СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ - технологий на уроках и внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация, развитие любознательности каждого ученика в школе, повышение мотивации к учению, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность образовательной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ - технологий на уроках и внеурочной деятельности»

Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения познавательной активности обучающихся


"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

Бернард Шоу

Социализация, развитие любознательности каждого ученика в школе, повышение мотивации к учению, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность образовательной деятельности.

Разнообразная внеурочная деятельность (олимпиадное движение, интеллектуальные конкурсы и викторины, предметные недели, проектная деятельность) способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на традиционном уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, создает условия непрерывности образования. Включение учащихся в различные виды внеурочной деятельности обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические универсальные учебные действия.

Интеллектуальные игры - соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов в одно целое. Интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Игры дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания, выстраивать коммуникативные связи в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

Использование ИКТ в настоящий момент является неотъемлемой частью современного образования, которое предъявляет новые требования к педагогу в организации образовательной деятельности и к её результатам. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации стратегии развития информационного общества. Использование ИКТ является одним из принципов современного образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий повышает мотивацию детей к учению.

Напомню слова А. С. Макаренко, «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

Систематическое использование в образовательной деятельности интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности повышает уровень познавательной активности обучающихся. Для того чтобы игра прошла познавательно и интересно для детей, необходимо проведение большой подготовительной работы. И начать эту работу необходимо с определения целей и задач игры.

Выбор темы определяется выдвинутой проблемой, которая показывает взаимосвязь всех дисциплин естественнонаучного цикла.

Когда определена тема и проблема, подбираю круг вопросов, связанных с метапредметной деятельностью. Отвечая на такие вопросы, обучающиеся выбирают такие действия и решения, которые основываются на предметном результате. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучению предмета как к системе знаний о мире, формируется целостное представление о мире, взаимосвязях его частей. Таким образом, применяя ранее приобретенные познания в различных областях наук, ребенок, применяя их в новой нестандартной ситуации, приобретает жизненный опыт. Это и есть требования второго поколения образовательных стандартов.

Перед каждой игрой, определяются правила, которые оглашаю в начале игры. Условия проведения и правила игры должны быть четкими и понятными.

Интеллектуально- познавательная игра всегда состоит из нескольких этапов, каждый этап обязательно оценивается. Ошибки анализируются после ее завершения. Вводится элемент соревнования, что повышает активность. Составляю интеллектуальные игры таким образом, чтобы начальные задания были более простыми, т. к. успех в начале игры — обязательное условие.

Применение целого ряда методов позволяет изучить исследуемую проблему: использование в урочной и внеурочной деятельности интеллектуальных игр повышает уровень познавательной активности обучающихся посредством игр на основе использования ИКТ.

Наблюдение — это очень доступный метод.

Цель метода наблюдения: определить уровень познавательной активности учащихся, динамику интереса к обучению.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Во – первых, после проведения таких игр, ребята с интересом рассказывают о новых фактах, задачах, парадоксах, головоломках. С нетерпением ждут новых встреч.

Во – вторых, с большей активностью участвуют в международных интернет – олимпиадах, (международный проект «videourоki.net») где участие в этих проектах не является обязательным, участие учащихся это их внутренний мотив.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать интерес к овладению знаниями. Игра ставит ученика в условия поиска, побуждает интерес к победе.

Успех в решении задач активизации и развитии познавательной активности, заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Интеллектуальная викторина «Великолепная семерка»

для учащихся 5 – 6 -х классов

Цель

Повышение уровня познавательной активности обучающихся посредством использования в урочной и внеурочной деятельности интеллектуальных игр на основе использования ИКТ.

Оформление:

интерактивная доска или планшет;

проектор;

персональный компьютер.

ПО MS PowerPoint

Ход мероприятия

С первого года жизни ребенка окружает наука. Мы учим ребенка математике, спрашивая, сколько ему лет. А ребенок в ответ показывает один пальчик. Свойство языка различать кислое, сладкое, соленое, горькое позволяет ребенку выбирать любимую пищу. Способность ребенка слышать и видеть дает возможность познакомиться с такими физическими материями как свет, звук. Так входит наука в нашу жизнь. Благодаря открытиям прошлого, ученые создают новые технологии. Сохранившиеся открытия дают возможность решать сложные технологические задачи. Благодаря Архимеду, Платону, Ньютону были открыты физические законы. Мы изучаем их в школе. Дальнейшее изучение наук необходимо для новых открытий.

Правила:

Синий раунд

  1. Команды по очереди выбирают категорию и цену вопроса.

  2. Команда дает ответ, в случае неправильного ответа предоставляется возможность ответа другим командам, а баллы по цене вопроса снимаются.

  3. При правильном ответе баллы начисляются той команде, которая дала правильный ответ.

  4. Если на вопрос никто не ответил, ответ дает жюри.

