Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания.
Е.В. Евсеева, учитель истории и обществознания высшей категории.
МОАУ «СОШ им. Н.Р. Ирикова с. Зилаир».
Одним из подтверждающихся прогнозов развития системы образования, по мнению большинства теоретиков и практиков, является всеобщая компьютеризация. Компьютер занимает все более прочное и видное место в образовательном процессе. Почему же все большее количество учителей используют компьютер на уроке? Ответ прост. Компьютер на уроке сегодня это: наглядность и эмоциональность, энциклопедия, электронный учебник,
доступный, щадящий контроль знаний.
Ускорение научно-технического прогресса поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Одна из задач школы на современном этапе – заложить фундамент подготовки члена общества к жизни в новом информационном мире. Использование новых информационных технологий (далее ИКТ) в практике работы учителя сегодня не мода, не увлечение, а реальная потребность. Это прежде всего возможность улучшить качество образования. В условиях формирования в нашей стране информационного общества, применение информационных технологий становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Теперь учитель может подготовить разнообразные задания, гипертексты, интерактивные карточки для опроса и систематизации знаний. Большую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают различные презентации видеоматериалы, анимированные карты. В итоге ребенок получает возможность индивидуального продвижения по пути приобретения и расширения исторических знаний.
Информационные технологии рассматривают сегодня как конкретный способ работы с информацией или как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. «… в современной трактовке информационная технология обучения - это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютер, видео- и аудиоаппаратуру, интерактивную доску и др.) для работы с информацией» [1]
Современное обучение сегодня трудно представить без мультимедиа
(англ.- многокомпонентная среда), которая позволяет использовать на уроках истории и обществознания текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. По - мнению Н.И. Шевченко: «Мультимедиапрограммы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийный продукт создает следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся:
• осуществляет отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного СД - продукта и интересами учащихся, учителя;
• прогнозирует мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;
• предоставляет выбор способов сочетания и интеграции средств конкретного мультимедийного продукта с традиционными способами обучения;
• создает оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах;
• удовлетворяет познавательный интерес к школьному предмету обществознанию, по конкретной теме. [2]
[1]- Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово»,2008г. с.127
[2]- Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово»,2008г. с.129
Компьютер - мощное средство воздействия на эмоционально- мотивационную сферу личности. Наибольшим влиянием в этом плане обладают компьютерные и электронные игры, презентационные игры.
Использование игр на уроках всегда способствовало повышению мотивации учащихся.
Психологи неоднократно отмечали как положительные, так и отрицательные факторы использования компьютера. Одним из положительных факторов является активизация познавательной и творческой деятельности учащихся. «… компьютер создает исключительно большие возможности для самовыражения учащегося, становления его личности» [3]
« Использование компьютерной техники во всех школьных учебных курсах значительно расширяет возможности развития творческой деятельности учащихся. Возникает новое направление в развитии как общих, так и специальных способностей, в числе которых оказываются ранее не называвшиеся в литературе компьютерные способности»[4]
Можно назвать еще целый ряд причин, почему, на мой взгляд, необходимо поддерживать процесс внедрение подобных информационных технологий в современных общеобразовательных школах:
они стимулируют образовательный интерес учащихся, внося новизну и разнообразие в образовательный процесс. Особенно если это связано с просмотром фото- или видеоряда и тем более, если предложенный для просмотра и обсуждения материал создан самими учащимися (речь идет о проектах-презентациях, которые активно внедряются сейчас в учебную практику и где акцент сделан на самостоятельную, активную, творческую учебную деятельность самих учащихся);
