Использование информационно-компьютерных технологий в работе педагога-психолога VIII вида.
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников VIII вида, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и повышения школьной мотивации существенную роль играют компьютерные, информационные и коммуникативные технологии. Надо понимать, что ИКТ это не только компьютеры и их программное обеспечение, здесь подразумевается использование компьютера, Интернет-ресурсов, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования и др. Способы использования современных информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса различны: создание информационного пространства психологической службы школы через использование электронных ресурсов: создание электронного журнала по основным видам деятельности педагога-психолога; он-лайн тестирование; поиск необходимой информации в Интернете; разработка и реализация тематических проектов (для классных часов, родительских собраний, педагогического совета, методических объединений, обучающих семинаров); создание компьютерных презентаций; использование проекционного и интерактивного оборудования «Тёмной сенсорной комнаты» при проведении коррекционно-развивающих занятий, тренингов, классных часов и общешкольных мероприятий и др.
Из своей практики, педагога-психолога использование ИКТ применимо по следующим видам деятельности:
1. Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных.
Диагностика с использованием компьютерных программ. Осуществление компьютерной диагностики для обучающихся, воспитанников имеет свои особенности обусловленные спецификой интеллектуального развития детей и отсутствием готовых компьютерных лицензионных тестов и методик для детей с ограниченными возможностями, тем не менее в некоторых случаях возможно применение компьютерных программ для диагностики психического развития детей. В психологической практике для обследования, обучающихся, воспитанников 1-4 классов используется программа компьютерной обработки блока психологических тестов: «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптации первоклассников» разработанная НФП «Алматея»,позволяющая оценить готовность ребёнка к обучению, выявить личностный потенциал, индивидуально-психологические особенности и адаптационные возможности.
Блок представляет единый психодиагностический комплекс, содержащий следующие методики: - Комплекс методик на диагностику памяти, мышления, восприятия, внимания, речи;
- Графический диктант (Л.И. Цеханская) - Тест тревожности - ЦТО(цветовой тест отношений М.А. Эдкинда) - Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р.В.Овчарова) . В работе с «группой риска» возможно применение компьютерных программ, таких как: многофакторная психодиагностическая методика «Мини-мульт», многофакторный личностный опросник FPI, выявляющие базисные свойства личности, опросник Кеттела, который позволяет выявить личностные проблемы и найти правильные механизмы для их решения, морфологический тест жизненных ценностей (шкала позволяющая выявить жизненные ценности и смысложизненные ориентации, методика Ч.Д. Спилберга (шкала самооценки), тест Люшера для определения волевой и эмоциональной сферы, коррекции и анализа внутреннего состояния, тест Леонгарда – Шмишека на определение акцентуации характера. Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу педагога-психолога более продуктивной, показывая преимущества компьютерной диагностики, где обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за обучающимися, воспитанниками, а также индивидуальные беседы и консультации.
Также возможно использование в психологической практике он-лайн диагностики, проведённой на сайтах:
- Психологические тесты он-лайн;
- Психологическая лаборатория;
- Профориентир;
- Профгид – мир профессий;
- Рsinovo.ru;
- Оn-lain Test Pad
- psytest.ru;
- psyQ.ru ;
- psy-files.ru;
- vsetesti.ru;
- azps.ru;
- psihu.net;
- psy.nigo.rsk
- psihologytest.narod.ru.
Проведение тестирование в он-лайн режиме позволяет определить, как развитие уровня определённых психических процессов (мышления, памяти, внимания и другое), так и индивидуально-типологические, эмоционально-личностных особенности, акцентуаций характера, личностных качеств, уровня профессиональной предрасположенности, жизнестойкости обучающихся, воспитанников и другое. Результаты подростки видят сразу же, после прохождения теста, после чего получают определённые рекомендации. Также определённые преимущества он-лайн тестирования состоят в том, что подростки могут самостоятельно выбрать определённый тест по своему желанию.
Пакет программ Microsoft Office (Word, Exel) позволяет быстро обработать результаты диагностики, создать различные виды отчетов, как графических, так и текстовых, делать различные выборки, считать аналитику. Эти же программы позволяют создавать простейшие базы данных детей.
2. Коррекционно – развивающая деятельностью.
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей деятельности достаточно разнообразно. В первую очередь речь здесь может идти о компьютерных программах обучающего и развивающего характера. Компьютерные программы — это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Применение этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения обучающихся, воспитанников, их учебной мотивации, коррекции определённых недостатков умственного развития.
