СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы, МХК.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Учителю русского языка необходимо, • во-первых, сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. (Слайд) • Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. (Слайд) Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. • В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много. Я работаю по следующим направлениям: - использование готовых программных продуктов, (Слайд 2) - работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher) - работа с ресурсами Интернет. В своей работе я использую готовые программные продукты («Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия», 1С: Репетитор, БЭНП-Библиотека электронных наглядных пособий «Литература», Мировая художественная культура, серию «Наследие человечества», мультимедийную книжку «Страна Лингвиния»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков. Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой: слайд 3. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: • при объяснении нового материала; • закреплении; • повторении; • контроле знаний, умений и навыков. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач: • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; • увеличивает объем использования наглядности на уроке; • экономит время учителя при подготовке к уроку. Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов: • обогащает урок эмоциональной окрашенностью; (Слайд 4) • психологически облегчает процесс усвоения; • возбуждает живой интерес к предмету познания; (Слайд 5) • расширяет общий кругозор учащихся; • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. (слайд 6) Уроки литературы - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным. Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к работам по литературе, МХК. Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Например, на уроке по теме «Не с именами прилагательными» схема помогает обобщить изученный материал, закрепить его. Особо важные моменты на схеме выделяются цветом, учащиеся приводят примеры по схеме, составляют предложения на все случаи. Очень важны задания с последующей проверкой, так как активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, при проверке объясняют орфограммы, пунктограммы, затем на слайде появляются правильные буквы, учащиеся ещё раз проверяют правильность написания. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе. Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для • оформления результатов групповой работы • выпуска информационного листка, раздаточного материала. Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. Интересный материал находится на готовом диске БЭНП в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры, а затем знакомимся с художественными системами. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет». Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Применение компьютерных технологий позволяет мне: • наполнить уроки новым содержанием; • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; • формировать элементы информационной культуры; • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; • идти в ногу со временем. Следует отметить, что в применении информационных технологий, как считают многие методисты и учителя-предметники (*К.А.Кипа, И.Н.Черкасова), необходима систематичность. Использование ИКТ только в качестве дополнительного технического средства обучения снижает их результативность. Однако считаю, что нельзя превращать использование информационных технологий в самоцель, т.к. не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Применение данных технологий необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности.