СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование материалов тестирования в форме ЕГЭ на уроках русского языка в младших и средних классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единый государственный экзамен давно стал неотъемлемой частью школьной жизни, и всё это время педагогов, выпускников школ, их родителей интересуют вопросы наиболее эффективной подготовки к его сдаче. Единый государственный экзамен – серьезный шаг  в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ребята подготовлены к этому экзамену.   

Просмотр содержимого документа
«Использование материалов тестирования в форме ЕГЭ на уроках русского языка в младших и средних классах»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 1»

с. Грачёвка Ставропольского края










«Использование материалов тестирования в форме ЕГЭ на уроках русского языка в

младших и средних классах»









Из опыта работы

учителя русского языка и

литературы

МКОУ СОШ 1

c. Грачёвка

Башкатовой

Людмилы Ивановны















Оглавление:

1. Введение

2. Глава 1. Использование материалов ЕГЭ в младших и средних классах.

3. Глава 2. Работа с тестами на уроках русского языка в 10 классе.

4. Глава 3. Тесты на уроках русского языка в выпускном классе.

5. Заключение.


Введение:

Единый государственный экзамен давно стал неотъемлемой частью школьной жизни, и всё это время педагогов, выпускников школ, их родителей интересуют вопросы наиболее эффективной подготовки к его сдаче. Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ребята подготовлены к этому экзамену.

На прилавках магазинов можно найти множество пособий по подготовке к единому государственному экзамену. Для того чтобы книга, купленная выпускником, действительно помогла ему сдать экзамен, она должна содержать:

- указания, на какие разделы курса следует обратить особое внимание;

- указания на то, как, какими упражнениями можно устранить имеющиеся пробелы в знаниях;

- материал, максимально приближенный к реальным КИМам;

- элементы психологической подготовки учащегося к сдаче ЕГЭ

Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в образовательном стандарте по предмету. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.

Как известно, уровень подготовки по русскому языку может быть определен с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста и других методов. Использование в практике ЕГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.

Несколько лет назад учителя и методисты не были уверены в том, что эту форму можно использовать для оценки коммуникативных умений и навыков. Однако экзамен в форме ЕГЭ показал, что тестирование позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную, и, безусловно, имеет свои положительные стороны.

Преимущества тестов по сравнению с остальными возможными формами контроля можно свести к следующему:

- все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения в усвоении предмета;

- сведена к минимуму субъективность при оценке задания 25 (задания со свободным ответом);

- результаты поддаются статистической обработке;

- существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;

- за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания , умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.


В процессе этой проверки должно быть выяснено:

- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;

- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

- умеет ли ученик работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- обладает ли выпускник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным уровнем словарного запаса и грамматического строя русского языка, обеспечивающим свободное владение русским языком в разных условиях общения.


Несмотря на то что подготовка к единому государственному экзамену не требует специальной подготовки по предмету, выпускники не смогут обойтись без помощи учителя, его знаний и опыта, доброжелательности и готовности помочь, без его уверенности в способностях учеников и безусловной возможности сдачи ими экзамена. В этом личность учителя не заменит ни одно пособие.

В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов . И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене.

В своем проекте я обобщила опыт подготовки выпускников к экзамену по русскому языку.

Актуальность этого исследования очевидна, так как аттестация выпускников в форме ЕГЭ стала обязательной.

Гипотезу выдвигаем, исходя из вышеизложенного: частичное, выборочное использование тестовых материалов на уроках в младших и средних классах позволяет более эффективно подготовить учащихся к выпускному экзамену.

Цель работы: показать формы и методы работы с материалами для подготовки к экзамену с учащимися 5-9 классов и старшеклассниками.

Методы работы: экспериментальный, описательный.

Практическая значимость работы: возможность использования материалов при подготовке к ЕГЭ выпускников средней и основной школы.

Новизна исследования заключается в обзоре и анализе методов работы с материалами для подготовки к ЕГЭ в младших и средних классах.

Структура работы: Введение; Глава1 "Использование материалов ЕГЭ в младших и средних классах"; Глава 2." Работа с тестами на уроках русского языка в 10 классе"; Глава 3. Тесты на уроках русского языка в выпускном классе; Заключение.

