МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №65 с углубленным изучением
английского языка»
учитель начальных классов
Фирсова Ирина Николаевна
Использование ИКТ для формирования познавательно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассных мероприятиях ( из опыта работы ).
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения наглядности. Где найти нужный материал? На помощь пришел компьютер и конечно же ИКТ. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся .
Использование ИКТ на уроках в полной мере позволяет реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности:
-принцип равенства позиций
-принцип доверительности
-принцип обратной связи
-принцип занятия исследовательской позиции
Использование ИКТ позволяет проводить уроки
-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
-обеспечивает наглядность
-привлекает большое количество дидактического материала
-повышает объем выполняемой работы
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
Детям очень нравятся герои, которые появляются на экране с сопровождают выполнение задания.(капелька, незнайка и др.)
Применение ИКТ
-расширяет возможность самостоятельной деятельности (разноуровневые карточки и задания)
-формирует навык исследовательской деятельности
-обеспечивает доступ к различным справочным системам
-способствует повышению качества образования.
Младший школьный возраст характеризуется психофизическими возрастными особенностями ,индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Именно поэтому очень важно большое внимание уделять формированию познавательно-исследовательской деятельности. Огромную помощь в этом оказывает ИКТ.
Особенностью учебного процесса с применением ИТ является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов ,выстраивает процесс познания.
Применение ИКТ способствует так же
-сделать урок эмоционально насыщенным, более наглядным ( при создании урока дети принимают активное участие, сами ищут наглядность и дополнительный материал к уроку)
-сокращает время для контроля проверки знаний учащихся
-дети учатся навыку контроля и самоконтроля.
Основная цель ИКТ-формирование познавательно-исследовательской деятельности, развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности.
Использование ИКТ позволяет выбрать индивидуальный темп обучения, используются различные методы и приемы:
-метод приема
-метод сравнения
-метод обобщения
-метод классификации
-метод формулировки понятий
-метод внутреннего плана действий
Все это ведет к формированию познавательно-исследовательской деятельности. Детям очень нравится принимать непосредственное участие в создании урока, пользоваться не только учебником, но и другими источниками.
При разработке уроков с ИКТ особое внимание здоровью учеников(дин.паузы, зарядка для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий). И здесь дети принимают активное участие ,создают презентации с зарядками, дин.паузами , играми. Т.о. труд затраченный на формирование и управление познавательной деятельности с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
-повышение качества знаний
-продвигает ребят в общем развитии
-помогает в преодолении трудностей
-вносит радость в жизнь ребенка
-позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
-создает благоприятные условия для взаимопонимания учителя и ученика и их сотрудничества в учебном процессе.
В процессе работы дети выполняют творческие задания: составление кроссвордов и ребусов по теме, изготовление учебных пособий, творческих сообщений, изготовление презентаций. Создают коллективные проекты и защишают их. Огромную помощь в моей работе оказывает учебный курс «Я-исследователь»
Результатом моей деятельности можно считать 100%участие моих учеников в школьной НПК, создание интереснейших проектов «Граффити-искусство?», «Мир кристаллов» и др.Также дети принимают активное участие во внеклассной исследовательской деятельности. Проекты «Число три в русском фольклоре», «Пермские писатели», «Образ Ивана Семенова» и др.были созданы в процессе познавательно-исследовательской деятельности.