СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование интерактивных приемов работы на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Словообразование. Орфография»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ctrl/Cmd+V

 

Введение

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий.

  Современные учебники, пособия для учителей позволяют  при должной подготовке строить  урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и  прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с  этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при  решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции  учащихся в учебном процессе.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым как для педагога, так и для учащегося?

      

Педагогика  предлагает различные пути:

 воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала  к учебным возможностям учащегося  и др. Современная образовательная  ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

В русле этих поисков сегодня появился новый  подход – интерактивное обучение (inter – между, aktio – действие). Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся базируется на сотрудничестве, взаимообучения: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы и приёмы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы и приёмы  обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.

Именно интерактивные методы и приёмы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы и приемы  предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.

Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.

Интерактивные методы и приёмы  позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности, формирования у учеников осознания значимости этой науки  в практической деятельности.

При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся общаться и работать в коллективе.

Таким образом, интерактивные технологии применяют приемы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более интересным и насыщенным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу ученика.

Актуальная значимость данной  работы заключается в том, что умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Приступая к работе, я определила:

Цель: обосновать необходимость применения на уроках русского языка интерактивных методов обучения.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с  целью ее теоретического обоснования.
  2. Возможность применения интерактивных методов обучения на практике к достижению своей цели.

Основная часть.

  1. Специфика интерактивного приема обучения.

    Специфика работы в школе заставила пересмотреть формы обучения учащихся и все больше ставить перед собой вопросы: «Как учить детей без принуждения? Как помочь раскрыть им свои возможности? Как сделать предмет русского языка интересным для каждого?»

    Чтобы учебный процесс из трудной и принудительной работы превратился в познавательный и интересный, внедряются  новые приемы и методы обучения. Одним из таких приемов является интерактивный. Цель этого метода – создание комфортных условий обучения, при которых ученики чувствуют свою успешность. Именно это делает продуктивным сам процесс обучения. Задачами интерактивных форм обучения  являются:

  • пробуждение у учащихся интереса к предмету;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск  учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

   При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется. Она становится не центральной, а лишь регулирует процесс обучения и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует порядок выполнения намеченного плана. Ученики же вступают в общение друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы.

     В своей педагогической практике для реализации различных задач: формирование информационной компетенции, развитие творческого мышления, коммуникативных способностей я также стараюсь использовать интерактивные приемы и методы интерактивного обучения.

  1. Использование интерактивных методов и приемов работы на уроке русского языка в 6 классе по теме «Словообразование. Орфография».
  1. Интерактивный прием «Ручеек».

Среди учащихся проводится игра «Ручеек» во время закрепления темы «Правописание чередующихся гласных И и Е в корне слова» . Все ребята по команде учителя завершают игру и садятся за столы парами, образованными при игре. После чего они получают задание: «Распределить слова в 2 столбика: один с буквой  И в корне, другой – с буквой Е».

Выбирать, обжигать, сочетание, натереть, запирать, выдирать, обтираться. выберу, избирательная (кампания), простираться, стирать (белье), блестеть, блистательный, выжег, постелить.

 

  1. Интерактивный прием «Синквейн».

            Самостоятельная работа по созданию синквейна (стихотворения из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму) во время изучения темы «Корни жизни» (чередование гласной в корнях раст, ращ, рос).

                   Ключевое слово: растение.

                                               Растение.

                            Лекарственное, полезное.

                            Исцелит, поможет, спасёт.

                            Растение – помощник для людей.

                                       Хороший  лекарь!

- Выделите «корни жизни» и графически  объясните их написание.

3. Интерактивный прием «Путешествие по станциям».

 Урок обобщения по теме «Орфография. Словообразование». Форма проведения – работа в группах. Класс делится на несколько групп в зависимости от количества учащихся. Из числа лучших учеников  назначаются эксперты (у каждой группы свой). Они садятся за отдельные парты и в течение урока проверяют выполненные задания, занося баллы в проездные билеты. В конце урока эти баллы суммируются, а каждая группа получает оценку. Работа экспертов оценивается учителем. Задания рекомендуется распечатать на листах разного цвета.

СТАНЦИЯ 1. Чередование И-Е в корне».

Вставьте пропущенные буквы: зап..рать, бл..стеть, выт..р, заж..гает, разд..рает, выж..г, заст..лает, забл..стал, зам..рать.  

СТАНЦИЯ 2. «И-Ы после приставок».

Вставьте пропущенные буквы: сверх..нтересный, контр..гра, вз..искать, под..грать, дез..нформация. под..тожить, меж..нститутский, без..нтересный, без..нициативный.