Глава 1 Использование материалов ЕГЭ в младших и средних классах


Первые методические пособия по подготовке к ЕГЭ появились в продаже в 2001 году. Широко использовались сборники: 2Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену" - М., 2001г; "Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Русский язык"/ В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова и др.- М., 2001г; "Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену" / Под общей редакцией Г.С. Ковалевой и А.О.Татура. – М., 2002г; "Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык"/ О.В.Вакурова, С.И.Львова, И.П. Цыбулько – М., 2003 г.

В последующие годы пособия изменились, усовершенствовались, и сейчас наиболее популярны так называемые тренинги, где даются тестовые задания по основным разделам курса русского языка, и сборники типовых тестов, аналогичных экзаменационным КИМам. С помощью тренинга можно отработать то или иное задание, а выполнение комплексного теста позволит реально оценить свой уровень и поднять его к моменту сдачи ЕГЭ. В своей практике я широко использую пособие под редакцией Н.А.Сениной.

В нём есть задания по лексике, фразеологии и культуре речи, фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, морфологии и культуре речи, синтаксису и пунктуации, орфографии, речеведению. Всем им можно найти широкое применение на уроках русского языка в 5-9 классах при изучении соответствующих разделов, несмотря на то что некоторые вопросы довольно сложны, например, для пятиклассников. Но, чем раньше ребята узнают о трудных заданиях, чем больше будут тренироваться, отвечая на эти вопросы, тем легче им будет на выпускном экзамене. Конечно, нельзя применять тестовые упражнения в виде заданий ЕГЭ в 5 классе сразу, без подготовки: дети не знакомы с этой формой, поэтому в своей практике я использую материалы тестов в традиционных видах работы.

Формы упражнений могут быть самыми разнообразными:

  1. устная лингвистическая разминка в начале урока в 5 классе при изучении фонетики ;

  2. Выборочный диктант – выписать слова с непроизносимым согласным;

  3. Распределительный диктант – при изучении приставок при-, пре-, корней с чередованием, гласных после шипящих и т.д.;

  4. Орфоэпический диктант;

  5. Карточка с индивидуальным заданием.

И лишь в конце изучения темы можно использовать фрагмент теста в качестве итоговой контрольной работы. Опыт работы показывает, что новая форма работы, каковой и является тест, не вызывает у младших школьников страха или неприятия, если они видят в них знакомые слова, с которыми уже работали в процессе изучения данной темы. Тем более что с тестовой формой на уроках русского языка они уже знакомы: в течение многих лет я использую в работе тесты, предложенные в методических пособиях Г.И. Богдановой, О.А.Костяевой. Учащиеся младших классов в силу своего возраста быстро устают от привычных видов упражнений, любят все новое и с удовольствием работают с тестами. Привыкнув к работе с тестами, ребята не будут воспринимать их как новый, более сложный вид работы. Они не будут испытывать чувства страха во время экзамена, что обязательно повысит качество результатов. В своей работе я замечала, что очень скоро ребята осваивают новую форму работы, с азартом набрасываются на свежие тесты, соревнуются друг с другом и даже консультируют тех, кто не вполне уверен в своих знаниях. Детям очень нравится, что их работу учитель может проверить почти мгновенно, когда они еще все помнят и горят любопытством. Эту их любознательность и эмоциональный подъем нужно обязательно использовать, подогревать их интерес, потому что полученные в такой обстановке знания запомнятся надолго и на интеллектуальном, и на эмоциональном уровне. Все мы, взрослые, сдали в своей жизни десятки экзаменов, а запомнили и все время с удовольствием вспоминаем лишь некоторые из них: те, на которых мы отличились или провалились, то есть испытали эмоциональный всплеск.

Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности.

Отдельно хотелось бы сказать о содержании раздела "Речеведение". Не все задания из этого раздела используются в КИМах, но значение их при изучении тем "Текст", "Типы речи", "Функциональные стили речи" в младших и средних классах, а также при повторении их в 9 и 11 классах очень велико. Используя раздаточный материал, подготовленный из заданий данного раздела, можно предложить учащимся решение как коллективных, так и индивидуальных задач. Учащиеся сначала все вместе, в одном тексте, учатся определять его тему и основную мысль, тип и стиль речи, способ и средства связи предложений в тексте. Если в тексте нарушен порядок предложений, ребята устраняют этот недостаток, обосновывая свое мнение. Такая работа помогает каждому ученику участвовать в обсуждении проблематики текста, определении количества микротем в нем (необходимейшее умение при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в 9 классе), пересказать (комментировать) фрагменты текста, определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Прежде чем дать каждому ученику индивидуальное задание, я предлагаю работу в группах – по одному или разным текстам, по вариантам. И только после такой подготовительной работы каждый ученик получает индивидуальное задание. Не следует, однако, слишком часто практиковать индивидуальные задания: у учащихся младших и средних классов ещё слишком мал опыт такой работы, узок кругозор, а эмоционально они ещё слабоваты, и неудача (вполне возможная и объективно обоснованная) может развивать в них боязнь экзамена, ряд психологических комплексов.

