Доклад
На тему:
«Использование интерактивных методов и графических органайзеров на музыкально-теоретических предметах»
Ходиевой З.И.
Ташкент-2016-17 уч.г.г.
Использование интерактивных методов и графических органайзеров на музыкально-теоретических предметах
План:
1. Понятие «интерактив» и «интерактивные методы».
2. Графические органайзеры и виды.
3. Роль учителя в эффективном использовании графических органайзеров.
Использование интерактивных методов и графических органайзеров на музыкально-теоретических предметах вполне целесообразно. Но чтобы уметь применять их на практике для начала разберем понятия и основные виды таких инновационных методов.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, студента и компьютера
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на занятиях фокусируется на пяти основных элементах: позитивная взаимозависимость, личная ответственность, содействующее взаимодействие, навыки совместной работы и работа в группах. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Интерактивные методы обучения позволяют активизировать и использовать громадный образовательный потенциал обучающихся, внести в учебный процесс элементы состязательности и использовать свойство синергии, присущее позитивно функционирующим системам: интеллектуальная сила группы обучающихся больше суммы сил ее членов (т.е. групповой результат всегда выше, чем сумма индивидуальных результатов).
Что представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и преподавателями-практиками разработано немало форм групповой работы.
Интерактивные методы обучения дают реальную возможность создать в аудитории атмосферу партнерства. Преподаватель, получивший в руки технологию, основанную на интерактивных методах, а не готовые рецепты хороших занятий, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям и принятию нестандартных и ответственных решений. Интерактивные методы обучения позволяют педагогу:
- обеспечить интерес обучаемых к теме занятия,
- достигнуть более прочного усвоения учебного материала,
- развивать аналитическое мышление,
- формировать коммуникативные навыки,
- создавать условия для вовлечения всех обучаемых в активную учебную деятельность,
- обеспечить благоприятный психологический микроклимат в учебной группе и др.
Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Заметим, что важнейшее условие для этого – личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение преподавателем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.
Активные и групповые методы учебной работы и раньше использовались в традиционной педагогике, однако в конце двадцатого - начале двадцать первого века мощный импульс к их широкомасштабному применению дало новое направление в педагогике - развитие навыков критического мышления.
Напомним, что в рамках основ критического мышления в фазах ВЫЗОВ - ОСМЫСЛЕНИЕ - РАЗМЫШЛЕНИЕ разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных, часть из которых представлена ниже:
ВЫЗОВ: Организатор-авангард; Фокусирующие вопросы; Проблемные вопросы; Обдумайте/ Разбейтесь на пары/ Обменяйтесь мнениями; Спутник ожиданий; Мозговой штурм; Парная мозговая атака; Кластеры, Категориальный обзор, Свободное письмо (с обсуждением в парах или группах); Предварительные термины; Перепутанные логические цепи и др.
ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ: Графические организаторы; Продвинутая лекция; Взаимное обучение; “Вопросы к автору”; Чтение/ Суммирование в парах; Знаю/ Хочу знать/ Узнал, Двухчастный дневник, Другие типы дневников с реакцией на прочитанное (с обсуждением в парах или группах), Чтение методом “Зигзаг”, ИНСЕРТ (метод пометок с обсуждением в парах или группах), Перекрестная дискуссия, Учебная дискуссия, Критические дискуссионные группы, Ролевые критические дискуссионные группы и др.
РАЗМЫШЛЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ): Совместный поиск; Введение в кооперативное об/учение (обучение сообща); Линия ценностей; Синквейн, Свободное письмо, Десятиминутное эссе, Аргументированное эссе, Таблица ИНСЕРТ, Кластер (с обсуждением в парах или группах); Категориальный обзор; Оставьте за мной последнее слово; Трехступенчатое интервью; Зигзаг 2; Концептуальная карта; Т-схема; Аналитический подход при написании реферата; Процедура РАФТ; Чтение и реакция на прочитанное и др.
Рекомендации по применению интерактивных методов обучения
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (обучающиеся). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учащихся за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации учащегося.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Аудитория должна быть подготовлена с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для студентов должен быть создан физический комфорт. Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, «вывернув» шею. Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый студент сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Графические организаторы - это визуальные приемы для пространственной организации идей, используемые для того,чтобы помочь студентам следить за предлагаемой информацией. Учащиеся могут использовать графические организаторы для конспектирования. Графические организаторы могут использоваться лектором для иллюстрации отношений между идеями.
