нарушений фонетической стороны речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя-логопеда по использованию игровых приемов при коррекции нарушений фонетической стороны речи.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых приемов при коррекции нарушений фонетической стороны речи»

Использование игровых приемов

при коррекции нарушений фонетической стороны речи

Коррекционная работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников включает: развитие восприятия и дифференциации звуков речи, формирование правильного речевого дыхания, развитие артикуляторной моторики, интонационной выразительности речи, тонкой моторики.

Развитие восприятия и дифференциации звуков речи происходит при узнавании и различении неречевых звуков, различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, звуков, формирование фонематического анализа и синтеза.

На протяжении работы по различению правильно и дефектно произнесенного звука у детей воспитываются навыки слухового контроля. Необходимость развития у дошкольников слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используются игры: “Недовольный Саша”, “Как правильно сказать?”, “Будь внимателен”.

Недовольный Саша”.

Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

Как правильно сказать?”

Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

Будь внимателен”.

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова:Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.

В процессе логопедической работы по различению близких по звуковому составу слов используются игры с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком: «Лягушонок учится говорить», “ Мышонок запутался”, “Лишнее слово”, “Мое слово”.

Лишнее слово”.

Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

Мое слово”.

Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:

картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

Формирование фонематического анализа и синтеза осуществляется в играх: «Мы едем, едем, едем...», «Веселые путешественники», «Поможем кукле Кате», «Кто полетит на Луну?», «Сумка-задумка», «Определи место», «Разноцветные корзинки».

Развитие артикуляторной моторики включает развитие кинестетического и кинетического орального праксиса.

В ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи» в качестве сюрпризного игрового момента используется перчаточная кукла лягушонок Кваки. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушонок «предлагает» выполнить вместе с ним упражнение, най­ти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки.

Развитие кинетического орального праксиса осуществлялась в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка. Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому осуществляется опора на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основанные на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.


Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не проводится по шаблону, скучно. Заряд­ку для язычка дети выполняют вместе с Солнышком, вытягивают губы вместе со слоненком, смеются с обезьянкой, произнося звукосочетание ихи-хи-хи. Игркшки и куклы помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.

Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Ритмическое путешествие».

Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками). Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.

Угадай, как надо делать”.

Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе: “Мелет мельница зерно”. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т. д.

Дождик”.

Логопед читает стихотворение:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:

Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять:

Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.

Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

Дятел”.

Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе: Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит. Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:

-Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз на примере игры «Капитошка».

- Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким - Медведь, Волк, Тигр: произнесении слов и фраз в инсценировке “Три медведя”, «Теремок», «Колобок».

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа включает знакомство с повествовательной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа идет через знакомство с вопросительной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа также происходило через знакомство с восклицательной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации используется гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением ., ?, !

Формирование правильного речевого дыхания происходит в несколько этапов.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

С этой целью проводится дыхательная гимнастика в игровой форме, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха: «Мячик», «Шарик», «Шарик - ямочка», «Листья шелестят», «Снежинки летят».

«Листья шелестят»

Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху проводится в упражнениях с использованием наглядного материала «Горячий чай», «Ветерок», «Бабочка лети».

Снежок” (картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

Дудочка” (картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Пропеллер” (картинка-образ — самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Поем песенку”.

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова) определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики включает проведение самомассажа, пальчиковых гимнастик с предметами (карандашом, орехом, шариком, прищепками), пальчиковых игр, «театра пальчиков и языка» (сопряженной гимнастики).

Кошечка”.

Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

Блины”.

Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

Шалтай-Болтай”.

Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую — ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

Кошка-мышка”.

Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

Пальчики-драчуны”.

Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

Здравствуй, пальчик”.

Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук.

Молоточки”.

Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет логопеда, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

Бинокль”.

Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

Филин”.

Сделать “бинокль” и разъединить сомкнутые пальцы рук.

Заборчик”.

Поставить локти на стол, соединить ладони рук друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.

Вариант: сделать “заборчик”, одновременно переплетая пальцы рук друг с другом.

Человечки”.

Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем — одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

Раки”,

Положить на стол ладони рук: правая — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

Применение оптимальных игровых средств в ходе групповых и индивидуальных логопедических занятий, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывает огромный интерес к заданиям у детей, оживление, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.

При создании постоянно игровых ситуаций обеспечивается возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. Включение различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной коррекции по преодолению фонетической стороны речи у дошкольников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!