  5. Среди вопросов есть два вопроса «Кот в мешке». Команда, которая получила такой вопрос, должна передать его другой команде по своему усмотрению при этом ее баллы не меняются. Баллы начисляются или вычитаются у той команды, которая должна дать ответ.

  6. Время на обсуждение вопроса 45 сек.


Красный раунд

    • Правила те же, что и в синем раунде.

    • Получив вопрос «Кот в мешке» команда обязана сделать ставку в размере, не превышающем сумму заработанных баллов. Другие команды тоже делают ставки, но отвечает та команда, чья ставка больше.

Синий раунд


В поисках пропавшего слова.


Заданий на 10 баллов

Предлогом стоит в моем начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (За + Дача = Задача.)


Задания на 20 баллов

Первый можно завязать,

Если галстук папин взять.

А второй, словарь листая, -

Мера скорости морская. (Узел.)



Задания на 30 баллов

Первое – летом, весной выпадает,

Льдинками все то, что в садах побивает.

Ну, а второе – мужчин украшенье,

Нету у многих его, к сожаленью.

А вот все вместе – то мера углов,

Температуры горячих голов. (Град + Усы = Градусы.)


Задания на 40 баллов

Вначале – двойка. Далее – мужчина,

Высокого он титула и чина.

А слово целиком – обозначенье,

Дробящее на дозы обученье. (Пара + Граф = Параграф.)


Задания на 50 баллов

Первому слогу, что в море живет,

Целое слово никак не пойдет!

Да и второму оно не к лицу:

Нет ведь военных парадов в лесу. (Кит - ель).

Синий раунд

Живые барометры

Задания на 10 баллов

Кошка сворачивается во сне клубком. (К холоду)


Задания на 20 баллов

Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне. (Лето будет холодным)


Задания на 30 баллов

Соловей поет всю ночь. (Будет хорошая погода)


Задания на 40 баллов

Пчелы сидят в улье и громко гудят. (К непогоде)


Задания на 50 баллов

Кричит иволга. (Предвещает дождь — название этой птицы произошло от слова «влага»)

Синий раунд

Все есть число

Задние на 10 баллов

Отрезок, длина которого равна 1. (Единичный)


На руках 10 пальцев сколько пальцев на 10 руках(50)

Задание на 20 баллов

Какую планету символизирует число семь в нумерологии? (Нептун)

Задание на 30 баллов

Назовите единственное сооружение из семи чудес света, сохранившееся до наших дней. (Египетские пирамиды)

Задание на 40 баллов

Еще древнегреческий философ Платон определил четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Средневековые схоласты (средневековые философы) добавили к ним еще три. Какие? (Вера, надежда, любовь)

Задания на 50 баллов

В римской школе было семь учебных предметов: грамматика, диалектика (искусство вести спор), риторика (красноречие), арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Каким общим словом назывались эти предметы? («Свободные искусства»)

Синий раунд

Сказка ложь, да в ней намек

Сказка ложь,

да в ней намек —

добрым молодцам — урок.

Пусть намеков в сказке много,

Не судите ее строго.

Сказка учит всех людей

Быть мудрее и добрей.

Сказка - не обман, а тайна,

Не напутайте случайно.

Сказка – кладезь, ясный свет,

Главное – найди ответ .


Задания на 10 баллов

Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно - гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)


Задания на 20 баллов

Послушайте старинную легенду об армянском каменотесе.

В отвесной скале каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И всё же спустя века нашёлся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня. Как вы думаете ребята почему?

(Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать. Беречь воду)


Задания на 30 баллов

Жили-были две лягушки, и были они две неразлучные подружки. Вот однажды, прыгали они, прыгали и допрыгались – угодили обе в кувшин с молоком. Барахтались они, барахтались, барахтались они, барахтались, в общем, долго и нудно барахтались, пока одна не сказала: - Все! Хватит! Устала! Все равно не выберемся, а сил уже нет, будь что будет… - сложила лапки и захлебнулась в молоке. А другая продолжала барахтаться как вдруг, почувствовала под лапками что-то твердое. Лягушка осмотрелась и прошептала «О! Чудо! Я спасена!» -

Как оказалась лягушка спасенной и чему учит эта сказка?

молоко превратилась в масло. , в ее голове все время крутились одни и те же слова: «Лучше умереть в борьбе за жизнь, чем знать, что есть шанс на спасение и им не воспользоваться.. Умереть я успею всегда…». Так, с этими словами она продолжала барахтаться, пока уже окончательно не выбилась из сил, Лягушка так хотела жить, что собравшись с последними силами и ВЫПРЫГНУЛА из злополучного, а может и счастливого кувшина, так как только теперь лягушка окончательно усвоила один урок, что как бы ни было тяжело и как бы близко не подбиралась безысходность, за жизнь стоит побороться до конца, до последней капельки силы в теле. Наверное, с тех пор лягушек и стали называть «Лягушки - холодушки» и приписывать им чудные свойства…


Задания на 40 баллов



Задания на 50 баллов

Укажите, какие права нарушали Карабас – Барабас, Лиса, Поп, Маша.

