Сообщение
по теме: «Использование игровых приемов в формировании фонематического восприятия у детей с ОНР»
С рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического восприятия влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Дети, с нарушением фонематического восприятия имеют свои особенности:
недостаточно хорошо воспринимают языковую норму родного языка и артикуляцию, у них формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков;
с трудом различают неречевые звуки (скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы);
сложно запоминают, и узнает мелодию, не воспроизводят простой ритм; допускают ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
у них имеются трудности в слиянии звуков, слогов, в проведении элементарного звуко - слогового анализа.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия в МБДОУ №19 «Ивушка» г.Сальска включает в себя несколько этапов: развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха, развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Я заметила, что для детей с ОНР этот раздел работы представляет большие трудности. Поэтому, в своей работе я использую игры и игровые приемы, так как игра является основной деятельностью детей.
Работу по формированию фонематического восприятия вначале я осуществляю на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Дети учатся в играх различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
В работе я использую такие игры.
1.Игры на развитие неречевого слуха.
Упражнения включают задания на распознание:
звучащих инструментов;
звучащих предметов;
действий предметов.
Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Угадай-ка»
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать, узнать, какой инструмент звучал.
Игра «Нарисуй звук»
Дети, под звучание дудочки, рисуют на карточках полоски. Длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.
Игра «Эхо»
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»).
Игра «Животные и их детёныши»
Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Затем, с детьми я провожу игры, в которых они учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже, различать слоги, а затем уже, фонемы родного языка.
2.Игры на развитие речевого слуха.
различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
различение слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем.
Игра «Хорошо послушай»
Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный
(баман,паман,банан,банам,баван).
Игра «Запомни и скажи»
Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков:
АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…
СЧП, КТР, ПТСМ…
Игра « Добавим и запомним»
Детям предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша.Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
Лото « Какой первый звук?»
Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Педагог называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
Игра «Измени слово»
Детям предлагаются карточки с картинками. Изменить 1-ый звук слова (кость - гость, парта - карта, моль - боль - соль ).
Лото «Логопедический цветочек»
На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, названия которых начинается с заданного звука. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.
Игра «Найди пару»
Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
Проводя работу по развитию навыка элементарного звукового анализа и синтеза, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки.
3. Игры на развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Игра «Назови по порядку»
Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А,К
Игра в лото
Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие данный звук и не имеющие его, а так же квадратики с буквой и без нее. Педагог называет слова. Дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в ее названии данный звук и закрывают картинку квадратиком с буквой, или цветным квадратом без буквы, если в слове нет данного звука.
Игра «Найди картинку»
Детям предлагаются карточки, каждая из двух квадратиков. На одном из них нарисован предмет. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут её между квадратами. Затем они подбирают картинку, название которой начинается с того же звука, и кладут её на 2-ой квадрат.
Разложить в три ряда картинки, в названиях которых есть нужный звук; первый ряд - картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд - в середине слова, третий - в конце слова.
Игра «Какой звук выпал из слова?»
Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка - пила).
Игра «Заполни дорожку»
Ребенку предлагается картинка и графическая схема из определенного количества клеточек по числу звуков в данном слове. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Первоначально для анализа даются односложные слова, типа: мак, кот, дом, лук.
Игра «Паровоз»
В его вагончиках «едут» буквы, образуя слова (из 3-х, 4-х, 5-ти букв) Дошкольники, выполняя это задание, упражняются в звуковом анализе и синтезе.
Игра «Займи свое место»
Ребёнку нужно разобрать картинки на три группы, где заданный звук находится в начале, в конце и в середине слова. После разбора картинок задаётся следующий звук.
Игра «Таблица слогов»
Дети заполняют таблицу готовыми слогами и с ними же придумывают слова
Педагог обязательно осуществляет контроль.
Игра «Сложи слово по схеме»
Ребёнок видит картинку перед схемой, произносит вслух её название, анализирует слово и выкладывает рядом буквы. Игра даёт уверенность в себе тем детям, которые ещё не научились читать.
Игра «Твердый-мягкий»
Ребёнок называет предмет на картинке, чётко проговаривая звук, обозначенный выделенной буквой. Услышав, как он звучит, ребёнок определяет место для картинки (под синим или зелёным квадратиком).
Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии я даю одни и те же упражнения, используя различный речевой материал. Это связано с тем, что детям в МБДОУ №19 «Ивушка» нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.
Отработанный речевой материал я активно использую в заданиях при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и своевременная профилактика – залог успешного обучения в школе.
Литература:
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005г
2.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 1999г
3.Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи. / Логопед № 2, 2004г
4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г
5.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.
6.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г