СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникативных технологий в системе работы преподавателей и мастеров производственного обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление было представлено на методическом совете. 

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникативных технологий в системе работы преподавателей и мастеров производственного обучения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И

МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА



Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить работу с информацией без персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета. Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий.

В ФГОС общего образования выделяют личностное образование подрастающего поколения. Это выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе.

В современных образовательных технологиях компьютер является важным средством проведения занятий и становится обязательным средством оснащения занятий. Использование средств ИКТ значительно повышает эффективность урока, делает его более наглядным, упрощает процесс подготовки к занятиям.

Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит профессиональная компетенция. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к повышению качества образования.

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока по любой профессии.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль обучающихся, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Возможности ИКТ позволяют:

  • формировать целостность восприятия окружающего мира, объединяя знания из разных предметных областей;

  • повышать мотивацию к обучению;

  • ориентироваться в потоке информации, уметь ее оценивать и использовать;

  • частично заменять деятельность преподавателя;

  • выборочно использовать дополнительный материал;

  • использовать диагностические и контролирующие материалы;

  • выполнять домашние самостоятельные и творческие задания.

Часто при объяснении нового материала большинство обучающихся являются пассивными слушателями. С помощью компьютерных программ, презентаций, тренажеров, можно оживить и сделать более увлекательным объяснение нового материала.

Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, есть возможности использования всемирной сети Интернет, которая в любой момент становятся доступна обучающимся для поиска необходимой информации. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли преподавателя. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно обучающиеся, которые медленнее усваивают объяснения преподавателя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для обучающегося, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ обучающийся может моделировать реальные процессы, а значит - видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и мастер производственного обучения, и преподаватель, и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации преподавателей. На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

  • экономить время;

  • красочно оформлять материал;

  • повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

  • оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

  • индивидуализировать обучение;

  • концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

  • в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

  • самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

Взаимодействие педагогов с обучающимися с помощью сети Интернет позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет изменений в структуре и содержании образовательного процесса. Это позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.

Анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что индивидуализация обучения обучающихся с помощью сети Интернет может проходить как дополнение очной формы обучения, используя на занятиях материала Интернета, видеолекции образовательных сайтов и другие инетрент-ресурсы.

Использование средств ИКТ на занятиях позволяет создать необходимые психологические условия успешного развития научного потенциала личности обучающихся.

Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Средства ИКТ помогают в информационном обеспечение профориентационной работы:

  • разработка и издание профориентационных буклетов, листовок, памяток;

  • разработка и издание профориентационных справочных материалов;

  • работа с сайтом учреждения.

  • составление каталогов методической литературы и методических материалов.

Преподаватели и мастера производственного обучения нашего комбината давно и успешно используют средства ИКТ на своих занятиях в следующих случаях:

    • при подготовке к занятию;

    • при проведении контрольных, самостоятельных, диагностических работ;

    • при проведении вводного инструктажа, объяснении нового материала;

    • во внеурочной деятельности.

На занятиях преподаватели и мастера производственного обучения часто используют компьютерные презентации, созданных в программе Microsoft Office PowerPoint. Примеры использования презентаций:

  • объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией;

  • работа с устными упражнениями;

  • использование презентации при повторении пройденного материала;

  • проведение зачетных работ в форме тестов;

  • создание обучающимися компьютерных презентаций к занятиям;

  • обобщения и систематизации знаний и способов деятельности;

  • внеклассная работа.

  • объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией;

  • работа с устными упражнениями;

  • использование презентации при повторении пройденного материала;

  • проведение зачетных работ в форме тестов;

  • создание обучающимися компьютерных презентаций к занятиям;

  • обобщения и систематизации знаний и способов деятельности;

  • внеклассная работа.


Однако главное, что надо помнить педагогу   - любой компьютер это лишь информационное средство и способ повышения  эффективности интеллектуальной  человеческой деятельности для передачи информации знаний, культуры.  Компьютер, как и другие информационные носители, выполняет  сугубо  вспомогательные  функции  предоставления  по возможности  объективной  учебной информации, которая поможет  учащемуся  и преподавателю  достичь  запланированных целей  обучения, а сотрудничество  человека и персонального компьютера  в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.