СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данном файле представлен отчет по теме "Использование ИКТ-технологий на уроках математики".
МБОУ «Хлеборобная общеобразовательная средняя (полная) школа»
Быстроистокского района
Алтайского края
Отчет по теме самообразования
«Использование
ИКТ - технологий на уроках»
Срок работы над темой: 2013 – 2016 гг
Выполнила: Курапова Екатерина Сергеевна,
учитель математики и информатики
2016 г
Аннотация
Одной из важнейших задач информатизации современного общества является использование информационных технологий в образовании. Процесс информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека создаёт предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику информационных и коммуникативных технологий.
Стремление использовать компьютерные технологии на уроках математики, продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:
• сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;
• педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения;
• компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.
Пояснительная записка
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются "субъект-субъектные" отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны математических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события или явления. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Цель работы над темой самообразования:
• развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной
самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде;
• формирование компонентов информационной культуры учащихся и учителей, а именно: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.
Для достижения поставленной цели мною была сформулирована следующая задача: использовать современные информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе в рамках классно-урочной системы:
- в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
- для организации обратной связи учащихся с преподавателем, построения индивидуальной траектории обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности;
- для организации самоконтроля обучающихся и функции учительского контроля,
мониторинга учебной деятельности за промежуток времени.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
• полная или частичная замена деятельности учителя;
• фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
• использование диагностических и контролирующих материалов;
• выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
• использование игровых и занимательных материалов;
• использование сети Интернета.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы (использование Интернета).
Основной материал
1. Понятие ИКТ и их значение в образовательном процессе
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Так, например, к технологиям информатизации образования в полной мере могут быть отнесены приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, методы обучения педагогов эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.
Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы. В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации: CD-ROM, DVD и т.д. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.
Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или ICQ общение между участниками образовательного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время. Такой диалог, может быть, растянут во времени -вопрос может быть задан сегодня, а ответ на него получен через несколько дней. С помощью таких подходов становится возможным обмен информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), что позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.
2.Теоретическая база.
Повышение уровня информатизации и компьютеризации образования оставляет актуальным переход от информационной, знаниево-ориентированной к личностно ориентированной парадигме образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), где абсолютной ценностью является сама личность в ее самобытности и целостности. Мультимедиа технологии на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях. Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию. В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление использования ИКТ рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, способное значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся (Е.И.Машбиц и М.В.Монахов).
Являясь сторонником второго направления, я предприняла попытку выявить особенности организации и методики проектирования урока с использование мультимедиа - технологий.
Брыксина О.Ф. выделяет следующие этапы конструирования урока с использованием информационных технологий и ресурсов сети Интернет:
1. Концептуальный.
2. Технологический.
3. Операциональный.
4. Педагогическая реализация.
Опираясь на эти идеи, я считаю, что технические возможности ИКТ-технологий могут быть оптимально реализованы в решении проблемы повышения эффективности обучения при выполнении совокупности следующих организаторских усилий педагогов в ходе образовательного процесса:
Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.
- Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
- Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
- Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
- Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.
- Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы с объектами ЭИОН в структуре урока.
- Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.
- Разработка структуры, планирование этапов урока.
3. Организация учебно-воспитательного процесса.
Использование компьютера и мультимедиа программ в образовательном процессе влечет за собой ряд изменений в организации процесса обучения. Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
- принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;
- принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
- принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;
- принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
- принцип авторского участия в учебном процессе;
- принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
- принцип мультимедийного представления учебной информации.
4. Содержание образования.
Содержание образования в данной работе понимается как педагогически обоснованная, логически упорядоченная научная информация о подлежащем изучению материале. Оно определяет своеобразие обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности школьников. Содержание образования является ядром, вокруг которого "нарастают" методы его освоения, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития школьников. Отбор содержания математики, в которую входит изучаемая тема, проводится и отражается в учебной программе. Однако, наличие учебной программы по математике не исключает дальнейшей творческой работы преподавателя по отбору содержания учебных вопросов, изучаемых в данной теме.
При проектировании содержательного наполнения урока следует определить: что необходимо рассказать ученикам, что они изучат самостоятельно, какие необходимо задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительные сроки, как контролировать успешность процесса.
Отбор содержания образования при организации образовательного процесса с использованием ИКТ-технологий базируется на дидактических принципах, представленных выше, и включает следующие элементы:
• отбор по принципу генерализации - концентрация содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которой базируется учебная дисциплина;
• отбор по принципу научной целостности, который означает, что рассматриваемая тема является частью учебной дисциплины;
• отбор по принципу обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины;
• отбор, основанный на использовании современного научного содержания, новых научных достижений, теорий и фактов;
• отбор такого содержания, которое должно соответствовать общим целям подготовки специалистов;
• отбор содержания доступного для усвоения.
