Матвеева Н.М., учитель географии и биологии МБОУ «СОШ №7» г.Сафоново Смоленской области
Использование интерактивных пособий на разных этапах урока географии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современный урок – дитя современной культуры, это урок порождённой стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность и предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.
Так клеймим учащихся за их лень и отсутствие тяги к знаниям, но нормальный ребёнок не против знаний. Ведь никто не учит ребёнка изготовлению рогаток, а он умеет их делать и стремится получить эти знания, так как они ему нужны. Так и учитель должен показать необходимость знаний своего предмета. Родители говорят ребёнку, что знания ему пригодятся в будущем, а оно ещё так далеко. Знания обязательно должны быть востребованы, иначе потребности в них не возникает. Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний. Создать мотив – значит создать такую ситуацию, при которой у ребёнка возникает необходимость применения полученных знаний, причём в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников.
К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Дети стали гораздо прогматичнее и рациональнее. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна. А ведь это может быть один из немногих предметов, где природа связана с обществом, с его экономическим развитием, где знания необходимы каждый день. Очень обидно слышать, что люди, которые считают себя образованными, культурными и интеллектуальными, порой не знают, где живут - в Европе или Азии, слушая новости, не знают где находится та или иная страна, где сегодня производят автомобили, холодильники, выращивают сельскохозяйственные культуры. Нельзя жить по принципу Митрофанушки: «Кучер довезёт куда нужно». Каждый человек должен иметь широкий кругозор, в котором достаточно большое место должны занимать географические знания.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Для эффективного учебного процесса необходима наглядность, а интерактивная доска так же, как и обычная меловая, помогает в демонстрации учебного материала.
В то же время учебный процесс согласно требованиям образовательных стандартов должен строиться на основе системно-деятельностного подхода. Это значит, что пособия для интерактивных досок не должны ограничиваться набором иллюстраций.
Слово «интерактивные» в названии серии употреблено не случайно. Интерактивность в переводе с английского языка (interaction) означает «взаимодействие». Интерактивные плакаты ориентированы именно на активное взаимодействие обучающихся с содержанием изучаемого материала, в процессе которого происходит формирование универсальных учебных действий. Иными словами, нтерактивные плакаты ориентированы на системно-деятельностный подход в обучении. Их применение на уроках способствует развитию познавательной активности учащихся, прочному и глубокому усвоению знаний.
Одним из видов интерактивных пособий является интерактивный плакат.
ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент (по В.Э. Штейнбергу), где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля. Интерактивный плакат может быть многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим, к примеру, как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь и контроль за качеством усвоения полученной информации.
Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, в котором интерактивная навигация позволяет отобразить текст, графику, звук, географические карты, видео.
Педагогическая идея использования интерактивного плаката заключается в том, что этот электронный ресурс позволяет наглядно демонстрирует процесс формирования ключевых понятий при разных формах работы, как индивидуальной, так и при фронтальной, а также позволяет обучающимся активно участвовать в этом формировании.
Таким образом, возникают противоречия:
между стратегическими вопросами применения компьютера и мультимедийных технологий в обучении и конкретными тактическими решениями по разработке и применению методических разработок;
между необходимостью формирования ключевых компетенций у обучающихся на уроках географии и трудностями, связанными с достижениями этого в рамках традиционной системы обучения.
Разрешение перечисленных противоречий обусловило разработку темы использования интерактивного плаката как мультимедийного средства по географии.
Проблемой использования интерактивных пособий на уроках географии и вообще, применение компьютерных технологий в обучении географии, интерактивной доски, я занимаюсь более 5 лет, тема моего инновационного опыта: «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии средствами интерактивного обучения, в том числе интерактивных пособий».
При работе с интерактивным плакатом обучающиеся могут:
читать текст (управлять его движением в окне, или листать страницы);
просматривать графику, иллюстрации, видео;
решать тесты, выполнять различные задания.
Существуют различные возможности использования интерактивного плаката:
в качестве наглядного пособия при работе в классе;
формирование практических навыков и контроля знаний под руководством учителя;
самостоятельная работа учащихся;
дистанционное обучение.