К графическим организаторам относятся:
- диаграммы причини-следствий,
- хронологические таблицы,
- кластеры,
- анализ семантических черт,
- концептуальные таблицы,
- диаграммы-древа,
- диаграммы Венна,
- диаграммы “двойной пузырь”,
- Т-диаграммы,
- М-диаграммы и др.
Охарактеризуем некоторые из них.
Анализ семантических черт. Одной из стратегией для активизации и развития знаний является анализ семантических (смысловых) характеристик. Такой подход бывает полезен, когда изучается тема, по которой имеются предварительные, незначительные знания. Его сутью является изучение нового на основе сопоставления и сравнения с известным.
В качестве предварительного вида деятельности (как фаза вызова), обучающиеся обсуждают два знакомых подхода к обучению - традиционный и технологический. Группа, обсуждая сообща, приходит к мнению, отраженному в двух строках таблицы 1. Затем каждый обучаемый самостоятельно прогнозирует и заполняет третью строку таблицы (характеристики основ критического мышления). После изучения основ критического мышления проводится групповое обсуждение, по результатам которого студенты возвращаются к схеме и подтверждают или поправляют то содержанию, которые они сделали в третьей строке. Возможна попытка выработки единого мнения группы.
Анализ семантических черт хорошо использовать на занятиях, которые не основываются на текстах. Эта методика также может иметь различные применения на занятиях по точным наукам.
Концептуальная таблица. Концептуальная карта относится наряду с кластерами и анализом семантических черт к графическим организаторам, которые наглядно представляют мыслительные процессы сравнения, сопоставления и др. В концептуальной таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали - различные характеристики, по которым производится сравнение.
В концептуальной таблице компактно “упакован” большой объем аналитической информации. Такая таблица хороша для методического обеспечения занятия (слайд, учебный плакат и др.). Задания на составление концептуальной таблицы по определенной проблеме силами малых групп с использованием мозгового штурма и последующим обсуждением в составе всей группы и выработкой оптимального варианта могут служить содержанием занятия по конкретной теме в фазах «осмысления» и «размышления».
Т – схема. Это универсальный графический организатор сравнительных двойных данных (да / нет, за / против), особенно удобный для представления контрастных, противоречащих и отличающихся по определенным критериям сведений (табл. 3).
Т-схемы позволяют на небольшой площади обзора поместить емкий смысловой материал. Особенно удобно использовать Т-схему для обобщения содержания модуля (укрупненной дидактической единицы). Задание на самостоятельную работу по составлению Т-схемы может служить хорошим стимулом для развития творческого мышления.
Диаграмма Венна. Этот метод позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух и более аспектов, имеющих различные и общие черты. Диаграмма строится на двух и более пересекающихся кругах.
Методические рекомендации по применению
Шаг 1.Учащиеся в паре заполняют только две части круга, которые относятся к студентам и преподавателю соответственно.
Шаг 2. Учащиеся объединяются в малые группы по 4 человека, сравнивают и дополняют свои диаграммы.
Шаг 3. В малой группе составляется список характеристик, которые являются на их взгляд общими для двух аспектов.
Советы преподавателю
• Диаграмму, состоящую из трех пересекающихся кругов, следует использовать после того, как студенты освоили работу по заполнению диаграммы, состоящей из 2-х кругов, то есть от простого к сложному.
• Диаграмму можно использовать на стадиях Вызова и Размышления.
Знаю/ Хочу узнать/ Узнал (З/Х/У) - графический организатор, позволяющий провести исследовательскую работу по какой-либо теме или разделу.
Методические рекомендации по использованию З/Х/У
Шаг 1. Подготовьте таблицу З/Х/У на большом плакате или доске.
Шаг 2. Поставьте вопрос и проведите мозговую атаку в парах или в малых группах.
Шаг 3. Используя метод блиц-опроса по итогам мозгового штурма, составьте перечень идей в колонке «Что, предположительно, мы знаем».