Кроме очевидной пользы таких упражнений для подготовки к будущей итоговой аттестации, нельзя не отметить и то, что у ребят, которые систематически подобным образом работают с текстом, сильно расширяется кругозор, совершенствуются литературоведческие навыки: они глубже проникают в авторский замысел, точнее понимают содержание и идею произведения. Поскольку авторы сборников предлагают для анализа преимущественно тексты публицистического или научно-популярного стилей на морально- этические темы, учащиеся вынуждены размышлять не над мелкими проблемами (получить поощрение, хорошую оценку, заслужить прощение за что- либо), а над глобальными: патриотизм, милосердие, экология, культура. Чтобы аргументировать свое мнение, они должны использовать знания, полученные на других уроках, из книг, телепередач, получать общую эрудицию. Таким образом формируется мировоззрение учащихся, осознание ими своего места в жизни. А кроме этого, что немаловажно, укрепляются межпредметные связи с литературой, историей, мировой художественной культурой, географией, физикой, химией и т.д.

При использовании материалов для подготовки к экзамену на уроках русского языка в 5-9 классах я не предлагаю учащимся использовать бланки ответов. Исключением являются специальные бланки для подготовки к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ для учащихся 9 классов. Я считаю знакомство младших и средних школьников с бланочной формой ответов преждевременным, так как основной задачей на этом этапе считаю отработку «содержания» экзамена, а научить заполнять этим «содержанием» «форму» нетрудно в течение двух- трех занятий. Как показывает опыт, учащиеся, освоившие принцип работы с тестами для подготовки к ЕГЭ, безболезненно переходят на бланочное тестирование.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочу отметить: работа с тестами для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ на уроках русского языка в младших и средних классах чрезвычайно важна и должна проводиться обязательно, так как помогает в достижении следующих целей:

-отработка орфографических и пунктуационных навыков;

-формирование и закрепление речеведческих умений и навыков;

-формирование личностных, мировоззренческих качеств;

-снижение риска психологического дискомфорта при сдаче выпускного экзамена.


Глава 2. Работа с тестами ЕГЭ на уроках русского языка в 10 классе

Важнейшим этапом в подготовке к единому государственному экзамену является работа с десятиклассниками. В это время меняется ритм занятий, так как количество часов русского языка в неделю резко сокращается. Этот предмет из разряда важнейших в сознании учащихся переходит в разряд второстепенных, тем более, что нового материала как такового в 10 классе не изучается, а то, что систематизации ранее изученного идет более углубленно, в состоянии заметить далеко не каждый ученик.

Работая со старшеклассниками, я неоднократно замечала, что некоторые ребята, блестяще успевающие по русскому языку в 5- 9 классах, в 10, поддавшись ложному убеждению, что о языке они уже все знают и эти знания останутся с ними навсегда, очень скоро скатывались до самого посредственного уровня и бывали этим крайне обескуражены.

Задача педагога, по моему мнению, в этой ситуации состоит в том, чтобы не допустить снижения интереса учащихся к языку, держать их в постоянном «тонусе», ни в коем случае не использовать в качестве дополнительного материала для работы на уроках уже знакомые им тесты, тексты и т.п. Учитель должен дать понять ребятам, что их знания по предмету – это лишь еле видная вершина айсберга, что учить русский язык трудно, но интересно, увлекательно, что без постоянного тренинга они рискуют растерять то, чем уже овладели.

Для работы над комплексными тестами в форме ЕГЭ я использую пособие Н.А.Сениной и С.В.Гармаш "Русский язык. Тематический тренинг. Модели сочинения". изд. "Легион" 2016г. Эта книга предназначена для подготовки старшеклассников к ЕГЭ и позволит им применить на практике теоретические знания.