позволяют оптимизировать учебный процесс, т.к. сокращается время, которое на традиционных уроках, особенно в 5 – 6 классах, тратится на чтение текста учебника. Кроме того, электронные учебные пособия, которые мною активно применяться на уроках истории и обществознания, зачастую содержат более расширенную информацию по теме, чем традиционный учебник, к тому же, она бывает представлена в более наглядной форме. В этой связи хочется отметить мультимедийные учебники: «Обществознание. Практикум» (ООО «Марис»), «Всеобщая история 5 – 6 класс» (ООО «Кордис & Медиа»), «История Нового времени.7 класс» (ООО «Кордис & Медиа»), «История мировых цивилизаций» (ЗАО «Новый диск»). ИКТ позволяет провести виртуальные экскурсии. Большую помощь оказывают готовая продукция мультимедиа серии «Кирилл и Мефодий»;
ИКТ позволяет расширить объем предъявляемой учебной информации;
позволяет включить учащихся в коллективную деятельность (работа в парах, группах, работа над проектами);
В значительной степени облегчают труд учителя, т.к. позволяют учителю часть информации не проговаривать самому, и не писать на доске, а представлять в аудио или письменной форме на экране, делая необходимые акценты;
В случае, когда необходимо проверить знания, применение электронных учебников и, созданных самим учителем, проверочных тестов, творческих заданий и контрольных работ тоже очень удобно, т.к. позволяет осуществить как групповой, так и индивидуальный контроль знаний и дать объективную оценку этим знаниям;
способствует раскрытию творческого потенциала учителя. Создание презентаций, проектов, рекламных роликов требует знания ряда программ, таких как PowerPoint, Sound Forge, Adobe PhotoShop и немало усилий со стороны создателя, но результат стоит того. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Практика показывает, что демонстрация рекламных роликов или презентаций созданных учителем повышает его авторитет в глазах учащихся и стимулирует их самих к совместному с учителем творчеству.
[ 3]- Акимова М.Н. « Педагогическая психология как область научного знания педагога»// Самара. СГУ, СИПКРО, 2001г. с.190 [4]- Акимова М.Н. « Педагогическая психология как область научного знания педагога»// Самара. СГУ, СИПКРО, 2001г. с.196
Таким образом, очевидно, что хотим мы того или нет, информационные технологии неизбежно входят в нашу жизнь и современный учитель, чтобы не отстать от жизни и не утратить авторитет в глазах подрастающего поколения, должен постоянно совершенствоваться и осваивать все то новое, что преподносит ему жизнь.
Работа с мультимедийными программами косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, коммуникативные способности учащихся. Также формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработки. Уже на второй год использования мультимедийных программ повысилось качество обучения, мотивация.
В методическом плане работа с мультимедийным продуктом может осуществляться в разных формах, педагогически целесообразных для конкретной учебной ситуации и видения педагога:
может играть роль основного источника знаний по теме;
практическая работа учащихся (самостоятельный поиск новой информации, ее группировка и последующее обобщение, закрепление знаний по теме);
работа в группах по проблемно-поисковым задачам, работе с документами, таблицами, рисунками, иллюстрациями и т.д.;
проектная деятельность;
использование собственных презентаций при повторно – обобщающих
уроках («экологическая тропа», Кроссворд, КВН.)
Работа по использованию технологии мультимедиа начиналась с готовых мультимедийных учебных пособий по курсу «Обществознание» ЗАО «Новый диск» с учащимися 8 класса, энциклопедий, уроков истории с использованием «энциклопедии Кирилла и Мефодия». В практике моей работы ИКТ используется следующим образом:
на уроке
И КТ внеклассная работа по предмету
воспитательная работа
ИКТ на уроках:
дидактический материал
презентация
энциклопедии, словари
проекты
объяснение нового материала
упражнение на закрепление (заполнение таблиц, составление схем, заполнение пропусков в схемах)
работа с документами.
проверка домашнего задания (в т.ч. кроссворды).
Использование мультемедиаучебников, энциклопедий.