СТАНЦИЯ 3. «Чередование А-О в корне».

Вставьте пропущенные буквы: заг..рел, к..саться, з..ря. р..сток, накл..нился, тв..рец. к..снулся, заг..р, выр..с, прил..гательное, сл..жение.

СТАНЦИЯ 4. «Приставки на З-С».

Вставьте пропущенные буквы: бе..домный, ра..сказ, и..ложение, бе..трепетный, во..кликнул, бе..конечный, во..ход, и..дание.

СТАНЦИЯ 5. «Исключения».

Вставьте пропущенные буквы; р..стовщик, Р..стислав, р..сток, соч..тание, пл..вец. отр..сль, Р..стов.

СТАНЦИЯ 6 «Способы образования слов».

Определите способы образования слов:  подземный, сосновый, подводный, переделать, школьный, привокзальный.

4. Интерактивный прием «Карусель»

Применяется при закреплении темы  «Правописание корней с чередованием КОС-КАС; ГОР-ГАР. Учащиеся образуют 2 кольца: внутреннее и внешнее. Во внутреннем кольце ученики сидят неподвижно, а во внешнем – меняются местами. Детям внутреннего и внешнего кругов выдается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке задание: обосновать, почему в словах касательная пишется буква А, а в слове прикосновение буква О? В слове загорать – О, а в слове загар – А? Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего напарника, который получает задание: вставить пропущенные буквы в словах: коснуться, касаться, прикасаться, выгорит, сгореть, горелка, угореть. Объяснить. Почему вставил такие буквы. После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку, и алгоритм повторяется снова.

 

5. Интерактивный прием «Верно - неверно». 

Учащиеся рассматривают утверждения и определяют, верны они или нет. При изучении темы «Корни с чередующимися гласными» предлагаю провести такое задание (ребята работают в группах):

 

 

Утверждение

Верно/ неверно

1

 

2

 

3

4

В корнях -кос-, -кас- написание о/а зависит от ударения

В корнях -раст-, -ращ- , -рос- пишется а, если есть ст или щ

В конях -зор-, -зар- написание гласного зависит от суффикса а

В корнях -гор-, -гар- написание гласной зависит от ударения

 

 

6. Интерактивный прием «Рангажирование».

Учащимся предлагается задание  рассмотреть ряд утверждений или понятий и определить относительную важность каждого.

Например, при работе  над морфемным разбором слов можно предложить такое задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действия во время разбора слова по составу.

 

Утверждение

Ранг

  1. Вычленить суффикс.

 

  1. Вычленить окончание.

 

  1. Вычленить основу слова.

 

  1. Вычленить приставку.

 

  1. Вычленить корень.

 

 

7.Интерактивный прием «Флажок».

Этот прием интересен тем, что включает в себя элементы игры. Данный прием можно применить во время повторения раздела «Словообразование. Орфография», когда учащиеся работают над контрольными вопросами. Суть его в том, что они отвечают на вопросы, передавая по кругу флажок.

8. Интерактивный прием «Классификация».

  1. Приставочный способ;
  2. Суффиксальный способ;
  3. Приставочно-суффиксальный способ;
  4. Сложение (основ или целых слов);
  5. Сложение сокращенных основ;
  6. Переход из одной части речи в другую.

9. Интерактивный прием «Проектная деятельность».

Пользуясь, «Этимологическим словарем», установить происхождение слов, входящих в указанные тематические группы подготовить сообщение (защита проекта – возможна как индивидуальная, так и групповая работа).

  1. «Названия цветов»;
  2. «Названия частей человеческого тела»;
  3. «Названия степеней родства»;
  4. «Названия птиц».

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу что, интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов – это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.

Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:

  • все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
  • ученики должны знать, что учитель верит в них;
  • учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;
  • важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития обучающихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаем создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие социальных компетенций, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению предметных результатов обучения обучающихся.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

Поэтому использование интерактивных методов в образовании и воспитании детей обоснованно и своевременно.

 

 

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников. М.: Просвещение, 2010 г.
  3.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986 г.
  4. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика, 2005 г.
  5. Нестандартные задания на уроках русского языка. // Русская словесность. 2010 г. №5. 
  6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995 г.
  7. Васильева Ф.И, Лихошерст Н.В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006 г.
  8. Зобернюс О.П. Парная и групповая работа на уроках русского языка. //Русский язык в школе// 2008 г., № 7.
  9. Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008 г., № 8.