Весь материал в этом сборнике дан в очень компактной форме в виде схем, таблиц, опорных конспектов, что позволяет существенно экономить время на повторение. В распечатанном виде эти материалы лежат на каждой парте, и учащиеся пользуются ими в своей работе. Часть подобных материалов у ребят уже есть – с 5 класса они ведут словари по методике Г.И.Богдановой, в которых есть и справочный раздел. В нем помещены таблицы с самыми разнообразными сведениями по всем разделам школьного курса русского языка – эти словари известны всем словесникам, которые пользуются методичками Богдановой.

Материалы из "Тренинга" помогают повторить и углубить ранее изученное, а кое-что и дополнить. Обычно на уроках на повторение теории я трачу минимум времени, а основная часть урока отводится практике. Несколько лет назад , заказывая пособия по каталогам, я была уверена, что такие задания есть только у меня и ребята не смогут тайком узнать ответы тестов. Теперь же мы покупаем одинаковые сборники на всех, и, чтобы не впадать в искушение, вырезаем из них страницы с ответами. Вариантов заданий достаточно, чтобы на каждом уроке каждый ученик работал только со своим.

В 10 классе я впервые знакомлю учащихся с алгоритмом написания сочинения- задания 25. В 4 четверти я провожу урок- лекцию по этому материалу, а учащиеся записывают их в свои словари в виде подробного конспекта. Вот так выглядит фрагмент такого конспекта:

1. Требования, предъявляемые к сочинению на ЕГЭ по русскому языку.

  1. Сформировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста.

  2. Сформулировать позицию автора.

  3. Объяснить свое согласие или несогласие с автором, аргументируя свой ответ примерами из читательского или жизненного опыта.

2.Что такое проблема

  1. Определение проблемы: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная.

  2. Объект: война, мир, экономика, политика, идеология, образование, воспитание.

  3. Что можно с проблемой сделать: коснуться, уделить внимание, поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить; над ней можно думать, работать; проблема может возникнуть, встать, представлять интерес, заслуживать внимание, ждать разрешения и т.д.


Далее идет подробный, точный и информационно плотный инструктаж по следующим вопросам:


- Что значит «прокомментировать» проблему?

- Как выявить позицию автора?

- Как аргументировать свою позицию?

В пособии объясняется учащимся, что такое аргументы «за» и «против»; обращается внимание на типичные ошибки при комментировании, формулируются правила комментирования исходного текста, аргументации, приводятся фрагменты готовых сочинений, даются практические советы.

На все оставшееся до экзаменов время справочные материалы словаря и этот конспект становятся «настольными книгами» ребят, я рекомендую их использование на всех рабочих уроках в рамках подготовки к ЕГЭ. Но первое сочинение мы, конечно, пишем коллективно – это образец, с которым ребята сверяют свои самостоятельно написанные работы. В 10 классе мои ученики пишут их не более трёх, все работы обязательно комментируем, отмечаем сильные и слабые места в соответствии с конспектом "Рекомендаций". Я глубоко убеждена в том, что ученики должны не только видеть плюсы и минусы той или иной работы, но и понимать, в чем именно они заключаются.

Поэтому я не спешу "завалить" ребят текстами – всему своё время. Зато в конце 11 класса они у меня легко анализируют и текст, и написанное по нему сочинение, а на экзамене даже самые слабые из них за 25 задание получают не менее 10 баллов. Способные же в этих довольно жёстких рамках создают сочинения на различные темы. Вот образцы таких работ.


Какое влияние на человека оказывает научно- техническая революция? Положительно ли оно или отрицательно? Именно над этой проблемой заставляет нас задуматься автор текста С. Боммат.

Данный вопрос актуален. В наш век, век высоких технологий, мы каждый день сталкиваемся с новшествами: с различными уборочными машинами, роботами, электронными книгами. И человек с радостью начинает использовать это в своей повседневной жизни, освобождая себя от хлопот и проблем. Хорошо ли это?

Автор текста считает, что вскоре работать будут машины, а человек с исчезновением труда и появлением неограниченного свободного времени, станет наслаждаться бесконечным отдыхом. По его мнению, «слово «человек» звучит уже не так гордо, как в горьковские времена»

Я согласна с мнением автора. Мы позволяем машинам стать на наше место. Да, человек становится свободнее, но что делать с тем, что труд сделал из обезьяны человека? Недавно прочитала в газете, что у одного из домашних роботов сбилась настройка, в результате чего он разрушил весь дом. Какое нас ждет будущее с машинами – отдых или порабощение?

