Кейс-метод – современный метод обучения
Выполнили:
Калинина Анна
Актуальность
В настоящее время существует проблема обучению учащихся. Поэтому традиционные способы обучения не способны полностью сформировать необходимую базу знаний у обучающихся. Для этого используют современные технологии обучения, одной из которых является метод кейсов. Это одна из наиболее приемлемых интерактивных технологий для краткосрочного обучения. Данный метод можно использовать для формирования теоретических знаний через практическое применение и жизненный опыт самих учащихся. В данном методе интенсивно используется метод связи теории с практикой.
Проблема
Для кейс-метода характерна проблема реализма, то есть учащимся необходимо объяснять, что при решении аналогичных ситуации в реальной жизни у них будет такое же количество времени, знания и безопасные условия.
Пример кейса
Ученица 9 класса Иванова Марина из-за болезни пропустила сложную тему по химии «Жиры и масла». Придя на следующей неделе на урок, она столкнулась с тем, что не смогла ответить на теоретические вопросы, которые задавала Василиса Романовна. Василисе Романовне стало жалко ставить двойку за ответ, так как ученица была способная. Она недоумевала, как Марина могла не подготовить тему самостоятельно, пропущенную ею по болезни, ведь она могла узнать задание у класса или связаться с учителем. Тогда учительница решила пойти другим методом и задала ей вопрос практического характера, связанный с этой темой.
Учительница знала, что ученица может решать легко задания практического характера, не знаю при этом теории по данной теме, но основываясь на знаниях жизненного опыта и знаниях, уже полученных на уроках химии.
Задание заключалось в следующем :
«Маленький ребенок играл на детской площадке, которую недавно покрасили. Вечером, когда мама позвала ребенка домой, она обнаружила пятно на штанишках. Как вывести данное пятно с ткани, не повредив её структуру?»
Решение
1. Метод проб и ошибок: попробовать застирать данное пятно
2. Изучить состав ткани, применить пятновыводитель
3. Попробовать вывести ацетоном или бензином
4. Сдать в химическую чистку
5. Выбросить и купить новые штанишки
При решении данного кейса необходимо отойти от традиционной системы оценивания и перейти либо к бально-рейтенговой, либо к портфолио. В данном случае метод кейсов больше подходит для портфолио, где проверяется практические умения и навыки, а знания уходят на второй план.
Марина не получит неудовлетворительную отметку за незнание теории. А весь класс, зная теорию, может быстрее и качественнее решить данный кейс.
Сценарий образовательной среды
1. Целевые характеристики взаимодействия
Цель: развитие предметной компетентенции и приобретения опыта творческой деятельности.
2. Ресурсные характеристики взаимодействия:
использование компьютера, интернета, специальной литературы, необходимой для решения данного кейса.
3 . Технологические характеристики взаимодействия:
проблемная ситуация, проблемный вопрос, выдвижение гипотезы не менее двух, проверка гипотез, и экспериментальное подтверждение выбранной гипотезы, решение проблемной ситуации.
4. Функционально-ролевая характеристика процесса взаимодействия:
Учитель-ученик, ученик-класс, учитель-класс,
Учитель-тьютор, а учащиеся исследователи.