Сегодня существует большое количество обучающих и развивающих программ, так называемые «электронные варианты учебников». Большинство из них представляют собой тот же текст книги, лишь с несколько большим, чем в печатном варианте, количеством иллюстраций и с гиперссылками. Польза от таких изданий несоизмерима с тем вредом, который они наносят, т.к. работа с подобными продуктами заключается в прочтении больших текстов с экрана монитора. Турко Н.В., учитель из г. Минска предлагает использовать в обучении истории компьютерный учебник История России. ХХ век» Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова АА., Косулиной Л.Г. Внимание к этому мультимедийному продукту естественен, т.к. «одновременно является и учебником, и рабочей тетрадью, и учебным видеофильмом, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории». [5]
[5]- Турко Н.В. «Использование мультимедиаучебника на уроках истории и во внеурочной деятельности»// Информационные технологии в образовании.Минск. «Красико-Принт», 2008г. с.109
На своих уроках истории я использую «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия». СД-Rom содержит мультимедийные уроки к курсу, более 960 иллюстраций по каждому диску, 1480 энциклопедических и справочных статей, документы, аудио и видео материалы, проверочные задания и тесты. Благодаря использованию этих дисков, история «оживает». Учащиеся с удовольствием обмениваются мнениями по увиденному, отвечают на вопросы к документам.
2. Дидактический материал
Мною часто используются задания на соотношения определения и соответствующих им понятий.
Например: к теме «Древнерусское государство и общество»
Управляющий княжеским домом.
Исполнитель княжеских поручений.
Зависимый крестьянин-общинник.
Человек, находящийся на положении фактического раба в древнерусском государстве.
«Временный» раб за ссуду.
Дружинник.
Разбойник
А) Гридень Д) Тиун
Б) Закуп Е) Смерд
В) Огнищанин Ж) Холоп
Г) Тать З) Численник
Еще один способ использование ИКТ на уроке - заполнение схемы. Учащимся первоначально дается только схема и термины к ней. Затем правильный (заполненный) вариант. Такой вид работы позволяет за короткий период времени сделать большой объем работы, т.к. экономиться время по оформлению доски.
Например: к теме «Особенности объединения русских земель»
Схема русского централизованного государства ко второй половине ХVI в.
Расставьте в данной схеме следующие термины в соответствии с их статусом в государстве. Проведите связующие линии, а также обозначьте подчиненные связи:
Боярская дума
Великий князь
Боярин-наместник
Дворяне
Церковь
Приказы
Народ
Программы ИКТ позволяют создать упражнение с перемещением строк. Таким образом, учащимся можно предложить следующий вид работы:
Например: К уроку «Великая Отечественная война».
Расставьте следующие битвы и сражения Великой Отечественной войны в хронологической последовательности:
Курская битва
Смоленское сражение
Прорыв блокады Ленинграда
Наступление под Москвой
Сталинградская битва
Яссо-Кишеневская операция
Берлинская операция
Белорусская операция
Освобождение Киева
Висло-Одерская операция.
На уроках истории и обществознания большая работа отводиться для работы с понятиями. Преимущество использования ИКТ состоит в том, что на экране появляются все определения и вновь сохраняется время урока и не нужно писать и стирать на доске задание. Для проверки знаний можно использовать такие упражнения.
Например: Ниже приведены определения, все они соответствуют признакам государства. Со всеми ли Вы согласны?
Деление населения по признаку родства.
Отсутствие налогов
Суд на основе обычаев предков
Деление населения по территории проживания
Оплата труда чиновникам
Налоги
Управленческий труд не оплачивается
Наличие письменного законодательства
Наличие специальных учреждений по поддержке порядка.
Отсутствие специальных учреждений по поддержанию порядка
Наличие регулярной армии
Выборы руководителя, стоящего во главе сообщества
Наличие законов, регламентирующих порядок и поведение людей.
Заполнение таблиц.
Например: к темам: «Государственная дума и опыт российского парламентаризма (1906-1917гг)», «Политические партии России в феврале- октябре 1917г.»
3. Работа с документами на уроках истории проводиться мною также с использование готовой презентацией. Например, на уроке по теме: «Послевоенный мир. Начало «Холодной войны»», на экране сначала я предлагаю ознакомиться с текстом «Из речи
У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946г.», затем выполняются задания к документу и учащиеся дают ответы на вопросы (на экране).
4. Создание презентаций. Использование презентаций на уроке.