Человечество прогрессирует, и без нововведений мы бы просто застряли в каком - нибудь средневековье. Во благо нам пойдут технические новинки или во вред, зависит только от человека. Я благодарна автору текста за то, что он заставил меня задуматься над столь важной проблемой современности.


Прочитав текст Д. Гранина, я задумалась над проблемой, которую здесь ставит автор. Как прожить жизнь, чтобы не жалеть о совершенных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях?

Это общечеловеческая проблема. Каждый человек, проходя по жизненному пути, ищет свое место в этом мире, ищет способы самореализации. Зачастую процесс поиска занимает много времени. Но однажды человек оборачивается назад, и ему открывается вся его жизнь, как на ладони: с ошибками, взлетами и падениями, с радостями и разочарованиями. Появляется жгучее желание вернуть всё и начать жить заново. Как же этого избежать?

Автор считает, что нужно всегда помнить тютчевские строки: «Учись у них - у дуба и березы». Он замечает, что « в дереве не было впустую прожитых лет», и жалеет, что ему «уже невозможно дойти до такого совершенства».

Я согласна с мнением автора: природа более долговечна, чем человек, у неё больше опыта, мудрости, поэтому у неё стоит поучиться. Как говорит моя бабушка, жить не торопись, пока живёшь - учись. И я стараюсь следовать ее совету, помня, что жизнь, как и басня, ценится не за длину, а за содержание.

В течение многих веков люди ищут «формулу идеальной жизни». Я считаю, что на самом деле её нет. Жизнь – не те дни, что прошли, а те, которые запомнились.1


Но в работе по подготовке не обходится и без казусов. Некоторые ребята, обрадовавшись, что они теперь знают столько новых слов, могли одно только определение проблемы написать из 150 слов. Она у них и глобальная, и идеологическая, и ещё двадцать определений; и встает, и возникает, и требует разрешения, и ещё пятнадцать сказуемых. И нужно ее выдвинуть, изложить, рассмотреть, обсудить и т.д. Тут глядишь – и заключение (готовое клише тоже имеется). Но такие работы сразу же стали редкостью – дети вообще быстро учатся: они молоды, память у них цепкая, и в старших классах они уже привыкли к мысли о важности и необходимости такой работы.

В конце 10 класса мои ученики впервые оказались в Центре довузовской подготовки в СГУ2. ИХ волнение было настолько сильным, что они даже не смогли понять, что работали с тестами, подобными школьным: "Очень трудные задания! И совсем не похожи на наши!" Авторитет мой пошатнулся, и я поняла: как бы ни были ребята готовы к экзамену, их надо "вывозить", чтобы в новой, более солидной обстановке они пробовали свои силы и убеждались в том, что "у страха глаза велики" и что на самом деле они проделали уже огромную работу на пути подготовки к ЕГЭ.


Глава3. Тесты на уроках русского языка в выпускном классе


В 11 классе учащиеся выходят на «финишную прямую» перед выпускным экзаменом. Придя в школу после "последнего лета детства", они не сразу включаются в работу, и первый же тест, который я сознательно дала им уже во вторую неделю учебного года, показал такие результаты: 5 работ на 36-66 баллов, остальные 11 - на 9 - 11 баллов! Но я была приятно поражена тем, насколько быстро они восстановили свои навыки. Подготовка, которая была проведена ранее, дала возможность им очень быстро вспомнить всё. Молодая, ничем не отягчённая память: чем её заполнишь, то и извлечёшь. Важно заполнить..

Этот неудачно написанный тест становится первым материалом для повторения. Планирование я строю в соответствии с методическим пособием Н.В.Егоровой, Л.П.Дмитриевой, И.В. Золотаревой "Поурочные разработки по русскому языку". В книге два раздела: "Традиционная система планирования" и "Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ". Это пособие можно использовать как в комплексе с любым из современных учебников русского языка для старшеклассников, так и автономно. В нем содержатся развёрнутые конспекты уроков, дополненные справочным и тестовым материалом, учтены современные требования к подготовке и проведению ЕГЭ.

