СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из методов повышения познавательной активности учащихся  является использование инновационных технологий на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий на уроках географии»









Использование инновационных технологий на уроках географии как метод повышения познавательной активности учащихся







Дышаев Игорь Валерьевич, преподаватель географии











Чебаркуль, 2017



Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Моя методическая система – это ответ на требования, предъявляемые к выпускнику средней школы. Требования к выпускникам складываются под влиянием ситуации на рынке труда, потребностей местного социума и государства в целом. Необходимы подлинно свободные и толерантные личности, умеющие самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, видеть проблемы и способы их решения, чётко планировать действия и эффективно сотрудничать в коллективе, анализировать полученные результаты.

Методическая тема, над которой я работаю - "Использование инновационных технологий на уроках географии как метод повышения познавательной активности учащихся".

Цель работы: развитие познавательных творческих способностей учащихся через интегрированное использование инновационных технологий. Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:

1) Внедрять в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к предмету география, повышению познавательной активности, и как следствие росту качества знаний;

2) Содействовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого, нравственного потенциала каждого ученика;

3) Вовлекать учащихся в различные формы познавательной деятельности, отрабатывать умения и навыки, необходимые для социализации личности.

Увы, сегодня география для многих – предмет не первостепенной важности. Он не востребован для поступления (результаты ЕГЭ по географии принимают только на географические факультеты). При этом всем учащимся необходимо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.

Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Как заинтересовать учащихся географией? Как сделать так, чтобы знания, полученные на уроках географии, пригодились им в жизни? Дать ответ на эти вопросы нелегко. Современная педагогика насыщена разнообразием форм и методов преподавания, но одно остаётся неизменным - существенную роль играет урок. Он длится сравнительно недолго, и в каждую из этих минут может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их, безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока. На уроке происходит общение учителя и ученика. По его итогом судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Стараюсь на каждом уроке показывать своим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно, что знания, которые приобретают они в школе, сослужат им добрую службу. Провожу уроки-викторины, семинары, лекции, уроки-поиски, уроки-исследования. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Большое внимание уделяю практикумам, которые часто стараюсь превратить в диалоги, диспуты. Очень важно услышать мнение, точку зрения каждого ученика по какой-либо проблеме. Иногда сам принимаю заведомо неправильную точку зрения с целью привлечения детей к спорам, отстаиванию своей точки зрения. Повышение интереса старшеклассников к изучению географии, формирование у них широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира, развитие географического мышления – это одна из главных моих задач.

Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Ни один из предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география.Использование таких средств, как компьютер в выходом в Интернет, географические карты, энциклопедии и раздаточный материал с вопросами, викторинами и т.п. формирует у ребят необходимые навыки и умения, делают преподавание географии более наглядным, а значит, и повышают интерес к предмету.

Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка. Методическая тема, над которой я работаю: "Использование инновационных технологий на уроках географии как метод повышения познавательной активности учащихся " – побуждает меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы, методы и технологии. В своей работе использую следующие технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие, игровые, проблемного обучения, технологии сотрудничества, дифференцированного обучения, личностно-коммуникативного обучения, индивидуализации обучения.

Мое педагогическое кредо — видеть в своем ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками. Моя задача – создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.

Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами. Конечно, должна быть дистанция между учителем и учеником, но это не стена, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и «сильных», и «слабых» учащихся.

Немаловажную роль в моей работе играют информационно-коммуникационные технологии. География как никакая другая наука, обладает огромными возможностями применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Образ мира в географии выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности, а информационные технологии позволяют сформировать у учащихся правильное представление об объектах изучения, значительно удаленных во времени и пространстве. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя. Но только компьютерные технологии позволяют увидеть из космоса Землю и циркуляцию атмосферы, побывать в экваториальных лесах, в Антарктиде и Гималаях, спуститься на дно океана и в глубоководные желоба. География должна быть "живой", учить образному мышлению, формированию "географической картины мира". Не случайно в 1967г. Дэвид Трейклер констатировал: "Люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят и 50% того, что они слышат и видят одновременно". Достичь этого помогут компьютерные технологии. Нередко на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Это хорошая «шпаргалка» для учителя. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Отныне моя методическая система включает в себя и ту позицию, что дистанционное образование – это очень эффективно!