Новизна опыта использования интерактивного плаката.
Данное электронное образовательное пособие обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса, в котором информация появляется не сразу, а разворачивается в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат позволяет изменять уровень погружения в тему. Эффективность использования плаката связана с повышением информационной плотности занятия с использованием новых носителей учебного материала. При использовании данного пособия учитель перестаёт быть для обучающихся единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром.
С методикой создания и использования такого электронного образовательного пособия, как интерактивный плакат, я познакомилась в интернете на сайте «Сеть творческих учителей» -http://www.it-n.ru/ .Я зарегистрировалась на этом сайте, познакомилась с плакатами, которые создали мои коллеги из разных регионов России. К сожалению, на мастер-класс по созданию интерактивного плаката, я не попала, но изучила материалы и методику создания по документам, представленным на сайте, переписывалась с коллегами, учителями географии, которые в совершенстве владеют данной методикой. В своей работе я использую материалы данного сайта, интерактивные плакаты по разным темам курса географии. И я попробовала создать свой интерактивный плакат на тему «Эпоха Великих Географических открытий – миф или реальность?».
Основное отличие интерактивного плаката от презентации сводится к возможности нелинейного использования цифрового ресурса. Презентации в малой степени соответствуют понятию интерактивности.
Интерактивный плакат должен реализовывать следующие возможности:
- наличие одного достаточно большого (основного) блока с которым работа проводится на протяжении всего изучения нового материала;
- наличие дополнительной наглядности, которая размещается в виде гиперактивных зон и разворачивается по клику, а так же сворачивается до исходного;
- наличие интерактивных инструментов (ручки, кнопки, маркеры) позволяющих выделять различными цветами объекты интерактивного плаката (подчёркивания, обведение, исправления, надписи);
- наличие областей, которые появляются и исчезают либо по команде с кнопки, либо по клику по гиперактивной зоне. Для работы с правилами, выводами, с тем чтобы учащиеся сравнили вывод сделанный, например, самостоятельно с правильным выводом;
- наличие элементов позволяющих автоматизировать действия.
Указанные возможности реализуются в презентации с помощью гиперссылок и элементарной работы с макросами и триггерами.
Особенности интерактивных плакатов
• Высокая интерактивность – диалог между преподавателем и обучающимися посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на занятии;
• Простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
• Богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, видео, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
• Групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учащимся (работа за персональным компьютером);
• Учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать занятия в соответствии со своими задачами.
Актуальность, социальная значимость проблемы.
Реальный процесс внедрения компьютера и мультимедийных технологий в традиционной системе образования носит сегодня, скорее, спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии втискиваются в учебный процесс ради самого их использования. Применяемые мультимедийные продукты зачастую создаются программистами. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию: пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к использованию на занятии.
Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в занятие, проводимое в условиях существующей системы. Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Таким образом, возникают противоречия между стратегическими вопросами применения компьютера и мультимедийных технологий в обучении и конкретными тактическими решениями по разработке и применению методических разработок. Разрешение перечисленных противоречий обусловило разработку темы использования интерактивного плаката как мультимедийного средства.
Структура интерактивного плаката
иллюстрированный опорный конспект;
многоуровневые задания по проверке знаний: тесты, вопросы, задания на контурной карте, проблемные вопросы;
набор иллюстраций, интерактивных рисунков, карт, анимаций, видеофрагментов;
конструктор (инструмент, позволяющий делать пометки, записи поверх учебного материала;
навигация;
список источников.
Преимущества использования интерактивного плаката:
повышается интерес обучающихся к обучению, к предмету;
информация с экрана воспринимается обучающимися лучше;
используются различные мультимедийные элементы: анимация, видео, карты, звук, поэтому усиливается обучающий эффект;
более рационально организована работа учителя;
эстетика и структура урока изменяется;
обучающиеся могут работать индивидуально и в группах.
Недостатки использования интерактивного плаката:
создание интерактивного плаката требует большого количества времени, а готовые пособия не всегда подходят учителю;
в школе должна быть достаточная материально-техническая база для создания и применения такого ресурса;
учитель должен уметь работать с определёнными компьютерными программами, уметь работать с интерактивной доской.
