ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И
МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить работу с информацией без персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета. Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий.
В ФГОС общего образования выделяют личностное образование подрастающего поколения. Это выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе.
В современных образовательных технологиях компьютер является важным средством проведения занятий и становится обязательным средством оснащения занятий. Использование средств ИКТ значительно повышает эффективность урока, делает его более наглядным, упрощает процесс подготовки к занятиям.
Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит профессиональная компетенция. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к повышению качества образования.
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока по любой профессии.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль обучающихся, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Возможности ИКТ позволяют:
формировать целостность восприятия окружающего мира, объединяя знания из разных предметных областей;
повышать мотивацию к обучению;
ориентироваться в потоке информации, уметь ее оценивать и использовать;
частично заменять деятельность преподавателя;
выборочно использовать дополнительный материал;
использовать диагностические и контролирующие материалы;
выполнять домашние самостоятельные и творческие задания.
Часто при объяснении нового материала большинство обучающихся являются пассивными слушателями. С помощью компьютерных программ, презентаций, тренажеров, можно оживить и сделать более увлекательным объяснение нового материала.
Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, есть возможности использования всемирной сети Интернет, которая в любой момент становятся доступна обучающимся для поиска необходимой информации. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли преподавателя. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно обучающиеся, которые медленнее усваивают объяснения преподавателя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для обучающегося, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ обучающийся может моделировать реальные процессы, а значит - видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и мастер производственного обучения, и преподаватель, и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации преподавателей. На этапе проведения уроков компьютер позволяет:
экономить время;
красочно оформлять материал;
повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;
индивидуализировать обучение;
концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.
Взаимодействие педагогов с обучающимися с помощью сети Интернет позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет изменений в структуре и содержании образовательного процесса. Это позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.
Анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что индивидуализация обучения обучающихся с помощью сети Интернет может проходить как дополнение очной формы обучения, используя на занятиях материала Интернета, видеолекции образовательных сайтов и другие инетрент-ресурсы.
Использование средств ИКТ на занятиях позволяет создать необходимые психологические условия успешного развития научного потенциала личности обучающихся.
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Средства ИКТ помогают в информационном обеспечение профориентационной работы:
разработка и издание профориентационных буклетов, листовок, памяток;
разработка и издание профориентационных справочных материалов;
работа с сайтом учреждения.
составление каталогов методической литературы и методических материалов.
Преподаватели и мастера производственного обучения нашего комбината давно и успешно используют средства ИКТ на своих занятиях в следующих случаях:
при подготовке к занятию;
при проведении контрольных, самостоятельных, диагностических работ;
при проведении вводного инструктажа, объяснении нового материала;
во внеурочной деятельности.
На занятиях преподаватели и мастера производственного обучения часто используют компьютерные презентации, созданных в программе Microsoft Office PowerPoint. Примеры использования презентаций:
объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией;
работа с устными упражнениями;
использование презентации при повторении пройденного материала;
проведение зачетных работ в форме тестов;
создание обучающимися компьютерных презентаций к занятиям;
обобщения и систематизации знаний и способов деятельности;
внеклассная работа.
объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией;
работа с устными упражнениями;
использование презентации при повторении пройденного материала;
проведение зачетных работ в форме тестов;
создание обучающимися компьютерных презентаций к занятиям;
обобщения и систематизации знаний и способов деятельности;
внеклассная работа.
Однако главное, что надо помнить педагогу - любой компьютер это лишь информационное средство и способ повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности для передачи информации знаний, культуры. Компьютер, как и другие информационные носители, выполняет сугубо вспомогательные функции предоставления по возможности объективной учебной информации, которая поможет учащемуся и преподавателю достичь запланированных целей обучения, а сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.