К сожалению, современные дети уже не станут «поколением книг». Им гораздо проще учиться с помощью компьютера, ведь он для них привлекательная игрушка, благодаря которой обучение воспринимается не как утомительная повинность, а как увлекательный процесс познания. Понимая особенности современных детей, надо использовать компьютер как активное средство обучения. Но все-таки на первом месте должен быть УЧИТЕЛЬ, с его живым словом, ласковым взглядом, умеющим проникнуть в глубинки души ученика. Попробуйте удалить учителя из образовательного процесса, оставьте только с дистанционным обучением, ИКТ - образуется вакуум бездушия, несопереживания, несоучастия, который будет затягивать в свое пространство со скоростью света. Не человек, а робот - вот что ожидает нас. Поэтому, несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не забываю, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Комбинирую элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – познать мир и найти себя в этом мире. Вот и пусть в нашем образовательном "оркестре" основные партии принадлежат и книге, и ИКТ, во главе с дирижером УЧИТЕЛЕМ. В итоге - прекрасная музыка - гармонично развивающаяся личность, то есть наш УЧЕНИК.

Моя позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:

  • постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;

  • использование различных источников знаний – людей, опытов, книг, ресурсов сети Интернет;

  • организация работы в группах разного состава;

  • игра, погружение в предмет.

Мои методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Моя задача - вселить в ребенка уверенность в собственных силах. Я считаю, что потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. У ребёнка должен отсутствовать страх во время ответа. И наступит момент, когда ученик почувствует уверенность в себе, интерес к тому делу, которым занят. Здесь помогают здоровьесберегающие технологии, которые предусматривают не только горячие обеды, спортзалы, бассейны, но и улыбку педагога, доброжелательную атмосферу, создаваемую всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам!

Поощряю любые, пусть даже противоречивые, суждения, свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться понимать свои ошибки.

Как человека и педагога меня волнует мысль о том, как помочь моим ученикам жить в условиях сложной экологической обстановки. Один из путей экологического воспитания школьников – воспитание любви к родной природе, ее красотам. Таким образом, моя методическая система пополнилась ещё одним тезисом: Овладение географией невозможно без краеведческой работы! Сегодняшние школьники - это будущие граждане страны. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей. 

Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ. Используя метод проекта, мои ученики делают компьютерные презентации о родных и интересных местах Челябинской области, в планах – расширить исследовательскую деятельность и принять участие в районных и областных конкурсах и конференциях.

Уверен, работа в этом направлении не напрасна. Учащиеся заинтересованы, чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Данная деятельность позволяет поддерживать и развивать таланты учащихся и формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к своей родине и более бережное отношение к окружающей среде. Новизна такой работы состоит в том, чтобы знакомить детей с проблемами родного края, заинтересовывать их, заставлять мыслить и чувствовать, начиная с раннего возраста.

Для меня никогда не вставал вопрос: Что важнее – обучение или воспитание?.. Исхожу из того, что воспитанный ребенок никогда не допустит того, чтобы остаться необразованным, вот почему, думаю, можно назвать мою методическую систему и воспитательно-ориентированной. Вот почему в своей работе я ориентируюсь на слова американского философа Ральфа Эмирсона «Истинный показатель цивилизации не уровень богатств, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной». На самом деле, понять мир самому ребенку очень сложно, и он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю – нет. Нужно быть открытым для всего нового и это расширит педагогические возможности, даст пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы.

Профессиональная активность учителя – это участие в конкурсах, семинарах, проведение мастер-классов, тренингов, выступления на МО, педсоветах и многое-многое другое. С появлением компьютера и Интернета для меня открылся целый мир – мир без границ. Это позволило по-новому взглянуть на себя и свою работу, сравнить с коллегами со всей России, расширить свои интересы. Работаю в интернет-сообществах учителей: Мультиурок.ру, участвю в различных олимпиадах и конкурсах.

Таким образом, труд, затраченный на формирование познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!