Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе.
Информатизация образования, являющаяся одним из важнейших направлений национального проекта «Образование», коснулась методики преподавания иностранных языков. В отечественной методике обучения иностранным языкам проблема использования информационных технологий рассмотрена и исследована достаточно подробно, однако начальный этап обучения остается недостаточно освещенным.
На начальном этапе обучения иностранному языку применение средств информационных технологий является целесообразным, так как их использование позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Не является секретом для учителей начальных классов, что ориентация на среднего ученика, как правило, себя не оправдывает и может привести к потере интереса к происходящему на уроке.
На помощь приходит использование средств новых информационных технологий, благодаря которым можно повысить мотивацию учения не только за счет интереса к работе с компьютером, но и возможности использования аутентичных материалов и обсуждения актуальных проблем, интересующих всех учеников.
Учителям, внедряющим информационные технологии в процесс обучения, необходимо обращать внимание на то, что работа на компьютере требует значительного зрительного напряжения. Следовательно, необходимо соблюдать гигиену работы за компьютером и выполнять со школьниками упражнения зрительной гимнастики.
Все вышеперечисленные факторы негативного влияния компьютерного обучения на здоровье школьников тем не менее не уменьшают достоинств использования информационных технологий в учебном процессе. В этой связи целесообразным является применение здоровье сберегающих образовательных технологий в начальных классах, которые имеют в своем арсенале следующие средства оздоровительной направленности: материал для проведения физкультминуток и физкультпауз.
Также следует учитывать специфику применения ресурсов сети Интернет в обучении младших школьников английскому языку.
Наряду с трудностями, возникающими при изучении английского языка, Интернет, в свою очередь, выдвигает дополнительные когнитивные требования к процессу обучения. Поэтому необходимо, чтобы интернет-задания соответствовали уровню развития учащихся. Дети младшего школьного возраста все еще находятся в процессе освоения общих учебных умений и могут не справиться с выполнением определенных сложных заданий. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся умения выделять требуемую информацию. Выбор ключевой информации на странице , содержащей большое количество дополнительного и разнообразного материала, вызывает определенные затруднения у учащихся на начальном этапе обучения. Следовательно, необходимо четко направлять детей к месту содержания ключевой информации, минуя постороннюю, при выполнении заданий веб-поиска.
Принимая во внимание небольшой словарный запас учащихся начальных классов, перед началом выполнения различных форм работы с Интернетом необходимо предварительно обучить их соответствующему вокабуляру и речевым структурам.
В соответствии с методическими разработками Гордона Льюиса уроки английского языка с использованием Интернета можно условно разделить на три блока:
Непосредственное общение (pure communication);
Поиск информации (searching for information)
Создание собственной информации в Интернете(producing content for the Internet).
Первый блок pure communication заключался в использовании учащимися электронной почты на уроке английского языка, что, учитывая возраст испытуемых, обладало следующими преимуществами:
- в отличие от реальной ситуации общения, при работе с почтой учащимся было предоставлено дополнительное время, чтобы верно сформулировать свои идеи. Данный факт представляется нам особенно важным на начальном этапе обучения, так как был исключен риск демотивировать учащихся в ситуации, требующей быстрых ответов на вопросы, как например, в чат-программах;
-одним из основных преимуществ в использовании почты является использование возможности отослать одно письмо на несколько адресов.
Следующий блок searching for information заключался в проведении интернет-уроков «Поиск информации». Такой вид работы предоставил учащимся возможность получить доступ к аутентичным материалам, а также ознакомиться с жизнью и культурой людей всего мира.
Третий блок producing content for the Internet логически завершает систему уроков с использованием Интернета, так как требует от учащихся определенного уровня приобретенных умений и навыков работы в Интернете- умение выбирать и использовать соответствующие способы и средства обработки информации и формы для представления полученных результатов. Данный вид работы помогает повысить самооценку учащихся, избавиться от некоторых комплексов (застенчивости, неуверенности и т.п.).
Размещение собственной информации в Интернете увлекает, стимулирует познавательную активность, прививает вкус к самостоятельной творческой работе, а также приучает использовать компьютер как инструмент для творчества.