СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важных факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальных сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу – это путь в будущее человеческой цивилизации.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

17



ВВЕДЕНИЕ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важных факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальных сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу – это путь в будущее человеческой цивилизации.

В национальной программе ускоренного развития услуг в области информационных технологий сказано: «Придание общеобразовательным учреждениям статуса юридического лица обусловливает необходимость разработки и внедрения новых моделей управления, их функционирования и развития. В ходе реализации программы развития общего среднего образования предстоит разработать и внедрить: модели использования современных информационных и коммуникативных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обоснование содержания образования и взаимную методическую поддержку».

В стремительно меняющемся мире учреждения образования ищут новые средства для своего устойчивого развития и стремятся в полной мере использовать для этого ресурсы быстро развивающейся техносферы.

Эффективные технологии должны охватить не только образовательный процесс, а по возможности, все стороны школьной деятельности. Для этого необходим системный и комплексный подход к использованию ИКТ в учреждениях образования.

Перейти от фрагментарного и индивидуализированного использования ИКТ в педагогической практике к координированной системе информационного обеспечения всех сфер педагогической деятельности удается далеко не всегда, поскольку:

  • отсутствует интеграция используемых программных средств и стабильность, регулярность и системность в их использовании;

  • педагоги еще не комплексно и не оптимально используют возможности компьютерных технологий для повышения качества обучения и воспитания учащихся;

  • не в полной мере осуществляется индивидуальная личностно-ориентированная учебно-воспитательная работа с учащимися с использованием ИКТ;

  • не использованы резервы для внедрения информационных технологий в работу по разделению детской одаренности, организацию взаимодействия с родителями учеников;

  • пока не создана информационно-методическая среда для эффективного общения и взаимодействия, использования накопленного опыта внедрения ИКТ в педагогическую практику на уровне района, области и республики (что особенно актуально для учреждений образования, удаленных от учебно-методического кабинета и районного центра).

Цель реферата: показать идею системного внедрения информационных технологий на разных ступенях образования, в разных по типу учреждениях и организации между ними непрерывной педагогической коммуникации.

Задачи:

  • описать особенности использования компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе, систематизации имеющих ресурсов и выработки единых подходов к оценке эффективности их использования;

  • показать процесс развития информационной культуры всех участников образовательной деятельности;

  • показать поэтапную организацию инновационной деятельности учреждения образования

ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


1.1 Особенности использования компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе

Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной компьютеризацией, затронувшей практически все сферы жизнедеятельности общества. Навык работы на персональных компьютерах является условием успешной деятельности людей самых разных профессий, знание информационных технологий перестало быть прерогативой производителей этой техники и программистов. Компьютер из объекта изучения превратился в эффективное средство решения широкого спектра задач. Сфера образования, являясь подсистемой современного общества, также подвержена упомянутым изменениям.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс – необходимый шаг в развитии современной школы. Огромные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения дидактический материал, который может и должен быть реализован в образовательном процессе. Изучение и использование компьютерной техники - важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни.

Образование сегодня превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только «изнутри».

Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разнообразных масштабах, от класса до Интернета, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров – все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительны изменения в формах работы учителя – компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование, накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.). Более того, изменившиеся условия и формы работы в значительной степени заставляют переосмыслить и роль компьютера, и функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в дальнейшем – и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.

Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, где бы он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером должно стать всеобщим. А, следовательно, педагогике сегодня необходимо создавать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений в области информатики, включающего понимание, классификацию, анализ, обработку, применение информации в учебной деятельности; определять место компьютерной технологии в системе обучения; разрабатывать методы стимулирования творческой деятельности детей в процессе обучения.

Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождает значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, дает ему возможность устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, а учителя освобождает от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.

При этом учитель должен достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и правильно осознавать свою изменившуюся роль. На практике только учитель в состоянии отвечать за результаты обучения, поэтому ему следует предоставить право принимать решения о содержании и методах учебной работы, о выборе используемых учебных материалов.

В наши дни самым главным источником информации в мире является Интернет, наиболее активные пользователи которого – молодые люди. И задача педагогов – использовать их умения для приобретения знаний.

Новые информационные технологии создают большие возможности для решения современных педагогических задач, положительно влияют на качество образования. Компьютер открывает значительно большие возможности для педагогического общения, нужно только научиться видеть эти возможности и правильно использовать.

Одним из направлений процесса информатизации школьного образования является внедрение новых информационных и компьютерных технологий во все виды и формы образовательной деятельности (уроки, внеклассные мероприятия и др.). Решать образовательные задачи оптимально можно с помощью комплексного использования информационных технологий и ресурсов. При этом в качестве решения рассматриваются не сами технологии, а их рациональное использование.

Главная задача комплексной информатизации образования – формирование единого информационного образовательного пространства, способного предоставить всем участникам образовательного процесса достаточный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам, а также расширить возможность использования современных информационных технологий в педагогической деятельности с целью повышения ее эффективности[3, с.3].

