Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании черчения в СПО
Чебышева Ирина Викторовна
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина »
г. Макеевка ДНР
Аннотация. Сегодня в значимой степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого студента в личностном и профессиональном значении. Каждый педагог должен осознавать свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к соединению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
Annotation. Today, largely increased responsibility for the fate of the teacher of each student in personal and professional value. Every teacher should be aware of its importance in the formation of a fully developed personality, ready to be paired with general cultural knowledge acquired spiritual values.
Ключевые слова: информационные технологии, основные направления применения ИКТ, презентации, компьютерное тестирование, интерактивная доска, системы автоматизированного проектирования.
Сейчас в современном обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться компьютером, информационными технологиями становится не просто найти работу, но и ориентироваться в современном мире.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому преподавателю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения. Самые богатые возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнения любого задания, упражнения с помощью компьютера создают возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Освоение информационных компьютерных технологий должно происходить именно в учебном заведении, для того, чтобы выпускник быстрее включался в жизнь общества. Есть разные мнения преподавателей о целесообразности использования информационных компьютерных технологий в обучении черчению. Для меня этот вопрос стал решенным, как только провела несколько пробных уроков в группах и увидела повышенный интерес к решению различных задач с помощью компьютера. На основании опыта, могу утверждать, что использование информационных компьютерных технологий позволяет не только сократить время на освоение материала, но и повысить глубину и прочность знаний, уровень развития учащихся, снять напряжение, повысить мотивацию приобретения новых знаний и умений.
Недостаточно дать знания, умения и навыки сбора, обработки, хранения информации, применение существующих информационных технологий, необходимо научить студента самого приобретать знания, используя для этого все доступные средства и технологии, то есть научить его учиться. Для этого студенту необходимо освоить такие виды деятельности как организаторская, сознательная, проектная, умственная, информационно-коммуникативная, познавательная, оценочная.
Информационные компьютерные технологии позволяют развивать самостоятельность. Работа осуществляется в режиме индивидуального подхода к каждому ученику.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразное. Компьютер учит внимательности, достижению цели. Он - универсальное средство, которое можно применить при объяснении нового материала, закреплении и повторении изученного, как тренажер, средство контроля и оценки знаний и средство моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска.
Вводить компьютерные компоненты можно в уроки любых предметов. Все дело заключается в целесообразности, наличия соответствующих качественных программ, условий использования.
На уроках черчения компьютер может использоваться с различными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Попробую выделить несколько основных направлений применения ИКТ на различных этапах урока черчения:
1) Применение презентаций, созданных в программе PowerPoint.
• Заинтересовать новой темой, привлечь к совместной работе. Для этого достаточно создать ребус, кроссворд, который разгадывается в начале урока.
• Объяснение нового материала. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного пособия, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа преподавателя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание студентов на особо значимых моментах учебного материала. Если раньше применялось огромное количество различных технических средств обучения, то теперь все это можно поместить на несколько слайдов. Визуальное представление определений, качественных чертежей к задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
• Урок - лекция. Выдержать длинный рассказ преподавателя может не каждый студент. В процессе урока внимание рассеивается. На слайдах можно разместить всю информацию так, чтобы студент следил за ходом рассуждений на протяжении всего рассказа. Отличительной особенностью применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а также их сочетания. Такая мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций студентов.
• Решение различных задач с объяснением каждого этапа. В этом случае возможна демонстрация пошагового выполнения задания:
• Проверка понимания и закрепления знаний с помощью тестирования.
При проведении устных упражнений презентация дает возможность оперативно предъявлять задания. На уроках решения задач с помощью презентаций можно предложить большой спектр задач, выполненных на готовых чертежах. Можно продемонстрировать алгоритм чертежа, образец оформления задачи, правильность выполнения домашнего задания.
Хочется отметить, что создание презентаций - это очень легкий и увлекательный процесс. Презентации, созданные в PowerPoint, это своего рода мини-конспекты урока.
2) Компьютерное тестирование является компонентом компьютерной учебной среды. В силу этого открываются большие методические возможности при работе с самой разнообразной информацией в процессе обучения. Внедрение сопровождается такими инновациями:
• применение уровневой дифференциации (вариантность как дидактическая инновация);
• использование профильной дифференциации (различные системы задач в зависимости от профиля);
• осуществление контроля знаний на качественно новом уровне дидактического принципа наглядности.
3) Использование интерактивной доски не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиально нового. Преподаватель работает так же, как и раньше, хотя возможности его значительно расширяются. Такая доска позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Основные способы использования интерактивных досок:
• делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
• демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем студентам;
• использование групповых форм работы;
• совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
• управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
• использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д .;
• изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
• изменение любых документов или изображений на экране, использование любых отметок;
• сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации в других уроках или через Internet;
• сохраненных урока записи учитель может передать любому ученику, что пропустил занятия или не успел сделать соответствующие записи в своей тетради;
• демонстрация работы одного студента для всей аудитории;
• демонстрация учебных видеороликов;
• создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
• создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, экономит время на уроке.
Возможны два варианта работы с интерактивной доской: использование собственных возможностей доски, встроенных в нее функций, дополнительного программного обеспечения и использования «интерактивного» вида готовых мультимедийных пособий.
4) Использование САПР. Информатизация образования продвигается вперед. Программистами создано много учебных программ по предметам, созданы системы автоматизированного обучения черчению.
Использование САПР в процессе подготовке будущих квалифицированных рабочих в ПТУ строительного профиля позволит решить следующие задачи.
