Использование игровых приемов при ознакомлении детей с мастерством Ниткографии.


Ниткография – это выкладывание нитью контурного изображения различных предметов, узоров, т.е. рисование нитью.
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением.
Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
совершенствовать зрительное восприятие детей, образное мышление;
развивать фантазию, воображение, вариативность, эстетические чувства;
развивать глазомер, умение соизмерять нити по длине;
формировать зрительно-моторную координацию, плавность, ритмичность и точность движений руки;
Воспитывать терпеливость, аккуратность, экономичность и бережливость в работе с разными материалами.
Рисунок можно нарисовать карандашом, мелком, красками, но исправить не столь верные формы, искаженные линии представляет большую сложность для малыша. Он запоминает предмет таким, каким его сумел нарисовать и повторяет ту же ошибку в следующих своих работах. Используя метод ниткографии, можно добиться изображения относительно правильной формы предмета, сдвигая нити на фланелеграфе до получения нужной формы.
Нить можно подвигать в разных направлениях, свернуть в спираль, кольцо, украсить цветными кружочками – получить несложный узор и тут же его изменить, добавляя другие нити или изменяя их цвет, форму, положение. Это маленькая игра, в которой у детей есть возможность искать и создавать каждый раз свой неповторимый, оригинальный образ.
Вяжет бабушка носочек,
Пряжи мне дала кусочек.
С ниткой я играю,
В змейку превращаю!
Если ровно положу –
Змейка отдыхает,
А за кончик потяну –
Змейка заиграет!
Повернется за хвостом
И покажется кольцом.
Каплей изогнется,
В спираль клубком свернется,
каждый камень обогнет
и волною поползет.
Кто умеет так, как я?
Выходи, твоя игра! (показ педагогом форм и линий, используемых в стихотворении)
дидактическая игра: « Угадай, что за фрукт?»
Игровые действия: Предлагается выкладывание нитью контура округлых форм (фруктов, овощей), по заданию изменяя форму предмета, раздвигая или сужая его контур (сделать из яблока грушу, из помидора – морковь).



Ход игры: Педагог - водящий выкладывает на фланелеграфе контур предмета (например, яблока) спрашивает: «Что это за фрукт?». Игроки отгадывают (находят соответствующую картинку). Затем вытягивает верхнюю часть яблока, превращая его в грушу. Все отгадывают предмет, объясняют, что изменилось в контуре. То же самое повторяют на своих картах – фланелеграфах. Водящий поднимает следующую картинку – игроки, не убирая нити с фланелеграфа, сдвигают контур предыдущего предмета, придавая ему форму заданного.
Пальчиковая игра - физминутка «Плетень»:
Играть можно на своих пальцах или на макете ладошки из картона.
Используется легкий шнур, тесьма или толстая нить, резиночки для волос.
С двумя пальчиками: Мы шнурок, плетем, плетем,
Вокруг пальца обовьем.
Палец - раз, палец – два,
Начинается игра!
С тремя пальчиками: Плетень, плетенек,
Заплети нас дружок.
Палец Большак, палец Средняк,
Палец Указка!
Со всеми пальчиками: Мы плетем, плетем, плетем,
Каждый пальчик обовьем.
Вправо, влево, вправо, влево,
Нитку двигаем умело!
Заплетаем плетенек,
Добавляем перстенек!
Раз, два, три,
Плетень распусти!
Дидактическая игра: «Новые крылышки для бабочки»
Игровые действия: выкладывание симметричного узора на правом и левом крыле бабочки поочередно двумя игроками.
Ход игры: педагог организовывают игру в парах: один участник игры загадывает (раскладывает элементы узора на левом крыле), другой – повторяет весь узор на правом крыле бабочки.
Бабочка – красавица села на окно,
Посмотрю на бабочку я через стекло.
Всё в узорах, пятнышках левое крыло,
Повторяет весь узор правое крыло!
Одинаково красивы два ее крыла,
Удивляемся природе –
Вот так чудеса!
