Использование инновационных технологий на уроках географии как метод повышения познавательной активности учащихся
Дышаев Игорь Валерьевич, преподаватель географии
Чебаркуль, 2017
Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Моя методическая система – это ответ на требования, предъявляемые к выпускнику средней школы. Требования к выпускникам складываются под влиянием ситуации на рынке труда, потребностей местного социума и государства в целом. Необходимы подлинно свободные и толерантные личности, умеющие самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, видеть проблемы и способы их решения, чётко планировать действия и эффективно сотрудничать в коллективе, анализировать полученные результаты.
Методическая тема, над которой я работаю - "Использование инновационных технологий на уроках географии как метод повышения познавательной активности учащихся".
Цель работы: развитие познавательных творческих способностей учащихся через интегрированное использование инновационных технологий. Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:
1) Внедрять в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к предмету география, повышению познавательной активности, и как следствие росту качества знаний;
2) Содействовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого, нравственного потенциала каждого ученика;
3) Вовлекать учащихся в различные формы познавательной деятельности, отрабатывать умения и навыки, необходимые для социализации личности.
Увы, сегодня география для многих – предмет не первостепенной важности. Он не востребован для поступления (результаты ЕГЭ по географии принимают только на географические факультеты). При этом всем учащимся необходимо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.
Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Как заинтересовать учащихся географией? Как сделать так, чтобы знания, полученные на уроках географии, пригодились им в жизни? Дать ответ на эти вопросы нелегко. Современная педагогика насыщена разнообразием форм и методов преподавания, но одно остаётся неизменным - существенную роль играет урок. Он длится сравнительно недолго, и в каждую из этих минут может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их, безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока. На уроке происходит общение учителя и ученика. По его итогом судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Стараюсь на каждом уроке показывать своим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно, что знания, которые приобретают они в школе, сослужат им добрую службу. Провожу уроки-викторины, семинары, лекции, уроки-поиски, уроки-исследования. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Большое внимание уделяю практикумам, которые часто стараюсь превратить в диалоги, диспуты. Очень важно услышать мнение, точку зрения каждого ученика по какой-либо проблеме. Иногда сам принимаю заведомо неправильную точку зрения с целью привлечения детей к спорам, отстаиванию своей точки зрения. Повышение интереса старшеклассников к изучению географии, формирование у них широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира, развитие географического мышления – это одна из главных моих задач.
Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Ни один из предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география.Использование таких средств, как компьютер в выходом в Интернет, географические карты, энциклопедии и раздаточный материал с вопросами, викторинами и т.п. формирует у ребят необходимые навыки и умения, делают преподавание географии более наглядным, а значит, и повышают интерес к предмету.
Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка. Методическая тема, над которой я работаю: "Использование инновационных технологий на уроках географии как метод повышения познавательной активности учащихся " – побуждает меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы, методы и технологии. В своей работе использую следующие технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие, игровые, проблемного обучения, технологии сотрудничества, дифференцированного обучения, личностно-коммуникативного обучения, индивидуализации обучения.
Мое педагогическое кредо — видеть в своем ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками. Моя задача – создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.
Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами. Конечно, должна быть дистанция между учителем и учеником, но это не стена, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и «сильных», и «слабых» учащихся.
Немаловажную роль в моей работе играют информационно-коммуникационные технологии. География как никакая другая наука, обладает огромными возможностями применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Образ мира в географии выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности, а информационные технологии позволяют сформировать у учащихся правильное представление об объектах изучения, значительно удаленных во времени и пространстве. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя. Но только компьютерные технологии позволяют увидеть из космоса Землю и циркуляцию атмосферы, побывать в экваториальных лесах, в Антарктиде и Гималаях, спуститься на дно океана и в глубоководные желоба. География должна быть "живой", учить образному мышлению, формированию "географической картины мира". Не случайно в 1967г. Дэвид Трейклер констатировал: "Люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят и 50% того, что они слышат и видят одновременно". Достичь этого помогут компьютерные технологии. Нередко на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Это хорошая «шпаргалка» для учителя. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Отныне моя методическая система включает в себя и ту позицию, что дистанционное образование – это очень эффективно!