Наиболее перспективным направлением использования информационных технологий в образовательном процессе является внедрение компьютерной системы управления качеством обучения. Такая система позволила бы отслеживать не только количественные, но и качественные результаты учебного процесса, своевременно вносить в него коррективы, организовывать коррекционную работу.

Работа в дальнейшем должна быть направлена на расширение применения информационных технологий в учебной и административной деятельности, на дальнейшее формирование информационной культуры администрации, педагогов, учащихся и родителей.












ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА


2.1 Развитие информационной культуры всех участников образовательной деятельности

Что такое информационная культура? Какие характеристики она включает, и каковы условия ее развития? Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства с помощью информационных технологий. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества[2, с.128].

Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На мой взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.

Еще в середине 80-х годов предпринимались попытки вести обучение с помощью компьютерных программ. Однако они потерпели неудачу, ведь несовершенство программных средств не позволяло компьютерным технологиям получить явное преимущество перед традиционными формами обучения. Была еще одна важная причина — компьютер не являлся доступным средством обучения. Учителя еще не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство.

Учитель сегодня должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога.

Во всем мире сегодня идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются современные программные средства учебного назначения.

В настоящее время постепенное наращивание оснащенности образовательных учреждений компьютерами вызывает у педагогов желание широко применять их в своей профессиональной деятельности, т.к. современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.

И современный преподаватель должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы. А это предполагает не только выработку соответствующих умений и навыков, но и развитие всех компонентов информационной культуры педагога.

Информационная культура педагога включает следующие характеристики:

- мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач педагогической деятельности, проявлять гибкость, критичность, системность, мобильность и оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации);

- мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть современными информационными технологиями, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры);

- терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях;

- настойчивость в овладении новыми информационными технологиям;

- способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры;

- способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде;

- умение ориентироваться в информационной среде[4, с.296].

Ведь куда бы продуктивней и динамичней проходил учебный процесс, если бы те же преподаватели были обеспечены, к примеру, компьютерами с доступом в Интернет и мультимедийными проекторами. Первое дает возможность педагогам более качественно и мобильно готовить лекционный материал, знакомиться с новыми методиками преподавания и достижениями в интересующей области, новой литературой, общаться со специалистами из других учебных учреждений, тем самым повышать свой профессионализм. Второе позволит доводить к сведению учащихся полезную информацию в более наглядном виде и в обширном мировоззренческом ракурсе, не тратя большую часть времени на попытки мало-мальски схожего воспроизведения оригинальных рисунков, схем.























ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1 Подготовительный этап

1. Информирование коллектива и родительской общественности о сути и целесообразности инновационной деятельности учреждения образования по развитию информационно-педагогического пространства.

2. Проблемно-ориентированный анализ состояния результатов образовательного процесса, анализ актуального состояния информационно-педагогического взаимодействия в школе и в социуме.

3. Разработка системы изучения нормативно-правовых документов по ходу реализации инновационного проекта.

4. Изучение материалов периодической печати, тематической литературы, создание аннотированного списка литературы по инновационной деятельности. Собеседование с участниками проекта по знанию нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность.

5. Инвентаризация имеющихся информационных ресурсов и включение дополнительных материально-технических, учебно-методических и психологических ресурсов для обеспечения реализации процесса инновационной деятельности.

8. Составление и утверждение программы инновационной деятельности учреждений образования на период реализации проекта.

9. Научно-методическое консультирование организаторов и участников инновационной деятельности, взаимодействие с другими образовательными учреждениями, работающими в рамках данного инновационного проекта.

Ожидаемые результаты: созданная инновационная команда, наличие нормативного правового поля инновационной деятельности.

3.2 Проектировочно-диагностический этап

1. Разработка внутришкольной документации, регламентирующей инновационную деятельность на всех этапах согласно Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь.

2. Определение состава инновационной группы, распределение функциональных обязанностей и направлений их деятельности.

3. Инструктаж и консультирование инновационной группы по ведению документации.

4. Определение критериев эффективности инновационной деятельности каждого участника проекта.

5. Стартовая диагностика уровня обученности учащихся, информационной культуры участников проекта, диагностика готовности к инновационной деятельности, изучение образовательных запросов учащихся и их родителей.

6. Разработка системы психолого-педагогического сопровождения инновационного процесса (организация постоянно действующего семинара «Психологическая культура учителя инновационной школы», своевременной коррекции возникающих трудностей, выявленных в процессе деятельности.

Ожидаемые результаты: повышение уровня организационной информационной культуры, обеспечивающей системность во внедрении информационных технологий в образовательный процесс. Создание мотивационных, психологических, материально-технических условий для активного использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

3.3 Практический этап

1. Изучение и внедрение республиканских информационных ресурсов.

2. Организация методического практикума для учителей.

3. Разработка тем заседаний методических объединений для учителей по проблеме повышения качества образования учащихся средствами информационных технологий.

4. Создание и внедрение электронных средств обучения в учебный процесс.

5. Подготовка и проведение системы открытых уроков, мастер-классов, презентаций методических материалов с использованием информационных технологий учителями – предметниками.