Критерии работы с содержанием урока:
• практическая значимость;
• доступность понятий, объема материала;
• эмоциональная значимость фактов и идеи;
• непротиворечивость фактов и идей, проблемность.
5. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.
Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. Образование ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей школьников, обеспечивая максимальную свободу исходного выбора и последующую мобильность личности, такое образование должно предоставлять каждому свою возможную траекторию движения. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции. При таком подходе к конструированию уроков неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
В этом случае они становятся более многогранными и ориентируются, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности обучаемых. Им становятся присущи такие свойства как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар-компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Пример урока с использованием компьютерной презентации в приложении 1.
Мультимедиа технологии могут быть использованы на различных этапах урока математики, сконструированного с помощью мультимедийного оборудования
Активизация познавательной деятельности
Я использую презентации для устных упражнений. Работа по готовому чертежу
способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять на уроках геометрии. Например, при изучении геометрии в 7 классе, когда дети ещё не знают и не умеют оформлять задачи, на первых уроках мне помогают слайды «Решение задач на готовых чертежах»
Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Мультимедиа презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, звуковое оформление, дикторское сопровождение, фотографии, рисунки, слайд-шоу, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основные преимущества презентаций - наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала. Поэтому создание презентаций и использование мультимедийной доски помогают мне активизировать познавательную деятельность учащихся.
Изучение нового материала
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождаю демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем даю объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представляю на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
Решение текстовых задач
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и, в общем, видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.
Контроль знаний
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать "выбери ответ из предлагаемых вариантов" и "напиши правильный ответ".
Домашнее задание
В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию об ученых-математиках, математических величинах, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office.
Для детей с повышенной мотивацией предлагаю им сайты, где они могут найти дополнительную информацию по теме или дистанционно проверить уровень своих знаний, а также участвовать в различных олимпиадах и конкурсах.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Учащимся я также предлагаю самостоятельно делать презентации, т.к при использовании таких форм работы детьми приобретаются следующие умения и навыки:
• поиск и выделение необходимой информации;
• структурирование информации;
• анализ и синтез информации;
• интеграция информации из разных отраслей знания;
• умение соотносить различные типы информации, например текстовую и графическую;
• умение исследовать имеющуюся информацию и творчески ее применить;
• умение самостоятельно работать и организовывать себя;
• умение выступать перед аудиторией;
• навыки работы на компьютере;
• чувство художественного вкуса, меры, знание основ дизайнерского искусства.
Именно с помощью презентации, выполненной в программе PowerPoint, ученики быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами. Презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации, усиливает воздействие выступления.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения (включение упражнений для снятия утомления учащихся, напряжения глаз). Использую всевозможные физкультминутки и гимнастики для глаз.
Большая роль отводится ИКТ и в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
ИКТ успешно применяется и во внеурочной деятельности школьников. Применение ИКТ во внеурочной деятельности обеспечивает:
- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
- активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
- углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);
- усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
- закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.
Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:
• вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
• формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
• формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
• развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
• развитие познавательной и творческой активности учащихся;
• формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
• развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
• повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
• организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
• развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);
• осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
• развитие способности свободного культурного общения;
• обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
• всестороннее развитие личности ребенка;
• организации содержательно досуга детей и молодежи.
5. Методы обучения.
Применение на уроках математики мультимедийных технологий позволяет в корне изменить методы получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, что, несомненно, будет способствовать сознательности и активности учащихся. Среди известных в дидактике методов обучения, в нашей модели особое место занимают продуктивные методы: дискуссионные группы, форум проектных групп и т.д. Эти методы могут эффективно применяться для распределенных во времени и пространстве групп обучающихся (в так называемых виртуальных классах). Основой этих методов является телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения. В таблице 1 представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств
При конструировании уроков необходимо учитывать, что каждый этап урока с использованием средств мультимедиа и ресурсов Интернет — это законченный блок, в начале каждого из которых должен присутствовать организационный момент, иначе эффективность данного этапа снижается.
Средства обучения.
К наиболее часто используемым средствам обучения в предложенной модели обучения относятся:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
интерактивные доски,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
видео и аудиотехника,
интерактивные карты и атласы,
интерактивные конференции и конкурсы,
материалы для дистанционного обучения,
научно-исследовательские работы и проекты.
дистанционное обучение.
В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов выделяем следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
• совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
• усиление мотивации учения;
• улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
• повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
• демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
• Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
• С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
• В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
• В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
• Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
• Повышение уровня использования наглядности на уроке.
• Повышение производительности урока.