(На жизнь: Карабас - Барабас, на труд: Поп, на свободу и неприкосновенность: Маша, на защиту чести и достоинства: Лиса)

Синий раунд

Таинственная личность

Задания на 10 баллов

Этот ученый первым отказался от идеи о выделенном положении Земли во Вселенной.

Земля в предложенной им системе, как и другие планеты, обращается по окружности вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси (Николай Коперник).

Задания на 20 баллов

Древние греки изображали богиню Гигею в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Сегодня «сосуд Гигеи» является символом одной из областей научно и практической деятельности человека. Какой именно? (медицины)

Задания на 30 баллов


Русский мореплаватель, адмирал. Учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. Участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле "Надежда". По окончании плавания произведен в чин капитан-лейтенанта. Был начальником кругосветной антарктической экспедиции. (Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич)



Задания на 40 баллов

Во время империалистической войны, как сообщали газеты, с французским летчиком произошел совершенно необыкновенный случай. Летая на высоте двух километров, летчик заметил, что близ его лица движется какой-то мелкий предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Представьте изумление летчика, когда оказалось, что он поймал... германскую боевую пулю!

Пуля ведь не все время движется со своей начальной скоростью 800 — 900 м в секунду. Из-за сопротивления воздуха она постепенно замедляет свой полет и к концу пути — на излете — делает всего метров 40 в секунду. А такую скорость развивает и самолет. Значит, легко может случиться, что пуля и самолет будут иметь одинаковую скорость; тогда по отношению к летчику пуля будет неподвижна или будет двигаться едва заметно. 

Какой литературный персонаж смог проделать это?( Прославленный лгун Мюнхгаузен)


Задания на 50 баллов

Около дома Эдисона раскинулась роскошная цветочная клумба, и редкий прохожий не стремился подойти рассмотреть чудесно ухоженные цветы. Правда, для того, чтобы попасть в сад, приходилось проходить через трудноподдающийся турникет. Один из друзей спросил хозяина: "Что за дурацкое колесо стоит у Вас в саду, и почему его так тяжело поворачивать?" "Уверяю Вас", — ответил Эдисон, — "оно не глупее человеческого любопытства..." Для чего использовался турникет?

Он приводил в действие насос для поливки цветов

Слова Эдисона продолжение Каждый, кто его поворачивает, накачивает в расходный бак - он там, на крыше -35 литров воды

Красный раунд

Физика

Задания на 100 баллов

Какую скорость развивает во время полёта птица Эму? (Страусы не летают)


Задания на 200 баллов

Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение лета Арктикой, значительно больше, чем получаемое такой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно?

Это объясняется тем, что Арктика покрыта снегом, и большая часть тепла отражается им.


Задания на 300 баллов

Температура плавления стали 1400°C. При сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600°C. Почему ствол орудия не плавится при выстреле?  

Из-за быстрого сгорания заряда пороха. Сгорание заряда пороха при выстреле происходит довольно быстро, и ствол орудия не успевает прогреться до температуры плавления.

Задания на 400 баллов

Вскоре после старта в космический корабль «Аполлон-12» ударили две молнии, не причинив никакого ущерба ни кораблю, ни его экипажу. Внимательный пассажир самолета может предвидеть удар молнии, обратив внимание на резкое усиление огней св. Эльма на концах крыльев и других остроконечных предметах. Светящиеся полосы могут достигать 3 − 5 м в длину и 15 см в ширину. Почему молния не причиняет вреда ни транспорту, ни пассажирам?

(Высокочастотный ток молнии не может принести вреда. Высокочастотный ток молнии не проникает в глубь металлического корпуса автомобиля, самолета и т. д., а течет по поверхности. Поэтому, если только молния не попадет в бак с горючим и не вызовет его взрыва, пассажиры вообще могут не заметить разряда.)


Задания на 500 баллов

В чистом стеклянном стакане налито некоторое количество воды. Как она расположится, если стакан с водой попадает в условия невесомости? (Вода покроет все стенки стакана.

Вследствие полного смачивания водой стенок стакана и отсутствия весомости вода покроет все стенки стакана как внутри, так и снаружи)


Красный раунд

Математика и информатика

Задания на 100 баллов

Абак — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме. В чем отличие русского абака от римского? (В использовании 10- ричной системы счисления)


Задания на 200 баллов

Если к моим деньгам прибавить половинку того, что я имею, то у меня будет 30 руб. Сколько у меня денег? (20руб.)


