«Использование компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья швейному делу»
Необходимость использования ИКТ на уроках в специализированных коррекционных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Необходимость использования ИКТ на уроках в специализированных коррекционных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях.
Немаловажной задачей учителя коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.
Большинство уроков в коррекционной школе строится на основе проблемно-диалогической технологии, применение которой способствует развитию у
учащихся стремления к самостоятельному открытию новых знаний, развитию творческих способностей, формированию коммуникативных умений, необходимых каждому ребенку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.
Спектр использования компьютера в обучении швейному делу очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем многогранное средство преподавания предмета.
Обучая детей с ОВЗ мы сталкиваемся с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников, а компьютер в швейной мастерской это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство позволяющее:
- развить новую информационную культуру деятельности для учеников школы VIII вида;
- повысить уровень мотивации учащихся;
- расширить зону индивидуальной активности ребенка;
- находить источники дополнительной информации по предмету;
- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
- проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;
- проводить словарную работу, как способ осознания учебного материала;
- систематизировать новые для учащихся знания;
- активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Применение интерактивных технологий в обучении швейному делу детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми на каждом этапе урока технологии.
Так в подготовительную часть урока включаются коррекционные упражнения, которые демонстрируются на интерактивной доске.
Возможность предложить учащимся яркие, увлекательные задания на развитие мыслительных процессов, которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.
При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными нами по разделам «Машиноведение», «Материаловедение», и др. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания на интерактивной доске, таким образом практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний. При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме.
Новейшие технологии дают более эффективную и совершенно новую форму обучения и незаменимый инструмент для ее реализации - интерактивную доску, с ее использованием улучшается качество преподавания теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала.
В связи с появлением и использованием в кабинете швейного дела компьютерных и интерактивных технологий повышается интерес к этому профилю обучения появляются новые возможности для самовыражения. У них пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении этому ремеслу.
Преподавание большинства материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды и многом другом реально изучаются с использованием компьютера. Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует , как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного материала.
Новые технологии позволяют моделировать различные ситуации и среды, что ведёт к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу.
Интерес, вызванный современными средствами обучения, снимает напряжение, усталость, утомляемость. Электронные учебные пособия, используются:
- в виде презентаций;
- как учебник и рабочая тетрадь;
- как толковый словарь;
- как справочник с учебными видеофильмами;
- как практическое пособие.
Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и
подготовке текстов для учеников с ограниченными возможностями здоровья учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.
Для диагностики уровня знаний, в форме тестирования проводятся контрольные срезы по пройденным темам.
При такой проверке тестируемых очень важно, что оценку их знаниям дает не учитель, а сам компьютер выдает резолюцию на ответ. Ученики сами видят количество неправильных ответов, а, следовательно, понимают и осознают недостаточность своих знаний.
Такое применение компьютера ни в коей мере не отменяет личностно-ориентированного подхода к ребёнку на уроке или в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекции.
Применение в коррекционно-развивающей и обучающей деятельности современных образовательных технологий, компьютерных программ позволяет эффективнее использовать наш труд, обеспечивает гибкость образовательного процесса, и дает положительную динамику в обучении детей швейному делу, что способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
1.Магомедова И.А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта. // Дефектология, 2005. - № 4.
2.Маймор О.С. Применение занимательных упражнений и игр в процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. // Дефектология, 1974, № 3.
3.Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. – СПб.: Речь, 2009.
4.Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально - трудовая адаптация: учеб. – методическое пособие / А.Р. Маллер, под ред. Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2010. –
с.
5.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие. Изд. 3-е испр. И доп. – М.:АРКТИ, 2005. –
с.
6.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта; Науч. – исслед. Ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.