СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных пособий на разных этапах урока географии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок – дитя современной культуры, это урок порождённой стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность и предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.

          Так клеймим учащихся за их лень и отсутствие тяги к знаниям, но нормальный ребёнок не против знаний. Ведь никто не учит ребёнка изготовлению рогаток, а он умеет их делать и стремится получить эти знания, так как они ему нужны. Так и учитель должен показать необходимость знаний своего предмета. Родители говорят ребёнку, что знания ему пригодятся в будущем, а оно ещё так далеко. Знания обязательно должны быть востребованы, иначе потребности в них не возникает. Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний. Создать мотив  –  значит  создать  такую  ситуацию, при которой у ребёнка возникает необходимость применения полученных знаний, причём в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников.

       К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Дети стали гораздо прогматичнее и рациональнее. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна. А ведь это может быть один из немногих предметов, где природа связана с обществом, с его экономическим развитием, где знания необходимы каждый день. Очень обидно слышать, что люди, которые считают себя образованными, культурными и интеллектуальными, порой не знают,  где живут - в Европе или Азии, слушая новости, не знают где находится та или иная страна, где сегодня производят автомобили, холодильники, выращивают сельскохозяйственные культуры. Нельзя жить по принципу Митрофанушки: «Кучер довезёт куда нужно». Каждый человек должен иметь широкий кругозор, в котором достаточно большое место должны занимать географические знания.

  Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

  Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании».

   Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;       

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

 

  Для эффективного учебного процесса необходима  наглядность, а интерактивная доска так же, как и обычная меловая, помогает в демонстрации учебного материала.

  В то же время учебный процесс согласно требованиям образовательных стандартов должен строиться на основе системно-деятельностного подхода. Это значит, что пособия для интерактивных досок не должны ограничиваться набором иллюстраций.

   Слово «интерактивные» в названии серии употреблено не случайно. Интерактивность в переводе с английского языка (interaction) означает «взаимодействие». Интерактивные плакаты ориентированы именно на активное взаимодействие обучающихся  с содержанием изучаемого  материала, в процессе которого происходит формирование универсальных учебных действий. Иными словами, нтерактивные плакаты ориентированы на системно-деятельностный подход в обучении. Их применение на уроках способствует развитию познавательной активности учащихся, прочному и глубокому усвоению знаний.

Одним из видов интерактивных пособий является интерактивный плакат.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных пособий на разных этапах урока географии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»



Матвеева Н.М., учитель географии и биологии МБОУ «СОШ №7» г.Сафоново Смоленской области

Использование интерактивных пособий на разных этапах урока географии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Современный урок – дитя современной культуры, это урок порождённой стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность и предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.

Так клеймим учащихся за их лень и отсутствие тяги к знаниям, но нормальный ребёнок не против знаний. Ведь никто не учит ребёнка изготовлению рогаток, а он умеет их делать и стремится получить эти знания, так как они ему нужны. Так и учитель должен показать необходимость знаний своего предмета. Родители говорят ребёнку, что знания ему пригодятся в будущем, а оно ещё так далеко. Знания обязательно должны быть востребованы, иначе потребности в них не возникает. Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний. Создать мотив – значит создать такую ситуацию, при которой у ребёнка возникает необходимость применения полученных знаний, причём в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников.

К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Дети стали гораздо прогматичнее и рациональнее. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна. А ведь это может быть один из немногих предметов, где природа связана с обществом, с его экономическим развитием, где знания необходимы каждый день. Очень обидно слышать, что люди, которые считают себя образованными, культурными и интеллектуальными, порой не знают, где живут - в Европе или Азии, слушая новости, не знают где находится та или иная страна, где сегодня производят автомобили, холодильники, выращивают сельскохозяйственные культуры. Нельзя жить по принципу Митрофанушки: «Кучер довезёт куда нужно». Каждый человек должен иметь широкий кругозор, в котором достаточно большое место должны занимать географические знания.

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.


Для эффективного учебного процесса необходима наглядность, а интерактивная доска так же, как и обычная меловая, помогает в демонстрации учебного материала.

В то же время учебный процесс согласно требованиям образовательных стандартов должен строиться на основе системно-деятельностного подхода. Это значит, что пособия для интерактивных досок не должны ограничиваться набором иллюстраций.

Слово «интерактивные» в названии серии употреблено не случайно. Интерактивность в переводе с английского языка (interaction) означает «взаимодействие». Интерактивные плакаты ориентированы именно на активное взаимодействие обучающихся с содержанием изучаемого материала, в процессе которого происходит формирование универсальных учебных действий. Иными словами, нтерактивные плакаты ориентированы на системно-деятельностный подход в обучении. Их применение на уроках способствует развитию познавательной активности учащихся, прочному и глубокому усвоению знаний.

Одним из видов интерактивных пособий является интерактивный плакат.

ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент (по В.Э. Штейнбергу), где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля. Интерактивный плакат может быть многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим, к примеру, как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь и контроль за качеством усвоения полученной информации.

Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, в котором интерактивная навигация позволяет отобразить текст, графику, звук, географические карты, видео.

Педагогическая идея использования интерактивного плаката заключается в том, что этот электронный ресурс позволяет наглядно демонстрирует процесс формирования ключевых понятий при разных формах работы, как индивидуальной, так и при фронтальной, а также позволяет обучающимся активно участвовать в этом формировании.

Таким образом, возникают противоречия:

  • между стратегическими вопросами применения компьютера и мультимедийных технологий в обучении и конкретными тактическими решениями по разработке и применению методических разработок;

  • между необходимостью формирования ключевых компетенций у обучающихся на уроках географии и трудностями, связанными с достижениями этого в рамках традиционной системы обучения.

Разрешение перечисленных противоречий обусловило разработку темы использования интерактивного плаката как мультимедийного средства по географии.

Проблемой использования интерактивных пособий на уроках географии и вообще, применение компьютерных технологий в обучении географии, интерактивной доски, я занимаюсь более 5 лет, тема моего инновационного опыта: «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии средствами интерактивного обучения, в том числе интерактивных пособий».

При работе с интерактивным плакатом обучающиеся могут:

  • читать текст (управлять его движением  в окне, или листать страницы);

  • просматривать графику, иллюстрации, видео;

  • решать тесты, выполнять различные задания.


Существуют различные возможности использования интерактивного плаката:

    • в качестве наглядного пособия при работе в классе;

    • формирование практических навыков и контроля знаний под руководством учителя;

    • самостоятельная работа учащихся;

    • дистанционное обучение.


Новизна опыта использования интерактивного плаката.

Данное электронное образовательное пособие обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса, в котором информация появляется не сразу, а разворачивается в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат позволяет изменять уровень погружения в тему. Эффективность использования плаката связана с повышением информационной плотности занятия с использованием новых носителей учебного материала. При использовании данного пособия учитель перестаёт быть для обучающихся единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром.

С методикой создания и использования такого электронного образовательного пособия, как интерактивный плакат, я познакомилась в интернете на сайте «Сеть творческих учителей» -http://www.it-n.ru/ .Я зарегистрировалась на этом сайте, познакомилась с плакатами, которые создали мои коллеги из разных регионов России. К сожалению, на мастер-класс по созданию интерактивного плаката, я не попала, но изучила материалы и методику создания по документам, представленным на сайте, переписывалась с коллегами, учителями географии, которые в совершенстве владеют данной методикой. В своей работе я использую материалы данного сайта, интерактивные плакаты по разным темам курса географии. И я попробовала создать свой интерактивный плакат на тему «Эпоха Великих Географических открытий – миф или реальность?».


Основное отличие интерактивного плаката от презентации сводится к возможности нелинейного использования цифрового ресурса. Презентации в малой степени соответствуют понятию интерактивности.











Интерактивный плакат должен реализовывать следующие возможности:

- наличие одного достаточно большого (основного) блока с которым работа проводится на протяжении всего изучения нового материала;

- наличие дополнительной наглядности, которая размещается в виде гиперактивных зон и разворачивается по клику, а так же сворачивается до исходного;

- наличие интерактивных инструментов (ручки, кнопки, маркеры) позволяющих выделять различными цветами объекты интерактивного плаката (подчёркивания, обведение, исправления, надписи);

- наличие областей, которые появляются и исчезают либо по команде с кнопки, либо по клику по гиперактивной зоне. Для работы с правилами, выводами, с тем чтобы учащиеся сравнили вывод сделанный, например, самостоятельно с правильным выводом;

- наличие элементов позволяющих автоматизировать действия.

Указанные возможности реализуются в презентации с помощью гиперссылок и элементарной работы с макросами и триггерами.


Особенности интерактивных плакатов

Высокая интерактивность – диалог между преподавателем и обучающимися посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на занятии;

Простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;

Богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, видео, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;

Групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учащимся (работа за персональным компьютером);

Учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать занятия в соответствии со своими задачами.


Актуальность, социальная значимость проблемы.

Реальный процесс внедрения компьютера и мультимедийных технологий в традиционной системе образования носит сегодня, скорее, спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии втискиваются в учебный процесс ради самого их использования. Применяемые мультимедийные продукты зачастую создаются программистами. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию: пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к использованию на занятии.

Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в занятие, проводимое в условиях существующей системы. Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.

Таким образом, возникают противоречия между стратегическими вопросами применения компьютера и мультимедийных технологий в обучении и конкретными тактическими решениями по разработке и применению методических разработок. Разрешение перечисленных противоречий обусловило разработку темы использования интерактивного плаката как мультимедийного средства.


Структура интерактивного плаката

  • иллюстрированный опорный конспект;

  • многоуровневые задания по проверке знаний: тесты, вопросы, задания на контурной карте, проблемные вопросы;

  • набор иллюстраций, интерактивных рисунков, карт, анимаций, видеофрагментов;

  • конструктор (инструмент, позволяющий делать пометки, записи поверх учебного материала;

  • навигация;

  • список источников.