К сожалению, современные дети уже не станут «поколением книг». Им гораздо проще учиться с помощью компьютера, ведь он для них привлекательная игрушка, благодаря которой обучение воспринимается не как утомительная повинность, а как увлекательный процесс познания. Понимая особенности современных детей, надо использовать компьютер как активное средство обучения. Но все-таки на первом месте должен быть УЧИТЕЛЬ, с его живым словом, ласковым взглядом, умеющим проникнуть в глубинки души ученика. Попробуйте удалить учителя из образовательного процесса, оставьте только с дистанционным обучением, ИКТ - образуется вакуум бездушия, несопереживания, несоучастия, который будет затягивать в свое пространство со скоростью света. Не человек, а робот - вот что ожидает нас. Поэтому, несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не забываю, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Комбинирую элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – познать мир и найти себя в этом мире. Вот и пусть в нашем образовательном "оркестре" основные партии принадлежат и книге, и ИКТ, во главе с дирижером УЧИТЕЛЕМ. В итоге - прекрасная музыка - гармонично развивающаяся личность, то есть наш УЧЕНИК.
Моя позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:
постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;
использование различных источников знаний – людей, опытов, книг, ресурсов сети Интернет;
организация работы в группах разного состава;
игра, погружение в предмет.
Мои методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Моя задача - вселить в ребенка уверенность в собственных силах. Я считаю, что потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. У ребёнка должен отсутствовать страх во время ответа. И наступит момент, когда ученик почувствует уверенность в себе, интерес к тому делу, которым занят. Здесь помогают здоровьесберегающие технологии, которые предусматривают не только горячие обеды, спортзалы, бассейны, но и улыбку педагога, доброжелательную атмосферу, создаваемую всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам!
Поощряю любые, пусть даже противоречивые, суждения, свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться понимать свои ошибки.
Как человека и педагога меня волнует мысль о том, как помочь моим ученикам жить в условиях сложной экологической обстановки. Один из путей экологического воспитания школьников – воспитание любви к родной природе, ее красотам. Таким образом, моя методическая система пополнилась ещё одним тезисом: Овладение географией невозможно без краеведческой работы! Сегодняшние школьники - это будущие граждане страны. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ. Используя метод проекта, мои ученики делают компьютерные презентации о родных и интересных местах Челябинской области, в планах – расширить исследовательскую деятельность и принять участие в районных и областных конкурсах и конференциях.
Уверен, работа в этом направлении не напрасна. Учащиеся заинтересованы, чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Данная деятельность позволяет поддерживать и развивать таланты учащихся и формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к своей родине и более бережное отношение к окружающей среде. Новизна такой работы состоит в том, чтобы знакомить детей с проблемами родного края, заинтересовывать их, заставлять мыслить и чувствовать, начиная с раннего возраста.
Для меня никогда не вставал вопрос: Что важнее – обучение или воспитание?.. Исхожу из того, что воспитанный ребенок никогда не допустит того, чтобы остаться необразованным, вот почему, думаю, можно назвать мою методическую систему и воспитательно-ориентированной. Вот почему в своей работе я ориентируюсь на слова американского философа Ральфа Эмирсона «Истинный показатель цивилизации не уровень богатств, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной». На самом деле, понять мир самому ребенку очень сложно, и он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю – нет. Нужно быть открытым для всего нового и это расширит педагогические возможности, даст пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы.
Профессиональная активность учителя – это участие в конкурсах, семинарах, проведение мастер-классов, тренингов, выступления на МО, педсоветах и многое-многое другое. С появлением компьютера и Интернета для меня открылся целый мир – мир без границ. Это позволило по-новому взглянуть на себя и свою работу, сравнить с коллегами со всей России, расширить свои интересы. Работаю в интернет-сообществах учителей: Мультиурок.ру, участвю в различных олимпиадах и конкурсах.
Таким образом, труд, затраченный на формирование познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.