Главные дидактические условия создания интерактивного плаката:
меньше текста и больше наглядности;
меньше линейности и больше интерактивности;
вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность;
дидактическая и информационная законченность;
максимальное взаимодействие обучаемого с содержанием данного ресурсана всех этапах усвоения информации.
В преподавании географии в интерактивный плакат могут вставляться интерактивные карты.
Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты.
Интерактивные карты делают обучение более эффективным и увлекательным.
Интерактивные карты имеют высокие демонстрационные возможности:
приближать выбранные участки земной поверхности для детального рассмотрения;
снимать часть обозначений, упрощая карту, делая её более наглядной;
делать рисунки, что увеличивает их наглядность;
наносить надписи при помощи клавиатуры от руки;
к некоторым географическим картам привязан дополнительный иллюстративный и текстовый материал, который отражает специфику карты, выделяя значимые особенности географических объектов и территорий;
карта состоит из нескольких слоёв, каждый из которых содержит разную картографическую информацию, которые можно убирать и добавлять в зависимости от целей и задач урока.
Для подготовки интерактивного плаката по географии использую программу POWER POINT, умения работать с гипессылками, триггерами, видеофрагментами, интерактивными картами.
Воспроизведение данного интерактивного пособия требует знаний и умений работы на интерактивной доске, что повышает образовательное значение данного ресурса.
Интерактивная доска даёт учителю новые возможности:
оптимизации учебного процесса;
создания наглядных интерактивных заданий;
развитие познавательной активности обучающихся;
новое структурирование и темп урока;
повышают мотивацию обучающихся;
улучшают эффективность обучения;
позволяет учителю импровизировать, проявлять гибкость, развивать его творческие способности;
вдохновляет учителя на поиск новых методов и приёмов обучения, стимулирует его профессиональный рост.
Возможности интерактивной доски огромны, но их нужно правильно использовать, никто не говорит, что её нужно использовать на каждом уроке. Интерактивная доска -современный помощник учителя, если урок имеет чёткую структуру, цели, если он направлен на формирование определённых результатов, и все задания помогают обучающимся лучше усвоить материал урока.
Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Да, использование компьютерных технологий требует определённых усилий, большого количества времени, но это стоит того, необходимо идти в ногу со временем.
Учитель, который провёл интерактивный урок хоть один раз, уже не сможет отказаться от возможностей данного урока:
обогащение обратной связи между учителем и обучающимися;
дифференциация и индивидуализация обучения;
мотивация учебной деятельности;
освобождение от субъективных оценок;
развитие самообразования;
доступность учебного материала;
облегчение решения многих дидактических задач;
развитие творческих способностей обучающихся;
развитие умений самостоятельной работы обучающихся;
формирование географического мышления и географической картины мира.
Результативность использование интерактивных пособий на уроках географии:
отсутствие неуспевающих по предмету;
стабильные результаты качества знаний;
обучающиеся стали более инициативными и самостоятельными;
более активное участие обучающихся в различных географических конкурсах и олимпиадах;
повысился познавательный интерес к географии, и в целом мотивация к учению;
развивается мышление и творческие способности обучающихся;
позволило увеличить время на уроке для творческой работы, индивидуального общения с обучающимися;
позволило интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами обучения;
повышена мотивация обучающихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами.
В классах, где применялись интерактивные пособия, наблюдается положительная динамика качества знаний обучающихся:
Учебный год Качество знаний %
2012 -2013 57
2013-2014 61
2014-2015 63
Удовлетворенность обучающихся и их родителей содержанием и характером взаимоотношений учителя и обучающихся находится на высоком уровне.
категория Степень удовлетворенности
низкая средняя Высокая
обучающиеся 1% 42% 57%
родители --- 30% 70%
Учитель, применяющий новые информационные технологии, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным, динамичным. Урок с использованием интерактивных пособий не только формирует знания и умения, но и вырабатывают опыт самостоятельной творческой работы обучающихся.
“Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики”
Л.Н.Толстой.