Шаг 4. Проявите мастерство и «вытяните» вопросы для колонки «Хотим узнать».
Шаг 5. Чтение (или прослушивание лекции) с поиском ответов на поставленные вопросы.
Шаг 6.
1. По завершению чтения верните студентов назад к вопросам, которые они поставили до чтения в колонке (Хотим узнать), на какие вопросы были найдены ответы и запишите их в колонку «Узнали».
2. Спросите учеников, какую еще информацию они узнали, хотя вопросов не ставили, запишите в колонку «Узнали».
3. Обсудите насколько верными оказались идеи студентов в колонке «Что, предположительно, мы знаем».
4. Обратите внимание на вопросы, которые остались без ответа. Обсудите, куда могут обратиться ученики для получения ответов на них.
Советы преподавателю
Для четкости и организованности напишите на доске процессуально-временную схему:
• Мозговой штурм - 5-7 минут
• Блиц-опрос - 4 минуты
• Чтение статьи, учебника или изложение лекционного материала
- 15-20 минут
• Обсуждение и заполнение граф в таблице З/Х/У - 15 минут
Конечно, Вы можете варьировать временем и процедурами, главное – создать ориентировочную основу действий.
2. Когда подобная работа будет хорошо освоена Вашими студентами, то весь процесс можно будет проводить в малых группах автономно.
Синквейн. Понятие “синквейн” происходит от французского слова “пять”. Синквейн - это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена, свёрнута информация об изучаемом понятии (явлении, событии, теме) и охарактеризована своими словами, вариативно, с различных позиций, взглядов, мнений. Составление синквейна - важное умение, позволяющее излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Процесс составления синквейна способствует лучшему осмыслению темы.
Правила составления синквейна:
1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строка - описание темы двумя прилагательными.
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая строчка - фраза из четырёх слов, характеризующая отношение к теме (чувства).
5. Последняя строка - синоним, одно слово, повторяющее суть темы.
Рассмотрим пример составления синквейна для “свертывания” и обобщения информации. Опыт обучения преподавателей педагогическим технологиям выявил, что часть преподавателей испытывает затруднение при составлении идентифицируемых учебных целей (задач обучающихся). Это связано с многолетним формулированием целей занятий только через деятельность преподавателя и созданием у некоторых из них определенного стереотипа мышления. В таком случае на стадии осмысления при изучении темы “Проектирование целей и задач” полезно применить синквейн [10].
1
задача
2
Однозначная,
измеряемая
3
выражает
ожидаемый результат
4
Облегчает понимание цели
обучающегося
5
Продукт (обучения)
Оценивая составленный синквейн, можно сделать вывод, что в процессе его составления разработчик должен был на вторую строчку подобрать пару таких прилагательных, которые характеризовали бы наиболее важные свойства задачи обучающегося. Это можно было сделать, перебрав многие варианты и выделив из них лучшие. Точно также поиск нужных слов для остальных строчек требовал интенсивного мышления, что, несомненно, способствовало лучшему осмыслению понятия “задача”.
Наиболее целесообразно использовать составление кластера по определенному понятию или идее в фазе “осмысления”, во время которой обучаемый должен самостоятельно и активно не только усваивать учебный материал, но и отслеживать собственное понимание. Поиск связей и отношений центрального понятия и возможных составляющих кластера развивает вариативность мышления, заставляет просматривать его “окрестности” разного порядка. Заметим, что составление кластера является хорошим заданием для мозгового штурма.
Все вышеизложенные органайзеры применимы как на предмете теории музыки так и музыкальной литературы. А именно такие темы как «Биография композитора» , «Жизнь и творчество», «Интервалы. Аккорды» и многие другие могут быть представлены в том или ином виде графики.
Владение педагогом такой техникой как графичесик органайзеры во многом расширит возможности создания авторского-дидактического материала, позволит более объемно и креативно подходить к подготовке к уроку.
Таким образом, на сегодняшний день требования к педагогическому мастерству и квалификации будут зависеть от того, какие составляющие педагогической технологии будут реализоваться преподавателем: подготовка методического материала для обучаемых или педагогов, консультационно-информационная деятельность, контактные занятия с обучаемыми, активные формы обучения и т.п.