Задания на 300 баллов

Заменяя одну букву другой перейти:

  1. от слова ЛОТ к слову ДЫМ;

  2. от слова КОТ к слову СЫР;

  3. от слова ЛУК к слову РОК.


  1. лот-лом-дом-дым

  2. кот-мот-мор-сор-сыр

  3. лук-лак-рак-рок


Задания на 400 баллов

Знак равенства ввел в 1556 году Английский математик Рекорд. Он объяснил это тем, что ничто не может быть более равным, чем два ... ? (два параллельных равных отрезка)


Задания на 500 баллов

В древности такого термина не было. Его ввел в семнадцатом веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это? (радиус)

Красный раунд

Экология

Задания на 100 баллов

Какая часть геометрической фигуры с помощью мягкого знака можно превратить в полезное ископаемое (Угол)

Задания на 200 баллов

Экологическая ситуация. Авария на танкере, перевозившего нефть. Нефть попадает в открытый океан. Чем страшна пленка нефти на поверхности океана толщиной всего в «одну молекулу»? (Ответ: Самые страшные последствия нефтяной пленки – гибель морских животных, уменьшение испарения воды,


Задания на 300 баллов

Что нам добавляют в хлеб, чтобы использовать на производстве низкосортную муку и "экономить" необходимую сдобу (масло, яйца и др.): 


В современном мире с развитием пищевой промышленности возникает необходимость в использовании всевозможных химических добавок, которые замаскировали под буквенно-численный код Е-***.

Задания на 400 баллов

Без этих добавок невозможно представить себе колбасные изделия. В процессе обработки колбасный фарш теряет свой нежно-розовый цвет, превращаясь в серо-бурую массу. Тогда в ход идут нитраты и нитриты, и вот с витрины на нас "глядит" уже вареная колбаса цвета парной телятины. Что это за добавки?

*Е250 - нитрит натрия 
* Е251 - нитрат натрия 
* Е252 - нитрат калия

Задания на 500 баллов


В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку.

(божья коровка)

Красный раунд

География и биология

Задания на 100 баллов

Кругосветное путешествие («кругосветка» ) — путешествие, маршрут которого проходит через все меридианы (реже через все параллели) и при этом пересекается с двумя противоположными точками Земли (расстояние между любыми двумя такими точками приблизительно равно половине земного экватора, или 20 тыс. км. ) Если такое путешествие осуществляется без оказания внешней помощи, без пополнения запасов воды, провизии, оборудования и пр., то такое путешествие называется Кругосветным безостановочным путешествием.

Назовите фамилию португальского мореплавателя, совершившего первое в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара. (Фернан Магеллан, 1519-1561)

Задания на 200 баллов

По названию, какого германского города именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку? (Гамбург – Гамбургер)


Задания на 300 баллов

Существует легенда о том, почему береза почернела. Собрались как-то десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю русскую враг иноземный, ушли добры молодцы свой край защищать. Не все вернулись. На веселых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обещание всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девицы переселилась в березу, которая приняла ее страдания и печальный образ.

Какую роль играют черные точки на березах с точки зрения науки?

(Это отдушины, через которые береза дышит, так как береста непроницаемая) Издавна считалось, что береза - символ женской красоты, а потому листву ее народ сравнивал с русою косою, а иной раз - и с ярким, праздничным сарафаном. Белый ствол же становился метафорическим перевоплощением девичьего стана.


Задания на 400 баллов

В каком российском городе происходило действие сказки К.И. Чуковского “Мойдодыр”?

И тебе головомойку,
Неумытому, дадут –
Прямо в Мойку,
прямо в Мойку
С головою окунут!
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
И кусает, как волчица.

(Ленинград, ныне Санкт-Петербург)

Задания на 500 баллов

Более чем за 100 лет н.э. греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте земного шара параллели и меридианы и ввести хорошо теперь известные географические координаты – широту и долготу, и обозначить их цифрами. В 18 веке французский математик Н.Оресм, ввел по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и назвать широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.

Сейчас с помощью данного метода можно кодировать графическую информацию. С именем, какого ученого связана привычная для нас с вами прямоугольная система координат?

(Декарт)

Рефлексия

Букет настроения”.

Литература

  1. http://easyen.ru/ озвученный шаблон «Своя игра»

  2. www.uchkopilka.ru

  3. http://uchkopilka.ru/matematika/konspekty-i-stsenarii/item/3751-matematicheskaya-viktorina-vneklassnoe-meropriyatie-v-5-klasse

  4. http://www.dyhanie.ru/

  5. http://www.moeobrazovanie.ru/

  6. http://www.delfi.lv/tech/nauka/oni-ne-vernulis-domoj-puteshestvenniki-pogibshie-v-ekspediciyah.d?id=43822746&page=2

  7. http://harunakaze.appspot.com/ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0



Фотоотчеты интеллектуальных игр


19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!