СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для педагогических чтения. Содержит теоретическую и практическую направленность

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Т.В. Назаркина

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 3 г. Тайынша»

г.Тайынша, СКО


Учебный предмет «Русский язык» многогранен. Десятки лет ученые, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность учеников? За долгие годы найдено множество важных методических решений. И вот настало время, когда накопленные идеи должны реализовываться на страницах современных учебников русского языка для начальных классов и приходить в школу.

В государственном стандарте начального общего образования РК отмечено, что изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать и развивать орфографическую зоркость учащихся. Умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Необходимо на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. Много работая над этой проблемой, учителя, тем не менее, не всегда добиваются хороших результатов. В практике учителя стремятся либо насытить урок чрезмерно трудными заданиями, либо, наоборот, стараются материал искусственно упростить. Основная задача учителя начальных классов выработать свою систему работы по формированию и развитию орфографической зоркости с применением инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

На основе вышесказанного формируется противоречие между необходимостью развития орфографической зоркости младших школьников посредством использования интерактивных методов и приёмов и недостаточным их внедрением на уроках русского языка начальной школы.

Проблема заключается в поиске эффективных средств развития орфографической зоркости младших школьников.

Цель исследования: создание системы заданий с использованием интерактивных методов и приемов, направленных на развитие орфографической зоркости младших школьников.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические положения по вопросам использования интерактивных методов и приёмов на уроках «Русского языка» в начальной школе;

  2. Изучить передовой педагогический опыт учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости учащихся;

  3. Разработать и применить на практике систему заданий с использованием интерактивных методов и приёмов;

  4. Выявить результативность опытно–экспериментальной работы по использованию интерактивных методов и приёмов на уроках «Русского языка» для развития орфографической зоркости младших школьников;

  5. Выпустить методические пособия в составе творческой группы.

Объект исследования: процесс развития орфографической зоркости младших школьников.

Предмет исследования: содержание работы учителя по использованию интерактивных методов и приёмов с целью развития орфографической зоркости младших школьников.

Гипотеза: если на уроках русского языка применять интерактивные методы и приёмы, то уровень орфографической зоркости учащихся значительно повысится, так как младшие школьники научатся обнаруживать орфограммы и применять правила.

Методы исследования:

1)теоретический анализ литературы;

2)наблюдение, беседа, диагностика;

3)математические и статистические методы обработки полученных результатов исследования.

Практическая значимость определяется возможностью использования материалов и выводов исследования на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Этапы работы:

  1. Изучение теоретических вопросов и отбор эффективных методов, приёмов и средств развития орфографической зоркости младших школьников. (август 2012г.- август 2013г.)

  2. Обмен опытом с членами творческой группы «Гармония сотрудничества», участие в семинарах, конференциях. (сентябрь2013г.- декабрь 2013г.)

  3. Проведение опытно-экспериментальной работы. ( январь 2014г.- май 2014г.)

  4. Составление сборников и методических пособий. Их издание. (май 2014г.-октябрь 2014г.)

  5. Изучение компьютерных программ для создания электронных методических ресурсов. Систематизация электронного архива. (ноябрь 2014г.-май 2015г.)

  6. Составление электронных методических ресурсов по формированию орфографической зоркости младших школьников. ( 2015-2016уч.г.)

Большое внимание уделила изучению теоретических основ развития орфографического навыка и условий его формирования. Изучила возможности использования современных интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников.

Вся практическая работа велась совместно с творческой группой «Гармония сотрудничества» по разным направлениям:

  1. Организация словарной работы.

  2. Организация списывания в обучении правописанию

  3. Орфографический самоконтроль, как средство формирования познавательной деятельности.

  4. Использование памяток для формирования навыков грамотного письма.

  5. Тренажёры для развития орфографической зоркости.

  6. Место диктанта в выработке грамотного письма и др.