Уже с середины октября мы начинаем разбор заданий ЕГЭ. Принцип работы таков: учащимся предлагается 2 демонстрационных варианта с четырьмя заданиями теста. Эти варианты в распечатанном виде лежат на каждой парте. Ученики дают развернутые ответы на вопросы заданий, комментируют эти ответы, учитель помогает им наводящими вопросами, в случае необходимости объясняет непонятное. Какие-то задания можно записывать на доске, с другими работать как с различными видами диктантов. Предварительно материал, сосредоточенный в блоке заданий, повторяется учащимися дома. Первый вариант полностью разбирается коллективно, а по второму в конце урока ребята работают самостоятельно. Поскольку в каждом блоке 4-5 заданий, справиться с ними можно за 10 минут. В конце урока учитель сообщает, какой материал необходимо повторить для следующего урока. Для работы над комплексными тестами в форме ЕГЭ я использую пособие И.П.Цыбулько "Русский язык. 36 типовых вариантов". Эта книга предназначена для подготовки старшеклассников к ЕГЭ и позволит им применить на практике теоретические знания. Формулировка заданий в пособии, абсолютно идентичная подаче их в реальных КИМах, тексты, различные по тематике, проблематике и уровню сложности, сводная таблица для фиксирования результатов - всё это делает пособие очень удобным для работы. За первое полугодие каждый выпускник может решить до 10 тестов минимум. Количество тестов в сборнике даёт возможность ребятам работать и дома. Сводная таблица, заполняемая постепенно, показывает, какие задания выполняются верно, а в каких часто встречаются ошибки.

Начиная с третьей четверти, все занятия посвящаем комплексному анализу текста и сочинениям по ним. Раньше писать сочинение по 25 заданию считаю нецелесообразным, так как в этот период выпускники интенсивно готовятся к итоговому сочинению.

На последних десяти занятиях учащиеся выполняют все задания теста ЕГЭ: двух спаренных уроков бывает достаточно, сочинение можно закончить дома. Занятие спецкурса посвящается "разбору полётов", консультаций по трудным вопросам, обработке результатов.

Во втором полугодии 2-3 раза поводится пробный экзамен или диагностические работы, используем мы и возможность пройти тестирование на базе СКФУ – все это является хорошей подготовкой к экзамену. Фактически каждый из учеников в течение последних месяцев регулярно работает с тестами ЕГЭ, погружен в атмосферу заданий, сочинений, проблематики текста, морфологических особенностей различных частей речи, способов словообразования. Ребята увлечены, обмениваются друг с другом терминами, обсуждают трудные вопросы, консультируют «слабых».

Заключение


Каждый из моих учеников перед экзаменом поработал минимум с десятью тестами, а в день экзамена должен был ответить на вопросы одиннадцатого, то есть практически не испытывал страха, а тем более паники перед неизвестным. Считаю, что, несмотря на то что ребята испытывали естественное волнение, они были максимально подготовлены и защищены психологически.

Несмотря на то что содержание экзамена почти ежегодно частично изменяется, принцип подготовки к ЕГЭ для меня остаётся прежним. Такая работа даёт очень хорошие результаты. В 2008 году, когда я впервые вывела своих выпускников на ЕГЭ, результаты превзошли все мои ожидания: из 19 выпускников четверо набрали более 73 баллов, двое из них - более 85, это было 5 место в рейтинге школ Ставропольского края. В последующие годы все мои выпускники успешно сдавали ЕГЭ. В 2015-2016 учебном году из 25 выпускников 14 набрали более 80 баллов, 5 из них - более 90, двое - 98 баллов. Средний балл - 75, выше российского показателя

Подводя итоги своего исследования, я могу утверждать, что гипотеза, выдвинутая мною в начале работы, полностью подтвердилась: для обеспечения качественной подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку учителю – предметнику необходимо вводить элементы тестов как можно раньше, начиная с 5 класса, и вести эту работу систематически, постепенно усложняя и расширяя задания. Таким образом будут достигнуты цели, стоящие перед каждым учителем: дать своим ученикам прочные знания, морально подготовить их к сложным испытаниям, способствовать повышению их самооценки и укреплению веры в себя. В этом я вижу свой профессиональный и человеческий долг.


1 Сочинения написаны в 2007 - 2008 годах.

2 СКФУ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!