6. Посещение и взаимопосещение учебных занятий с целью выявления опыта успешного внедрения инновации, совместного осмысления проблем и затруднений педагогов. Организация рефлексивных встреч, консультаций по осуществлению инновационных изменений.

7. Применение информационных технологий при изучении факультативных курсов предметной и общеразвивающей направленности.

8. Использование возможностей информационных технологий для проведения педагогических советов, совещаний, методических объединений учителей; обмен опытом применения ИКТ.

9. Использование возможностей веб-сайтов школ для информационно-педагогического взаимодействия с родительской общественностью.

Ожидаемые результаты: развитие информационно-образовательного пространства как отдельных учреждений, так и сообщества участников проекта, обеспечение доступа к информационным ресурсам. Построение сети партнерского взаимодействия на школьном и региональном уровнях. Унификация делопроизводства и автоматизация управленческой деятельности.

3.4 Обобщающий этап

1. Презентация продуктивного опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе, в учреждениях образования района.

2. Определение соответствия критериям и показателям эффективности инновационной деятельности.

3. Диагностика результативности инновационной работы, анализ результатов инновационной деятельности, описание результатов реализации проекта.

Ожидаемые результаты: оптимизация трудозатрат руководителей школы, освобождение времени для аналитической и творческой деятельности, наличие оперативной и обобщенной информации для принятия управленческих решений тактического и стратегического характера.

Развитие информационной среды по предметным областям (наличие базы электронных ресурсов по каждому предмету), интеграция урочной и внеурочной деятельности на основе информационно – коммуникационных технологий.

3.5 Внедренческий этап

1. Перенос практического опыта использования возможностей информационного образовательного пространства в среду педагогов учреждения образования и региона для повышения качества образования: панорама открытых уроков, мастер-классы, издание методических сборников, рекомендаций по теме инновации.

2. Организация информационного общения через создание и работу виртуального консультативного пункта на сайтах учреждений образования.

3. Публикация результатов инновационной деятельности в педагогической печати.

Ожидаемые результаты: повышение степени удовлетворенности участников проектной деятельности своей работой. Разработка системы сетевых документальных и коммуникационных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расширение диапазона форм и видов информационного взаимодействия позволит:

  • учащимся, используя ресурсы информационного образовательного пространства школы и региона, овладеть навыками грамотной обработки информации, обеспечить развитие интеллектуальных и творческих возможностей;

  • педагогам, эффективно применяя весь спектр информационных технологий, повысить качество результата образования и мотивацию обучения, сформировать ИКТ-компетентность до умения системного использования мультимедийных средств обучения на уроках и во внеурочной деятельности

  • администрации – совершенствовать управление образовательным процессом;

  • родителям – стать равноправными субъектами процесса обучения и воспитания.

В перспективе использование информационно-коммуникационных технологий будет способствовать:

- повышению уровня сформированности умений и навыков информационной культуры участников инновационного проекта;

- повышению профессиональной компетентности администрации, учителей в сфере информатизации образования и сертификации педагогических кадров как пользователей информационных технологий.

- созданию системы информационно-методического, психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения инновационной деятельности;

- создание банка данных методических разработок уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий, программных средств обучения с использованием ЭСО, созданных участниками инновационного проекта;

- обеспечению успешной преемственности между ступенями образовательного процесса через непрерывное использование электронных образовательных ресурсов, их внедрение в учебный процесс на основе межпредметной интеграции;

- разработке методических рекомендаций по эффективному использованию информационных технологий в образовательном процессе, предотвращению возможных рисков для здоровья учащихся при работе с ИТ;

- обобщению и тиражированию инновационного опыта, эффективных механизмов повышения качества образования посредством внедрения модели системного использования информационных технологий и сетевой педагогической коммуникации.

Вышеизложенное подтверждает, что в настоящее время компьютер стал не только средством изучения информатики, но и помощником в усвоении знаний по другим предметным дисциплинам, оптимизации управленческой деятельности, усиления методической работы с кадрами, обеспечении развивающего досуга учащихся. Использование информационных и компьютерных технологий: компьютера, Интернета, электронной почты является большим подспорьем в работе общественных организаций. Постоянное обращение к новым информационным технологиям оказывает благотворное воздействие на развитие детских и молодежных организаций.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Национальная программа ускоренного развития услуг в области информационных технологий. Подпрограмма «Электронное обучение и развитие человеческого капитала»

  2. Аниськин, В.Н., Пугач О.И. Информационная культура личности как цель и ценность гуманистически ориентированного образования. // Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 128 с.

  3. Воронов, А.В. Развитие единого информационно-образовательного пространства – залог качества образования/ А.В.Воронов// Столичное образование сегодня.- 2008.- №3.- С.3-8.

  4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

  5. Зеков М.Г. Информатизация школьного образования // Минск, 2006. – 288 с.

  6. Информационные технологии в образовании/ авт.- сост. О.А.Минич.-

Мн.: Красико-Принт, 2008.

  1. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования/ под ред. Г.И. Николаенко - Минск: АПО, 2010- 224 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!