СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование икт на уроках истории как средство активизации познавательного интереса обучающихся.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий. 

Просмотр содержимого документа
«Использование икт на уроках истории как средство активизации познавательного интереса обучающихся.»

Учитель истории: Жангужанова Гаухар Ереновна

КГУ «СОШ №33 имени К.Рыскулбекова»

г. Семей, Восточно-Казахстанская область

Республика Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование ИКТ на уроках истории.

Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.

В настоящее время в Казахстане происходит реорганизация всей системы образования. Казахстанская модель образования, вбирая в себя передовой опыт лидирующих стран, на рынке образовательных услуг, направлена на глобализацию и информатизацию образовательного процесса

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения.

Информатизация общества и образования, развитие новых информационных технологий – объективный и закономерный процесс. Веление времени диктует обновление технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих обучающихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Важной составляющей информатизации учебного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести такой урок с использованием информационных технологий, потому что –  это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и  умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области. 

Использование информационно-коммуникационных технологий  в практике работы учителя сегодня становится необходимым элементом профессиональной компетентности. Педагог сегодня учится и совершенствует свои знания, осваивая ранее незнакомый и непонятный компьютерный мир. Процесс этот творческий и многогранный.

На сегодняшний день приоритетным для школьников является умение самостоятельно мыслить и добывать знания, анализировать, обобщать и передавать информацию другим. И в этом им помогают информационные технологии, которые организуют взаимодействие учеников и учителей, мотивирует и стимулирует их на творческую, экспериментальную деятельность. Одной из важных проблем, стоящих перед современным учителем является активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. И решить эту проблему помогает внедрение ИКТ в учебную деятельность. 

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами и художественными образами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.

Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Новые учебники и программы разных авторов предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную (один параграф может содержать от 10 до 20–25 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие интереса к предмету – все это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, “погрузить” ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

Информационные технологии способствуют развитию новых качеств взаимодействия между учителем и учеником, создают положительную мотивацию на творческую, исследовательскую деятельность. Использование ИКТ – это, прежде всего, рациональное использование времени, повышение интереса к предмету, активизация учебной деятельности школьника.

История – один из тех предметов, в котором «говорят факты и только факты» – и поэтому требуется использование компьютерных технологий, аудио и видео дополнений для более красочного представления исторических материалов. Уроки с использованием презентаций, флипчартов для  интерактивной доски, интерактивных тестов и кроссвордов создают условия для повышения мотивации обучения, развивают познавательный интерес к истории, активизируют  учебную деятельность,  способствуют эмоциональному и духовному развитию ученика.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, уроки можно делить на три группы. 
1. Уроки демонстрационного типа.

Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам, а также презентации, которые учитель готовит урокам.

Приготовление презентации – увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

2. Уроки компьютерного тестирования.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, который прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. 
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. 

3. Дистанционное обучение, участие в олимпиадах.

В настоящее время проходит много дистанционных олимпиад. Проходят дистанционные олимпиады по истории Казахстана, как для учеников, так и для учителей, такие же дистанционные олимпиады по этнографии казахского народа. Работая с источниками, дети учатся лучше овладевать компьютером, интернетом, учатся задавать конкретные задачи.

С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение. Использование ИКТ даёт прекрасную возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения истории. 

Преимущества использования ИКТ:

  • использование СД-дисков, электронных учебников с текстовой, аудио и видеоинформацией, программы-тесты, делающие анализ ошибок, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся к предмету. Кроме этого большие возможности использование Интернета для получения материалов;

  • интегрирование урока истории с компьютером помогает сэкономить много времени, при этом обучение становится более интересным, содержательным и интенсивным;

  • этот метод обучения позволяет лучше оценить знания и способности ребенка, стимулирует его рост и дальнейшее освоение компьютера;

  • овладение учащимися информационных технологий способствует развитию творческих способностей, ведь создавая слайды, тесты, дети хотят, чтобы все было на высоком эстетическом и техническом уровне и стремятся к этому.

Использование ИК технологий повышает мотивацию обучения и имеет множество положительных сторон:

  • обогащение учащихся знаниями;

  • облегчается усвоение учебного материала;

  • вызывает стойкий интерес к изучению истории;

  • обогащает кругозор детей;

  • возрастает использование дидактических и методических материалов.

Цели применения ИКТ на уроках истории:

  1. сделать урок занимательным;

  2. за счет применения готовых карт, схем, тестовых заданий – повышение темпа урока;

  3. увеличение объёма самостоятельной и индивидуальной работы учащихся;

  4. осуществление оперативного контроля знаний учащихся.

  5. применение различных методов обучения – проблемных, игровых, развивающих индивидуальность творческие способности учащихся и их индивидуальность;

  6. реализация межпредметных связей;

  7. применение проектной деятельности учащихся.

Конечно, в современной школе компьютер не может решить всех проблем — он является многофункциональным техническим средством обучения.

Только в сочетании образовательных и информационно-коммуникативных технологий образования будет достигнута цель – эффективная организация познавательной деятельности детей в ходе учебно-воспитательного процесса и создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования, построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения.

Во внедрении ИКТ в образовательный процесс должны соблюдаться следующие принципы:

1. Принцип деятельности

— позволяет коренным образом изменить роль ученика: он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности.

2. Принцип минимакса

— учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения истории, которое обеспечивает освоение минимального уровня, то есть уровня, задаваемого стандартом.

3. Принцип вариативности

— позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из большого объема учебного материала учащиеся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям.

4. Принцип творчества

— позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых ученику потребуется придумать собственный метод.

6. Принцип психологической комфортности

— позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого ученика, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности.

Поэтому, прежде чем применять ИКТ на уроке, надо решить действительно ли это необходимо и насколько.

Роль учителя является ключевой в формировании информационной культуры учащихся. Внимание учеников, степень освоения ими получаемых знаний зависят от умения учителя правильно организовать занятие. Работа должна предусматривать наличие обратной связи, потребность которой определяется степенью сложности учебного материала. При применении ИКТ на уроках очень важны индивидуальный подход, учет личностных и психологических возможностей ученика, его возможности активно взаимодействовать с носителем информации. В зависимости от индивидуальных особенностей: характера обучаемости, уровня медиаобразовательных умений, степени мотивации необходимы соответствующие коррективы и варианты индивидуальной работы.

Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории.

Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся – актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

Список использованной литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение, 1989.

  2. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. № 4, 2003

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

  4. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика. № 8, 2003.

  5. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя // Педагогика. № 8, 2003.

  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000.

  7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 2000.

  8. Кузнецов И.Н. “Настольная книга преподавателя”, М., 2005 г.

  9. Мультимедийные продукты обучения // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1–3., 2001.

  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

  11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.

  12. Угринович Н. “Информатика и информационные технологии”. М., 2005 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!