Сегодня учащиеся школы хорошо владеют информационно-коммуникационными технологиями, и перед учителем встает задача - развивать информационную культуру учащихся. Данная задача успешно через внедрение в проектный метод ИКТ, создание презентаций как самостоятельно, так и в содружестве с учителем.
Разного рода компьютерные презентации по истории сейчас нетрудно найти и на страницах Интернета. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Подготовка и использование презентации – это процесс творческий, который, безусловно, несет на себе печать индивидуальности человека, создающего презентацию. Кроме того, любая презентация требует детальной методической разработки урока и не может быть использована без привязки к этой разработке. Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры или истории войн, в которых участвовала наша страна. Создание презентаций очень тесно с проектной деятельностью. На уроках истории и обществознания используются исследовательские проекты как индивидуальные, так и групповые. В любом случае проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которые выполняют его в течение определенного отрезка времени. Например, проведено исследование «Первая мировая война в истории нашей страны». Естественно, что в работе учащимися были широко использованы Интернет-ресурсы. Результатом проектной деятельности стали электронные материалы (презентация), включающая биографические сведения о выдающихся полководцах, их портреты, высказывания по проблеме, таблицы, карты военных действий по теме.
5. Внеклассная работа по предмету.
За последние 2 года учащимися с помощью Интеренет –ресурсов созданы следующие проекты: «Куликовская битва», «Языческая культура Руси», «Беспризорная Россия», «Женщины в политике». Особое внимание – к участию учащихся 10-11 класса в проекте «Моя мала родина». Сначала учащиеся самостоятельно провели изучение разных сторон жизни нашего города, а затем, создав презентации по отдельным темам, выступили перед учащимися школы. Во внеклассной работе я охотно использую игровые проекты: викторина «100 вопросов и ответов по праву», игра «Путешествие по России».
Творческие отчеты о проделанной работе при выполнении проекта превращаются в праздники, конкурсы, «Фестивали проектов» на которые приглашаются учащиеся других классов. И чем интереснее, эстетичнее, профессиональнее оформление конечного результата, тем выше воспитательное значение мероприятия, глубже интерес к изучаемому материалу. Совсем не новая форма агитбригад (литературно-музыкальных композиций) выглядит по-иному, когда сопровождается электронными иллюстративными материалами.
То, что компьютер пришел в школу факт, конечно положительный, и наличие в каждом кабинете компьютера и мультимедийного проектора должно стать нормой. ИКТ придает процессу обучения новое дыхание. И для учителя истории становиться профессиональной необходимостью научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые представляют ему новые информационные технологии.
Пример проведения урока с использованием ИКТ.
Вот как можно использовать возможности презентации на уроке в 11 классе, тема которого «Первая мировая война».
Урок истории в 11 классе.
Тема: «Первая мировая война»
Урок: изучение новой темы.
Особенности проведения урока- 2 урока в один день.
Оборудование: на уроке применяется приготовленная презентация.
Презентация подготовлена группами учащихся по заданиям
(1-я группа- 1914год, 2- 1915год, 3-1916 год, 4-1917год, 5- 1918год)
и учителем - планы, повод, итоги).
Цели и задачи урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о масштабах, основных фронтах Первой мировой войны, исторических деятелях этого периода; познакомить учащихся с ходом военных действий и итогами войны; способствовать формированию негативного отношения к войне как способу решения конфликтов; способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами.
План урока.
