СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс – технологии в преподавании дисциплины «(информатика и икт)»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает особенности современного интерактивного обучения школьников на уроках информатики. Описывает эффективность применения и возможности использования кейс – технологии для активизации образовательного процесса. Использование метода кейсов на учебных занятиях помогает дополнить многие теоретические аспекты предмета посредством введения практических ситуаций и заданий, которые необходимо проанализировать и решить.

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс – технологии в преподавании дисциплины «(информатика и икт)»»

УДК -004

Семилуцкая Л.В.

МБОУ СОШ № 37 г. Воронеж


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «(ИНФОРМАТИКА И ИКТ)»


Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи.

Познал – сделал – получил результат.


Аннотация


Статья раскрывает особенности современного интерактивного обучения школьников на уроках информатики. Описывает эффективность применения и возможности использования кейс – технологии для активизации образовательного процесса. Использование метода кейсов на учебных занятиях помогает дополнить многие теоретические аспекты предмета посредством введения практических ситуаций и заданий, которые необходимо проанализировать и решить.


Ключевые слова

Информатика, информационные и коммуникационные технология, методы обучения, кейс, таксономия Блума, IT – образование.


Semilytskaya L.V.

MBOU SOSh No. of 37 g Voronezh


Abstract

Article reveals features of modern interactive training of school students at informatics lessons. The case – technologies for activization of educational process describes efficiency of application and a possibility of use. Use of a method of cases on studies helps to add many theoretical aspects of a subject by means of introduction of practical situations and tasks which need to be analyzed and solved.


Keywords

Informatics, information and communication technology, teaching methods, case, Bloom taxonomy, IT education.


На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.

Что характеризует современный этап обучения информатике?

На наш взгляд, можно выделить четыре важных момента, характеризующих современный процесс обучения информатики:

Первый момент:  обучение приемам и способам мышления и деятельности, а не просто передачи информации.

Второй момент: информатика - это обширная область знаний, включающая в числе важных теоретических разделов и информационные технологии, как практическую реализацию всех теорий.

Третий момент: формирование любого предмета подчинено определенным закономерностям, что наглядно можно наблюдать за формированием и становлением информатики.

Четвертый момент: революционность времени еще выражается в поселении новых педагогических технологий, способствующих внедрению передовых средств и методов в обучении.

Выбор той или иной технологии обусловлен, прежде всего, личностью самого педагога. Необходимо пропустить через себя любые предлагаемые технологии, чтобы в процессе дея­тельности действия учителя выглядели естественно.

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. Однако, эффект от применения средств компьютерной техники и ИКТ в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний. Сравнительная новизна предмета "Информатика (Информатика и ИКТ)", разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают нас вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания предмета.

У некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на “ты”. Если назначение знаний и умений, полученные на уроках ИКТ, очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики не всегда видят. На уроках информатики в компьютерном классе можно часто наблюдать, что объяснение и показ действий товарищем более эффективен, чем учителем. Я использую этот феномен при организации обучения на уроках. Одним из методов обучения, который я использую – это кейс-метод. При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение этого метода.

Кейс – это небольшой чемодан с бумагами. Технология эта пришла из бизнеса, с помощью которой обучают менеджеров решать реальные жизненные проблемы. В школьном обучении эти технологии помогут реализовать основные принципы ФГОС «учить учиться».

Кейс-технология современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными данными, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией - ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности

Данный метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году и прочно вошел в нашу жизнь.

Ограничения на использование кейс-метод: 

  1. Кейс-метод неэффективен в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. 

  2. Кейс-метод требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

  3. Кейс-метод часто лучше всего использовать совместно с деловой игрой. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик – учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе проведения деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. [1]. Кейс-метод и деловая игра являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания в процессе обучения информатике [2].

Таким образом, кейс-метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации. То есть на уроках информатики можно успешно реализовывать компетентностный подход с использованием кейс-метода обучения.

При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение проектных технологий.

Когда ученики работают над проектами можно предложить им готовые учебно-методические разработки, кейсы. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций.

При изучении нового материала стараюсь максимально активизировать познавательную деятельность учащихся, используя методы обучения, направленные на актуализацию личностного опыта ученика, на знакомство учеников с творческой деятельностью. На этом этапе  сочетание новых информационных технологий и метода проблемного обучения даёт хорошие результаты.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности учащихся по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования. Применение кейс технологий способствует развитию креативности у  учителя и учеников. Хороший кейс должен максимально достоверно описывать практическую сторону предмета обучения.

При всех преимуществах кейс технологий их использование в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью.








.



















Рисунок. Кейс – технология, представляющая собой методы анализа.


Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Кейс-метод можно применять при изучении различных тем из курса «Информатики и ИКТ», например: текстовой редактор, поисковые системы сети Интернет, конфигурация компьютера, информационные технологии: Microsoft Office Pablisher, Photoshop, Proposter, Movie Maker и др.

Задача:

  1. Создание буклета, постера, презентации, видеоролика для проектов «Быть здоровым – здóрово!», «Нам завещано беречь мир».

Цель:

  1. Научить работать в компьютерных программах.

  2. Развить интерес к процессу познания на уроках информатики

  3. Воспитание культуры труда, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности

  4. Развить креативное мышление обучающего, его художественный вкус и творческой инициативы.

Подводя итог использования кейс - технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей обучающихся на уроках информатики.

Я думаю, что наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения и при эффективном и грамотном управлении учителем.


Литература:


  1. Еремина М.Ю. Потенциал кейсового метода /М. Ю. Еремина //Школьные технологии.-2004.-N 6.-С.104-106.

  2. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Е.И. Михайлова // Маркетинг – 1999. – №1. – C. 12-13.


Literature:


1. Eremin M.Yu. Potential of the case method. Y.U. Eremina // School Technologies.-2004.-N 6.-P.104-106.

2. Mikhailova, EI Case and case-method: general concepts. / E.I. Mikhailova // Marketing - 1999. - №1. - C. 12-13


Об авторе:

Семилуцкая Лариса Викторовна учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 37 г. Воронеж, [email protected]



About the author:

Semilutskaya Larisa Viktorovna Teacher of Informatics and ICT MBOU School № 37 Voronezh, [email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!