Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1 классе
Васильева М.Б.
Учитель начальных классов
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Всё это способствует повышению качества образования.
Я считаю, что качество обучения в начальной школе напрямую зависит от техники чтения. Для повышения интереса к чтению создано множество различных методик. Но, к сожалению, в последние годы, у детей пропал интерес к чтению. Возможности, которые предлагают ИКТ позволяют решить данную проблему.
В начале учебного года в моём первом классе из 25 человек умели читать 8. Некоторые дети не знали даже буквы. Передо мной стояла задача научить детей быстрому выразительному чтению. Чтобы достичь своей цели я использовала индивидуальные и групповые формы работы, применяя дифференцированные задания. Необходимый материал брала из Интернета, придумывала сама, помощь оказывали и родители.
88 % учеников моего класса имеют дома компьютеры. Они имеют возможность вместе с родителями выполнять задания и упражнения, которые я предлагала им выполнить. Ребята с удовольствием пользовались играми и упражнениями. Вот некоторые из них:
При ознакомлении детей со звуковым составом слова использовала упражнения на нахождение слова по схеме или схемы по слову(Слайды №4,5,6). В результате звукового анализа слова дети учатся последовательно выделять звуки из слова на основе громкого проговаривания, называют каждый из них, соотносят его с графическим изображением. Или видя графическую схему слова, находят его по картинке. Умение выделять из слова отдельные звуки важно для развития устной и письменной речи.
На этапе изучения букв использовала игру «Полубуковка»(Слайд № 7). Такие игры увлекают детей.Одновременно, они быстрее заучивают буквы.
Упражнения с лентой букв (Слайд № 8) можно использовать на всём протяжении обучения в начальной школе, задавая различные вопросы. На экране дети находят букву, произносят её, характеризуют и определяют её место на ленте. При делении слов на слоги использовала следующие упражнения (Слайды № 9,10,11) « Подбери схему к слову» дети называют животное, ищут схему, которая к нему подходит или наоборот находят картинку по схеме. Упражнение «Помоги Золушке собрать овощи», детям нужно произнести слово, определить, сколько в слове слогов и положить овощ в соответствующую корзину. Эти упражнения можно использовать как на раннем изучении деления слов на слоги, так и при повторении и изучении этой темы в дальнейшем.
Для отработки навыка быстрого чтения использую упражнения, начиная с чтения слогов. (Слайд № 12,) «Найди фрукты». На яблоньке выросли яблоки, на которых написаны слоги. Нужно составить слова с названием фруктов. Яблочки падают и составляются слова. «Листопад»(Слайд №13) по щелчку на листочках появляются слоги, дети их прочитывают. Читать можно по очереди или хором. Листочки начинают опадать, по мере прочтения пропадают и слоги. Далее задания усложняются. Дети читают целые слова, (Слайды №14,15,16) а затем и целые предложения. Необходимо отметить, что большую роль в данных упражнениях играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Прочитывая движущиеся слова, сочетания слов, ребёнок тренирует одновременно два важнейших органа восприятия (слух и зрение) что позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Для выработки навыка быстрого и выразительного чтения использую короткие стихи детских поэтов. (Слайд №17)
Некоторые упражнения помогают не только развивать технику чтения, но и тренируют орфографическое написание слов. (Слайды № 18,19)
Такие задания, как «Помоги Лунтику» помогают не только учиться читать, но и имеют воспитательный момент. Лунтик собрался в гости, но забыл вежливые слова, помоги ему их вспомнить. «Собери букет» нужно в словарные слова вставить безударные гласные.
Все эти упражнения выполнены в игровой форме, что не способствует утомляемости школьников.
Для громкого чтения я использую книги в электронном виде. Здесь идёт отработка навыка быстрого и выразительного чтения. Дети читают текст по предложениям цепочкой или хором. Ученики, у которых имеются дома компьютеры, самостоятельно находят литературные произведения и читают их в электронном виде.
По итогам проверки техники чтения за первое полугодие было видно, что все дети научились читать.
Анализируя диаграмму, убедилась в том, что используя в своей работе средства ИКТ можно добиться ощутимых результатов в повышении качества обучения. Они позволяют делать уроки более интересными, продуманными, мобильными. Интерактивные игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся позитивное, бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала, заставляют детей учиться не ради оценки, а ради удовольствия, интереса.
Используемые ресурсы:
filino1.narod.ru›FGOS.htm
edu-lider.ru›ИКТ в реализации ФГОС
images.yandex.ru›
images.yandex.ru› http://www.liveinternet.ru/users/3475254/post123738739/
yasosh.edusite.ru›DswMedia/ispol-zovanikikt.doc
omnopol.ru/vse-dlja-photoshop/iskho...
http://www.gifpark.ru/COSM.