• Установление межпредметных связей с другими предметами.
• Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
• Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
• Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Заключение
Образовательный процесс, интегрирующий компьютерные и педагогические технологии, обеспечивает формирование информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, способствует раскрытию возможностей мультимедиа технологий для преподавания учебных предметов, обеспечивает не только обучение, но самостоятельную деятельность по овладению знаниями; формирование осознанных мотивов учения.
На мой взгляд, данная технология способствует:
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
- развитию вариативности мышления, математической логики;
- направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование;
- экономии времени на уроке.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет
• сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
• индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
• раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
• осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Результатом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика результатов обучения, которая наблюдается по четвертям текущего учебного года:
Класс | 1 четверть 2015-2016 уч. год. | 2 четверть 2015-2016 уч. год | 3 четверть 2015-2016 уч. год |
Математика 5 | 3,6 | 3,76 | 3,8 |
Математика 10 | 3,8 | 3,76 | 3,86 |
Интерес к урокам математик вырос. Учащимся интересно наблюдать за продуктами деятельности учителя и учащихся. Они с удовольствием берутся за изготовление презентаций как индивидуально, так и группой.
На основании данных анкеты, проведенной среди учащихся 5 и 10 классов, мною составлена диаграмма, отражающая отношение учащихся к урокам с использованием компьютерной презентации.
Степень удовлетворённости учащихся уроком с использованием презентации:
Список литературы
1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2003.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., - 1995. 336 с.
3. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. Кафедра ИТ СИПКРО : Информатика и образование №5, 2004, -39с.
4. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии - М.: Народное образование, 2001.
5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. // М.: Знание, -1986.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2001.
7. Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. - Волгоград: Перемена, 2001
8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М. Изд.- во Корпорация "Логос", 1999.
9. Якиманская И.С. технология личностно-ориентированного образования. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск №7. - М., 2000.
Приложение 1
Разработка урока по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника» (5 класс) с использованием компьютерной презентации (ФКГОС)
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятия «площадь», «квадратный сантиметр»; ввести формулу площади прямоугольника, определение равных фигур; сформулировать свойства площади.
Оборудование: учебник Математика для 5 класса под редакцией Н. Я. Виленкина, тетради учащихся, компьютерная презентация, наборы цветных фигур из цветного картона у каждого учащегося (2 равных красных треугольника, 2 синих неравных друг другу квадрата, 1 зеленый треугольник, неравный красному, 2 равных желтых круга, 1 коричневый квадрат, равный одному из синих)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель выявляет отсутствующих, организует класс на работу на уроке, сообщает
тему урока (слайд 1).
II. Подготовительный этап.
Ребята, на каждом уроке мы с вами сталкиваемся с какими-то новыми фактами, узнаем что-то новое, а иногда вспоминаем то, что знали ранее. Так что же нас ждет сегодня? А сегодня у нас необычный урок. Урок - презентация. Итак, тема урока:; «Площадь. Формула площади прямоугольника».
На уроке мы должны
Вспомнить: как найти площадь прямоугольника, единицы измерения площади.
(слайд 1).
Узнать: формулу площади прямоугольника, какие фигуры называются равными, свойства площади, (слайд 1). Итак, приступаем!
III. Этап изучения и первичного закрепления нового материала.
(слайд 2)
Ребята, посмотрите, фигура, изображенная на первом рисунке, состоит из 6 квадратов со стороной 1 см каждый. Площадь одного такого квадрата называется квадратным сантиметром. Пишут: 1 см2, (на слайде появляется надпись 1 см2). Значит площадь всей фигуры равна 6 см2.
Посмотрите на другую фигуру и определите, чему равна ее площадь.
(Ответ: 7 см2).
А какова площадь этой фигуры? (слайд 3)
Ответ: 15 см2 .
Действительно, прямоугольник разбит на 3 полосы, каждая из которых состоит из 5 квадратов со стороной 1 см, поэтому площадь будет равна 5˙3 = 15 см2, (слайд 3)
Давайте вспомним, как определить площадь прямоугольника, не разбивая его на квадраты.
Ответ: чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину. Правильно. Запишем это правило в виде формулы.
Обозначим за S - площадь прямоугольника (слайд 3), его длину - а, ширину - b. (слайд 3).
Тогда получаем формулу площади прямоугольника: S = а˙b. (слайд 4).
Итак, чтобы найти площадь прямоугольника, надо, его длину умножить на ширину
(слайд 4)
Решим задачу на применение этой формулы.
Задача №1 (слайд 5)
Найдите площадь столешницы, длина которой равна 10 дм, а ширина - 5 дм.