Ход урока | Презентация |
1. Организационный момент. Учитель говорит о целях и задачах урока | Слайд № 1 |
2. Рассказ учителя: Геополитическая ситуация в мире в 1906-1914гг. Зоны и сферы столкновения интересов. Боснийский кризис 1908-1909гг. Цели и планы главных участников войны. Повод и начало войны Полководцы первой мировой войны Основные битвы | Слайд № 2,3,4,5 Слайд № 6,7,8,9,10, Слайд № 11 |
3. Сообщения учащихся (опережающее задание по группам) 1-я группа- 1914 год. Вопросы: План молниеносной войны, его срыв. Крупнейшие сражения. Наступление русской армии в Восточной Пруссии. Успехи в Галиции 1914г. Главные итоги 1914г. 2-я группа-1915г. Вопросы: Стратегические задачи тройственного союза. Поражение в 1915г. Изменение внутриполитической обстановки в России. Итоги военной компании 1915г. 3-я группа- 1916г. Вопросы: Основные сражения 1916г. Брусиловский прорыв. Военные действия на Кавказе. Основные сражения на море и их итоги. 4-я группа 1917г. Россия в Первой мировой войне в 1917-1918гг. Особенности военных действий в 1917г. Главные сражения. Главные итоги военной компании 1917г. 5-я группа- 1918г. В чем заключался последний стратегический план германского командования, разработанный Гиндербургом. Почему он провалился. Поражение в войне стран Тройственного союза, причины. Окончание Первой мировой войне. | Слайд №12 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 |
4. Учитель подводит итоги войны. Подписание договора. | Слайд № 18 |
5. Закрепление темы (индивидуальная работа).
Упражнение № 1. Заполните пропуски:
Германское правительство обратилось с просьбой о перемирии к президенту…………. Он потребовал от Германии отвода войск с захваченных территорий, создания правительства, ответственного перед рейхстагом и ……..После выполнения этих условий ….. в…… в штабном вагоне маршала……… было подписано перемирие.
/В. Вильсону; отречение кайзера; 11 ноября 1918г.; Компьенском лесу; Фоша/
Упражнение № 2. Сгруппируйте предложенные фразы по определенным основаниям:
а) Э. Фалькенгайт;
б) битва у Фольклендских островов;
в) А.В. Самсонов;
г) создать угрозу захвата столицы Франции и окружить большую часть французских войск;
д) П. Гиндербург;
е) П.-К. Ренненкампф;
ж) Ютландское сражение;
з) главные удары нанести через Бельгию и неукрепленную границу Франции;
и) после разгрома Франции начать военную операцию против России.
/ а, д- начальники генерального штаба Германии в период Первой мировой войне;
б, ж- морские сражения первой мировой войны;
в, е командующие русскими армиями в Восточной Пруссии, разгромленные немецкими войсками;
г, з, и - положения плана Шлиффена/
Упражнение № 3. Тест:
1.Что явилось поводом для начала Первой мировой войны летом 1914г.:
а) испытание Германией химического оружия;
б) завершение строительства железной дороги Берлин-Багдад-Басра;
в) убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола эрц -герцога Франца Фердинанда.
2. Когда Россия вступила в Первую мировую войну:
а) июль 1914г.;
б) сентябрь 1914г.;
в) август 1914г.
3. Главнокомандующим Юго-Западного фронта в 1916г. был:
а) А.А. Брусилов;
б) Я.Г. Жилинский;
в) А.В. Самсонов
4. Россия из Первой мировой войны вышла на основе мирного договора, подписанного в:
а) Риге;
б) Варшаве;
в) Мюнхене;
г) Бресте
5. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
а) Брусиловский прорыв;
б) Восточно-Прусская операция;
в) Галицийская операция;
г) Эвакуация русских войск из Варшавы;
д) Горлицкий прорыв.
б,в,д,г,а
Литература:
Акимова М.Н. « Педагогическая психология как область научного знания педагога»// Самара: СГУ, СИПКРО, 2001г.- 314с.
Алексеев Н.А. «Личностно-ориентированное обучение в школе»
// Ростов-на Дону: изд-во «Феникс», 2006г. - 340с.
Корнева Т.А. «Обществознание. Уроки учительского мастерства»
//Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006г.- 270с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие под редакцией С.Ю. Смирнова.// Москва: «Academ A»,1998г.- 421с.
Скороходова Н.Ю. «Психология ведения урока»// Санкт-Петербург: «Речь», 2002г. -211с.
Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово», 2008г.- 208с.
Турко Н.В. «Использование мультимедиаучебника на уроках истории и во внеурочной деятельности»// Информационные технологии в образовании. Минск. «Красико-Принт», 2008г. с.173