Преимущества использования интерактивного плаката:

  • повышается интерес обучающихся к обучению, к предмету;

  • информация с экрана воспринимается обучающимися лучше;

  • используются различные мультимедийные элементы: анимация, видео, карты, звук, поэтому усиливается обучающий эффект;

  • более рационально организована работа учителя;

  • эстетика и структура урока изменяется;

  • обучающиеся могут работать индивидуально и в группах.


Недостатки использования интерактивного плаката:

  • создание интерактивного плаката требует большого количества времени, а готовые пособия не всегда подходят учителю;

  • в школе должна быть достаточная материально-техническая база для создания и применения такого ресурса;

  • учитель должен уметь работать с определёнными компьютерными программами, уметь работать с интерактивной доской.


Главные дидактические условия создания интерактивного плаката:

  • меньше текста и больше наглядности;

  • меньше линейности и больше интерактивности;

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность;

  • дидактическая и информационная законченность;

  • максимальное взаимодействие обучаемого с содержанием данного ресурсана всех этапах усвоения информации.


В преподавании географии в интерактивный плакат могут вставляться интерактивные карты.

Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты.

Интерактивные карты делают обучение более эффективным и увлекательным.


Интерактивные карты имеют высокие демонстрационные возможности:

  • приближать выбранные участки земной поверхности для детального рассмотрения;

  • снимать часть обозначений, упрощая карту, делая её более наглядной;

  • делать рисунки, что увеличивает их наглядность;

  • наносить надписи при помощи клавиатуры от руки;

  • к некоторым географическим картам привязан дополнительный иллюстративный и текстовый материал, который отражает специфику карты, выделяя значимые особенности географических объектов и территорий;

  • карта состоит из нескольких слоёв, каждый из которых содержит разную картографическую информацию, которые можно убирать и добавлять в зависимости от целей и задач урока.

Для подготовки интерактивного плаката по географии использую программу POWER POINT, умения работать с гипессылками, триггерами, видеофрагментами, интерактивными картами.


Воспроизведение данного интерактивного пособия требует знаний и умений работы на интерактивной доске, что повышает образовательное значение данного ресурса.

Интерактивная доска даёт учителю новые возможности:

  • оптимизации учебного процесса;

  • создания наглядных интерактивных заданий;

  • развитие познавательной активности обучающихся;

  • новое структурирование и темп урока;

  • повышают мотивацию обучающихся;

  • улучшают эффективность обучения;

  • позволяет учителю импровизировать, проявлять гибкость, развивать его творческие способности;

  • вдохновляет учителя на поиск новых методов и приёмов обучения, стимулирует его профессиональный рост.

Возможности интерактивной доски огромны, но их нужно правильно использовать, никто не говорит, что её нужно использовать на каждом уроке. Интерактивная доска -современный помощник учителя, если урок имеет чёткую структуру, цели, если он направлен на формирование определённых результатов, и все задания помогают обучающимся лучше усвоить материал урока.


Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Да, использование компьютерных технологий требует определённых усилий, большого количества времени, но это стоит того, необходимо идти в ногу со временем.


Учитель, который провёл интерактивный урок хоть один раз, уже не сможет отказаться от возможностей данного урока:

  • обогащение обратной связи между учителем и обучающимися;

  • дифференциация и индивидуализация обучения;

  • мотивация учебной деятельности;

  • освобождение от субъективных оценок;

  • развитие самообразования;

  • доступность учебного материала;

  • облегчение решения многих дидактических задач;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • развитие умений самостоятельной работы обучающихся;

  • формирование географического мышления и географической картины мира.


Результативность использование интерактивных пособий на уроках географии:

    1. отсутствие неуспевающих по предмету;

    2. стабильные результаты качества знаний;

    3. обучающиеся стали более инициативными и самостоятельными;

    4. более активное участие обучающихся в различных географических конкурсах и олимпиадах;

    5. повысился познавательный интерес к географии, и в целом мотивация к учению;

    6. развивается мышление и творческие способности обучающихся;

    7. позволило увеличить время на уроке для творческой работы, индивидуального общения с обучающимися;

    8. позволило интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами обучения;

    9. повышена мотивация обучающихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами.


В классах, где применялись интерактивные пособия, наблюдается положительная динамика качества знаний обучающихся:

Учебный год Качество знаний %

2012 -2013 57

2013-2014 61

2014-2015 63

Удовлетворенность обучающихся и их родителей содержанием и характером взаимоотношений учителя и обучающихся находится на высоком уровне.

категория Степень удовлетворенности

низкая средняя Высокая

обучающиеся 1% 42% 57%

родители --- 30% 70%


Учитель, применяющий новые информационные технологии, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным, динамичным. Урок с использованием интерактивных пособий не только формирует знания и умения, но и вырабатывают опыт самостоятельной творческой работы обучающихся.

Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики”

Л.Н.Толстой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!