Директор МБОУ СОШ№5
к.п.н. Мекулова М.Х.
ФГБОУ ВПО «АГУ» в а. Кошехабль
qm.mila@mail.ru
Использование игры в учебно-познавательной
деятельности младших школьников
С 2010 года во всех школах России начали действовать ФГОС второго поколения, и начальная школа первая приняла участие в этом эксперименте. Главным отличием этих стандартов от предыдущих является ориентирование, главным образом, на личностное развитие школьника и прививание ему умения практического применения знаний.
В первую очередь, учителя, взявшие на вооружение ФГОС второго поколения, используют в работе деятельностный подход, то есть обучение, строящееся на получении знаний с помощью решения научно-познавательных или практических задач. Проверка знаний будет осуществляться теперь не привычным способом, в котором необходимо что-то решить, написать или прочитать, данные стандарты призваны определить то, насколько хорошо ребенок умеет применять приобретенные знания в практике, что немаловажно как для дальнейшего обучения в школе средней и старшей ступени, так и для будущей жизни вообще.
Познавательная активность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель – формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий. Чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо использовать разнообразные средства активизации. Среди них и дидактическая игра. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом. Отличительные особенности игровой деятельности – ее добровольность, высокая активность и контактность участников, особый характер отношений между учащимися и учителем.
Использование игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П. Я., В. Л. Данилова, Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»
Отличительные особенности игровой деятельности – ее добровольность, высокая активность и контактность участников, особый характер отношений между учащимися и учителем. Участвуя в игре, дети выполняют постепенно усложняющиеся творческие задания. Таким играм присущи обучающие и развивающие функции.
Вместо обычного вступления учителя – сообщения темы урока – можно детям предложить иное начало: разгадать (расшифровать) название темы. Такое своеобразное начало служит ключом ко всему уроку и создает определенный настрой на все время занятий.
На этапе устного счета можно использовать игровую форму, то есть объединять все задания одной темой сюжетом – тематический устный счет. Это могло быть и прогулкой в сад, лес, парк, и путешествием по окрестностям или космическим пространством, путешествием в сказку. Такая форма подачи материала активизирует внимание детей, вносит в устный счет элементы игры, занимательности и в результате оказывает помощь детям учиться считать, играя.
В классе контингент детей разный. Одни дети схватывают и решают быстро, другие – медленно. Для детей, которые быстро справляются с заданиями, можно предложить задачи повышенной трудности или задачи – головоломки, такие задания способствуют выработке таких качеств, как находчивость, сообразительность, внимание и наблюдательность, память, логика, умение анализировать. Эти задания включают в самостоятельную работу, выполняемую на уроке, или предлагают для домашнего задания.
На уроках природоведения для развития мышления использовать кроссворды. При составлении кроссвордов должны быть учтены ряд методических требований:
а) кроссворды должны соответствовать содержанию и целям урока;
б) логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся;
в) с целью поддержания интереса к работе с кроссвордами, необходимо использовать различные способы изложения задания.
При закреплении или повторении пройденного на уроках природоведения можно использовать уроки-экскурсии, уроки-путешествия.
Необходимо спланировать работу так, чтобы игровой сюжет проходил через весь урок. В начале урока детям сообщают правила игры, определяют, какую роль должны будут выполнять дети в процессе игры.
Необходимо продумать урок таким образом, чтобы каждый ребенок мог принимать участие в игре и получил от этого удовольствие. Не уменьшается объем изучаемого материала, так как дети работают быстро и каждый получает задание. Ни один ребенок не остается равнодушным, если провести урок по теме «Килограмм» или рассмотреть зависимость между величинами цена, количество, стоимость в процессе игры «Магазин».
Разновидностью урока-игры является урок-путешествие. Такой урок позволяет разнообразить виды работ, найти каждому ученику занятие по душе. На уроках можно предложить игры: «Составим поезд», «Проверь Незнайку», «Почта» и др.
Если игра-путешествие проводится на каком-либо виде транспорта, то материал подбирается так, чтобы он знакомил с соответствующими профессиями, раскрыл возможности применения вида транспорта в жизни. Например, если для путешествия выбирался автобус, то сначала дети-пассажиры должны «купить билет». Для этого они выполняют вычисления: набирают монеты на заданную сумму или решают задачу на зависимость величин цена, количество, стоимость. Чтобы правильно занять место в автобусе, детям предлагается записать примеры в два столбика по какому-либо определенному признаку. Решив пример, каждый узнаёт свое место (номер места). По ходу путешествия дети ведут путевые заметки, т. е. решают задачи о том, как изменяется количество пассажиров в транспорте. Например: Было 8 мальчиков и 9 девочек. Вышли - 5 пассажиров. Осталось?
Для того чтобы урок носил творческий и развивающий характер, надо воспитывать у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивать логическое мышление, приглашая детей в сказку. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивает формирование основы знаний. Можно провести игры: «Игра – путешествие» «Дюймовочка», подобрать загадки, кроссворды, картинный словарь и др. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.
Нельзя забывать о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только его содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда. Использование дидактических игр на уроках способствует более быстрому усвоению учебного материала, развитию познавательных процессов у обучаемых.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
Аристова Л. П. Активность школьников./ Л. П.Аристова - М.: Высшая школа, 2013.325с.
Берн Эрик «Игры, которые играют в люди. Люди, которые играют в игры»./ Берн Эрик - М.: изд. Группа «Прогресс» 2010г. 209с.
Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике./ Т. К. Жигалкина М.: Просвещение, 2012.375с.
Формирование познавательной активности школьников /Сб. статей. – Ростов-на-Дону: Альфамедиа, 2013.193с.
Щукина Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности./ Г. И. Щукина - Л.: Профессионал, 2012.165с.
6