Весь материал был обобщён на семинарах творческой группы и собран в нескольких сборниках. Я же для себя конкретизировала задачу, сузив тему исследования. Анализ письменных работ учащихся показал, что очень много ошибок допускают учащиеся при правописании слов с мягким знаком. А ведь слова с мягким знаком изучаются с первого класса. Действительно, согласно действующей Программе, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года, в начальных классах мягкий знак изучается как показатель мягкости, как разделительный, изучается правописание ряда сочетаний (чк-чн и. тд.), перенос слов с мягким знаком, а также мягкий знак в различных частях речи: существительном, глаголе и числительном. Материал по годам расположен циклично, взаимосвязан, постепенно усложняется, при правильном его применении можно достичь неплохих результатов. Я решила помочь учителям разнообразить уроки изучения вышеперечисленных орфограмм.

Опытно-педагогическая работа проходила в средней школе №3 г. Тайынша в 4 «А» и 4 «Б» классах. В каждом классе обучалось по 15 учащихся. В своей опытно-педагогической работе остановилась на формировании следующих орфографических умений для шести типов орфограмм, представленных в таблице 1.

Таблица 1- Типы орфограмм

1

Мягкий знак - показатель мягкости согласных

2

Разделительный мягкий знак

3

Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ и т.д.

4

Мягкий знак у существительных женского рода с шипящим на конце

5

Мягкий знак в глаголах неопределённой формы

6

Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ

Первым этапом опытно-педагогической работы было выявление уровня сформированности орфографических умений шести типов орфограмм учащихся начальных классов на момент начала исследования. С этой целью учащимся был предложен проверочный диктант. Представим полученные результаты в таблице 2.

Таблица 2 – Допущенные ошибки (констатирующий эксперимент)

Классы

4 «А»

4 «Б»

Тип орфограммы

Допущено ошибок (%)

уровень

Допущено ошибок (%)

уровень

Мягкий знак - показатель мягкости согласных

26%

средний

20%

средний

Разделительный мягкий знак

33%

средний

33%

средний

Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ и т.д.

20%

средний

20%

средний

Мягкий знак у существительных женского рода с шипящим на конце

46%

низкий

46%

низкий

Мягкий знак в глаголах неопределённой формы

53%

низкий

53%

низкий

Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ

46%

низкий

53%

низкий

Обработка данных, полученных в ходе проверочного диктанта, позволяет говорить о том, что учащиеся допускают ошибки по шести типам орфограмм, рассматриваемых нами в процессе опытно–экспериментальной работы. Из данных таблицы мы видим, что количество орфографических ошибок прослеживается у школьников, что свидетельствует о неумении детей грамотно писать, а точнее видеть орфограмму в слове, распознавать ее и проверять, т.е. о низком уровне орфографической зоркости. С целью развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в 4 «А» классе применялись интерактивные методы и приёмы, системы развивающих и дифференцированных упражнений, тесты, различные виды диктантов, игры и др. Особое внимание уделялось применению интерактивных методов и приёмов, дидактической игре, т.к. игра - это важное средство воспитания умственной активности учащихся. Игровые задания, задания на смекалку, задания для умников и умниц, загадки – шутки, кроссворды развивают у детей смекалку, находчивость сообразительность. Использовалась работа с фразеологизмами на изучаемые орфограммы. Много подобрано материала из устного народного творчества. Учитель по своему выбору может определить приём их использования. Это может быть и списывание, и выборочное списывание, и диктанты разного вида и т.д. Предлагаю использовать родителям и учителям так называемые запоминалки, рифмованные правила, орфостихи. На некоторые правила разработаны примеры разноуровневых самостоятельных работ. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Если говорить об индивидуальном подходе в обучении ребёнка, то для достижения этой цели предлагаю карточки. На каждое изучаемое правило привожу примеры карточек с различного вида заданиями: вставь букву, допиши слово, измени слово, составь предложение и т.д.