• Познакомитьстудентов с основными видами инженерно-строительных объектов и их особенностями, сформировать представления и понятия о инженерном качестве таких объектов;
• Овладеть основными приемами графических построений и разработки чертежей деталей, механизмов и сооружений в современных САПР;
• Расширить кругозор студентов по информатизации строительной отрасли в целом и по применению САПР в строительстве в частности;
• Развить пространственное воображение и пространственное мышление за счет компьютерного 3D-моделирования средствами компьютерной графики;
• Развить интеллектуальные способности, креативность и логико-алгоритмическое мышление студентов путем информатизации их учебно-познавательной деятельности.
Информационные компьютерные технологии предоставляют студентам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, оказывают помощь в поисках ответов на проблемные вопросы. Многократно повышают скорость, точность сбора и обработки информации об успеваемости обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу).
На основании собственного педагогического опыта, хочу отметить, что компьютерное обучение действительно является эффективным, поскольку позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность, развитие творческих способностей студента, прививает навыки исследовательской деятельности, формирует культуру обучения. Использование информационных технологий не заменяет преподавателя, оно наполняет его деятельность новым содержанием, позволяя сосредоточиться на учебных, воспитательных и развивающих функциях.
Кроме решения перечисленных задач обучения, важным достоинством информационных технологий, как считают специалисты в этой области, есть возможность накапливать и систематизировать допущенные студентами ошибки, выяснить причины их возникновения. Они способствуют, при необходимости, корректировки содержания, организации и методики обучения студентов.
Первый шаг, который делает преподаватель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, заключается в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценки их преимуществ и недостатков. К сожалению, еще не разработано мультимедийное учебное пособие по черчению, которое бы полностью соответствовало учебной программе. Использование информационных технологий в процессе преподавания черчения дает то, что учебник дать не может. Компьютер на уроке является средством, позволяющим студентам лучше узнать самих себя, индивидуализировать особенности своего обучения, способствует развитию самостоятельности.
Над проблемой использования информационных технологий на уроках черчения я работаю не первый год, использую различные виды уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок изучения нового материала; урок-игра; интегрированные уроки и другие. Наиболее эффективно информационные технологии применяются при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработки определенных навыков и умений; контроле знаний. Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы: при проведении практических работ - дает возможность оперативно представлять задачи и корректировать результаты их выполнения; при изучении нового материала - позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами; при проверке фронтальных самостоятельных работ - обеспечивает быстрый контроль результатов; при решении задач учебного характера - помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточные и окончательные результаты работы по плану. В ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина » есть кабинет, оснащенный компьютерной техникой с локальной сетью, позволяющей провести урок с использованием компьютерных демонстраций, а также индивидуальной деятельностью учащихся, но и в кабинете черчения есть ноутбук и телевизор, который используется для проведения уроков и индивидуальной работы студентов. Компьютерная техника заменяет традиционные технические средства обучения, а мультимедийные программы дают возможность преподавателю оперативно сочетать все средства, которые способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала во время урока, насыщают его информацией.
Принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяется педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
На уроках в компьютерном классе нет привычной тишины, во время работы студенты обсуждают проблему, с интересом следят за ходом урока. Пре6подаватель переходит от одной группы к другой, что-то спрашивает, что-то объясняет, нет привычной дистанции: учитель - ученик. И что особенно важно: работа на уроке не испытание на выносливость, а процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймешь».
Приоритетные направления в работе с использованием информационных технологий на уроке: сокращение времени при выработке технических навыков студе6нтов; увеличение количества тренировочных заданий; достижения оптимального темпа работы студента; диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства студентов повышается мотивация учебной деятельности.
Следовательно, урок с применением компьютера будет эффективнее у того преподавателя, который:
- сохраняет человеческие приоритеты в обучении;
- умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером;
- интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ;
- методически гибкий.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий не обойтись.
Система образования в нашей Республике также как и высококвалифицированные педагоги, всегда очень высоко ценились. Но в настоящее время мы находимся в ситуации, преподаватель, имеющий высокую квалификацию, отличный специалист в области черчения, но не обладающий информационными технологиями стоит на ступеньку ниже молодого специалиста, который свободно владеет компьютером. Главное в этой ситуации - обучение преподавателей новым компьютерным технологиям. На курсах повышения квалификации в области информационных технологий преподавателей обучают основам работы на компьютере, а так же использование возможностей компьютера при подготовке и проведении уроков, знакомят с учебными программами по предмету, применением ресурсов Интернет. Но, вернувшись в учебное заведение, далеко не каждый преподаватель начинает использовать полученные знания, и ведет уроки, по-прежнему считая, что лучшие средства обучения это мел и доска. Почему так происходит? Существует несколько причин:
-в заведении нет необходимой техники;
- В заведении один компьютерный класс, и возможность его использования преподавателями-предметниками, минимальная;
- нет необходимого учебного программного обеспечения;
- подготовка уроков с использованием информационных технологий занимает очень много времени;
- преподаватель не уверен в себе и боится технических проблем, которые могут возникнуть на уроке.
Однако включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным. Так, на этом пути есть трудности, ошибки, не избежать их в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза студентов, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, непохожими друг на друга, способствует интересу к учебе.
Литература
Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М., 2010. - 80 с.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа-Пресс», 2008. - 205 с.
Алешкина О.В. Использование информационные технологий на уроках черчения. http://nsportal.ru
Черчение на компьютерах в программе КОМПАС 3D. http://kompasvideo.ru
Губайдуллин И.А. Использование информационно коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на урока ИЗО и черчения. http://www.it-n.ru