Что такое столешница? Какую форму она имеет? (прямоугольник). Что в этой задаче известно и что надо найти? Исходя из этих данных, можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
Давайте ее решим. (Учащиеся записывают решение задачи в тетради, одновременно на слайде 5 появляются соответствующие записи)
S = a˙b
S = 10 ˙ 5
S = 50 (дм2)
Ответ: 50 дм2.
Теперь давайте решим другую задачу (слайд 6):
Площадь прямоугольника равна 48 см2, а его длина равна 8 см. Найдите ширину прямоугольника.
Учитель объясняет, что сначала записываем формулу площади прямоугольника, затем из нее выражаем ширину, и только потом находим, чему она равна.
После этого учитель вызывает к доске одного учащегося для решения следующей задачи:
Слайд 7
Длина нашего школьного коридора 16 м, а его ширина в 8 раз меньше. Чему равна площадь коридора?
Что известно в этой задаче? Что надо найти? Сможем мы сразу ответить на вопрос задачи?
Ответ: прежде всего надо найти ширину, а затем находить площадь прямоугольника.
Теперь мы будем выяснять - какими свойствами обладает площадь. Рассмотрим определение равных фигур, (слайд 8)
Учитель читает определение, затем учащиеся читают его «про себя». Определяют, что первые 2 фигуры равны, а две другие нет.
У каждого из вас на столе есть наборы фигур. Назовите среди них равные фигуры и неравные. В каждом случае поясните почему. (учащиеся называют среди фигур, расположенных у каждого на парте, равные и неравные, при этом объясняя почему фигуры равны или неравны, опираясь на определение)
А равны ли друг другу листы одной тетради? Равны ли выкройка и вырезанный по ней кусок материи?
Работаем дальше. Слайд 9
Данная фигура разбита на 2 части, площадь одной S1 и второй S2. Чему равна площадь этого прямоугольника? Ответ: 18 см2.
Давайте найдем площадь прямоугольника другим способом. Учащиеся вместе с учителем делают вывод, что, если фигура разбита на части, то ее площадь равна сумме площадей этих частей.
А теперь ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!! (слайд 10)
Физкультминутка
СЛАЙД 10
Божьей коровки папа идет, (пальцами правой руки «коровка» шагает вперед) Следом за папой мама идет, (а теперь пальцами левой руки) За мамою следом детишки идут, (пальцами обеих рук «коровки» идут назад) Вслед за ними самые малышки бредут (пальцами обеих рук «коровки» семенят вперед)
Красные юбочки носят они. (учащиеся сжимают ладони) Юбочки с точками черненькими, (пальчиками стучим по парте)
Папа семейку учиться ведет, (вперед шагаем) А после школы домой заберет, (назад) Пальчики отдохнули, а теперь встаньте и разомните ноги.
Продолжаем дальше. Слайд 11
Учитель вызывает одного учащегося к доске, который решает задачу. Далее решаем задачу № 5 Слайд 12
Вместе с учащимися вспоминаем, что такое квадрат. Находим площадь одной из грани кубика, изображенного на рисунке, а затем записываем формулу площади квадрата.
Чему равна площадь квадрата, если его сторона равна 2 см? 5 дм? 9 м?
А теперь давайте сделаем выводы: в тетради учащиеся записывают свойства площади. Слайд 13
Эти свойства площади, а также формулу площади прямоугольника и квадрата надо запомнить. Их мы будем применять при решении задач.
Решим такую задачу. Но прежде, ответьте на вопрос: какая самая известная площадь в нашей стране? Ответ: Красная площадь в Москве. (на слайде 14 изображена Красная площадь) .
Красная площадь - это центральная площадь Москвы, примыкающая с востока к Кремлю. Протяженность - 690 м, ширина - 130 м. От нее ведется расчет расстояний по всем шоссе, идущим от Москвы. Образовалась она в конце 15 века на вершине холма, когда одряхлевшие белокаменные стены Кремля при Иване III были заменены кирпичными, и был издан указ, запрещающий строительство на расстоянии пушечного выстрела от стен Кремля. Давайте узнаем, какова площадь Красной площади.
Учащиеся находят площадь: 690 ˙ 130 = 89 700 (м2 ).
Если есть время, можно решить задачи на слайдах 15 и 16:
IV. Подведение итогов.
Слайд 17
Чему равна площадь фигуры, если эту фигуру можно разбить на 18 квадратов со стороной 1 см?
Назовите формулу площади прямоугольника.
Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника? Какие фигуры называются равными?
Могут ли равные фигуры иметь различные площади? А периметры?
Как найти площадь всей фигуры, зная площади всех ее частей?
Назовите формулу площади квадрата.
Могут ли знания по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника» пригодится нам в жизни? Для чего?
IV. Домашнее задание
Слайд 18