Разработана и проведена серия уроков по проблемной теме с включением следующих интерактивных методов и приёмов: “Блицопрос” ,“Микрофон”, “Мозговой штурм”, “Аквариум”, “Пресс”, “Карусель”, “Снежный ком”, “Микрофон”, “Защита проекта”, работа в малых группах.

На контрольном этапе, после применения выше перечисленных методов и приёмов и серии уроков, в экспериментальной и контрольной группе были проведен диктант. Полученные результаты допущенных ошибок во время диктанта учащимися представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Допущенные ошибки (контрольный эксперимент)

Классы

4 «А»

4 «Б»

Тип орфограммы

Допущено ошибок (%)

уровень

Допущено ошибок (%)

уровень

Мягкий знак - показатель мягкости согласных

0%

высокий

20%

средний

Разделительный мягкий знак

0%

высокий

20%

средний

Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ и т.д.

0%

высокий

20%

средний

Мягкий знак у существительных женского рода с шипящим на конце

6%

высокий

33%

средний

Мягкий знак в глаголах неопределённой формы

13%

выше среднего

53%

низкий

Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ

20%

средний

53%

низкий

Из таблицы мы видим, что процентное распределение испытуемых по уровням орфографических умений значительно отличается: у испытуемых 4 «А» класса показатели по уровням выше 4»Б» класса. Эти данные являются показателем того, что орфографические умения испытуемых 4 «А» класса находятся на более высоком уровне развития.

Приведенные результаты позволяют утверждать, что в ходе экспериментальной работы, в результате использования интерактивных методов и приёмов на уроках русского языка наблюдалось заметное повышение уровней развития орфографических умений у учащихся 4 «А» класса и снижение количества детей с низким уровнем развития орфографических умений. У школьников 4 «Б» класса произошли незначительные изменения в уровнях развития орфографических умений вследствие традиционного обучения. Сравнивая результаты опытно–педагогической работы по уровням развития орфографических умений младших школьников 4 «А» класса на начало и конец эксперимента мы видим, что идет постепенное увеличение числа детей с высоким уровнем орфографических умений за счет потенциальных возможностей школьников со средним уровнем и уменьшение числа учащихся с низким уровнем орфографических умений.

Таким образом, в процессе применения системы интерактивных методов и упражнений в экспериментальном классе, направленных на развитие орфографических умений младших школьников на уроках русского языка наблюдалась динамика спада орфографических ошибок, а также развитие умений обнаруживать, видеть, замечать орфограммы. Весь накопленный материал был широко использован на уроках и внеклассных занятиях педагогов творческой группы «Гармония Сотрудничества», а также был распространён среди учителей начальных классов некоторых школ района. Опыт работы был обобщён во время семинаров творческой группы, при проведении мастер классов, получил хорошую оценку. На данном этапе весь практический материал систематизируется в электронном виде, изучается программа для создания электронного методического пособия.



Список литературы:
  1. Государственный стандарт образования, разработанный на основе Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года. – Астана, 2009.

  2. Баранов М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю. – М., 1991.

  3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.

  4. Соловейчик М.С. Методика и практика обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1999.

  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

  6. Бунина М.Е., Василенко И.А., Кудрявцева И.А., Панов М.В. Современный русский язык, сборник упражнений. - М.: Учпедгиз., 1996.

  7. Бетенькова Н.М. Вопросы русской орфографии. - М., 2004.

  8. Власенков А.И. Материалы к исследованию по теме «Использование алгоритмов в обучении орфографии». - М.: Просвещение, 1995.

  9. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии. – М.: Просвещение, 1996.

  10. Емельянова М., Коршунов С. Из опыта создания и использования обучающей программы по русскому языку. - №5.- 1990.

  11. Жиленко А.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии. - №5. - 1986.

  12. Онькова В.А. Использование перфокарт на уроках русского языка в начальной школе. // Начальная школа Казахстана. – 2001. - № 5.