В индивидуальной коррекционно-развивающей работе могут использоваться компьютерные программы, которые в основном направлены на развитие познавательных способностей обучающихся, воспитанников, так как, их развитие в начальной школе является основополагающим. В этом направлении сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных тренажеров, комплексов игр, упражнений, заданий развивающего характера, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления: («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Четвёртый лишний», «Найди фрагмент», «Подбери похожий», игры – раскраски и многое другое).
Дополнительно в качестве коррекционно-развивающих игр и занятий можно использовать детские сайтах в режиме on – line, например:
• detskiy-mir.net (детский мир)
• rebzi.ru (детский сайт «Ребзики»)
• naradyge.ru (детский сайт «На радуге»)
• agakids.ru (детский поисковик)
• juja.ru (детский сайт «Жужа»)
• deti.religiousbook.org.ua (сайт «Детская страничка»)
• pae-alina.narod.ru (детский игровой сайт)
Помимо использования педагогом-психологом ИКТ, большую помощь в работе оказывает использование видео, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование - DVD, CD диски со стимульным материалом для занятий в начальных классах в рисованной и текстовой форме, также музыкальные диски («Звуки живой природы» «Релаксационная музыка», «Классическая музыка» др.). Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением. Приоритетным направлением, оказывающим положительный эффект в формировании навыков саморегуляции и релаксации является интерактивная среда «Тёмной сенсорной комнаты», которая оборудована различными интерактивными панелями и приборами несущими аудиальный, визуальный и тактильный эффект, где решается ряд других задач: стимулирование сенсорной чувствительности, восстановление зрительно-моторной координации, поддержание интереса, познавательной активности, также здесь обучающиеся, воспитанники могут снять эмоциональное и мышечное напряжение.
3.Психологическое просвещение и профилактическая деятельность
Особенно велик выбор технологий при проведении психологического просвещения. Тут можно использовать такой вид работы как «электронная лекция» - проекция материала на экран. Применение CD-фильмов в просветительской работе делает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов и прочее.
В этом направлении широко используются:
-информация с интернет сайтов, содержащих информацию по детской, возрастной и специальной психологии, такие как:
-сайт «Детская психология для родителей»;
-сайт «Родителям о детях»;
-сайт «Психология-Психология для родителей»;
-сайт психологического центра «Адалин»;
Интернет-ресурсы могут быть рекомендованы некоторым родителям.
Также переработанный материал по проблемам развития, обучения и воспитания детей используется для создание собственных памяток, рекомендаций, буклетов, фотогаллерей, и пр. документов, с последующим размещением их на школьном и психологическом стендах, сайте школы-интерната. Достаточно большое разнообразие информации для консультирования родителей, педагогов используя возможности Интернета. Создание презентаций медиапрезентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями, подростками. В медиапрезентациях есть существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, на что подростки, с ограниченными возможностями откликаются эмоционально живее.
В своей работе психолог-психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места.
Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности.Всё это при помощи ИКТ можно отразить в электронном портфолио.
4.Организационно-методическая работа.
С помощью компьютерных технологий педагог-психолог может успешно осуществлять следующие виды работы:
Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint).
составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы ;
Cоставление графиков и диаграмм.
Создание собственных презентаций, фотоальбоов,слайд-шоу;
Быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для занятий, бланков заданий;
создание электронной библиотеки психологической литературы, книг, периодических изданий, диагностических и развивающих программ, стимульного материала, хранящихся на компьютере или цифровом носителе;
Обобщение психолого-педагогического опыта, мастерства, культуры,соответствующее его возможностям — создание электронного портфолио;
Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета: чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по психологической тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, конференциях, проводимых в Интернете, общение с коллегами-психологами на форумах, сетевое общение с целью обмена опытом и распространение собственного педагогического опыта на сайтах
Преимущества использования ИКТ:
мобильность;
своевременность;
эффективность;
конфиденциальность;
оn-line конференции;
обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;
ресурсы для профессионального и личностного саморазвития;
повышение интереса и мотивации обучающихся, воспитанников;
экономия времени;
мультимедийные возможности;
копирование, редактирование, тиражирование материала;
удобство хранения и доступа к большим объемам информации.
Список литературы.
Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // Школьный психолог - 2009.-№24. – с. 8-10.
Горячева А. В. Современные информационные технологии в работе педагога-психолога МОУ СОШ № 31 // http://www.ict.edu.ru
Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога // http://www.openclass.ru