СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методики Рокича для определения ценностных ориентаций при составлении программы здоровьесбережения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание методики Рокича для определения ценностных ориентаций при составлении программы здоровьесбережения

Просмотр содержимого документа
«Использование методики Рокича для определения ценностных ориентаций при составлении программы здоровьесбережения»


Использование методики М. Рокича для определения ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Диагностическая цель: Изучение ценностных ори­ентации личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.

Система ценностных ориентации определяет содер­жательную сторону направленности личности и состав­ляет основу ее отношений к окружающему миру, к дру­гим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является пред­почтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность ва­рьировать как стимульный материал (списки ценнос­тей), так и инструкции. Существенным ее недостат­ком является влияние социальной желательности, воз­можность неискренности. Поэтому особую роль в дан­ном случае играет мотивация диагностики, доброволь­ный характер тестирования и наличие контакта меж­ду психологом и испытуемым. Методику не рекомен­дуется применять в целях отбора и экспертизы

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориен­тации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и по­зволяют сделать более обоснованные выводы.

Контингент: данная методика рассчитана на лю­дей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура исследования

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый при­сваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя фор­ма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Обследование луч­ше проводить индивидуально, но возможно и группо­вое тестирование.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша зада­ча — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое мес­то. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе ра­боты вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный ре­зультат должен отражать вашу истинную позицию».

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоцио­нальная насыщенность жизни);

  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здра­вый смысл, достигаемые жизненным опытом);

  • здоровье (физическое и психическое);

  • интересная работа;

  • красота природы и искусства (переживание пре­красного в природе и в искусстве);

  • любовь (духовная и физическая близость с люби­мым человеком);

  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие ма­териальных затруднений);

  • наличие хороших и верных друзей;

  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

  • познание (возможность расширения своего обра­зования, кругозора, общей культуры, интеллектуаль­ное развитие);

  • продуктивная жизнь (максимально полное исполь­зование своих возможностей, сил и способностей);

  • развитие (работа над собой, постоянное физичес­кое и духовное совершенствование);



  • развлечения (приятное, необременительное вре­мяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

  • свобода (самостоятельность, независимость в суж­дениях и поступках);

  • счастливая семейная жизнь;

  • счастье других (благосостояние, развитие и со­вершенствование других людей, всего народа, челове­чества в целом);

  • творчество (возможность творческой деятель­ности);

  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобо­да от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

  • воспитанность (хорошие манеры);

  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

  • жизнерадостность (чувство юмора);

  • исполнительность (дисциплинированность);

  • независимость (способность действовать самосто­ятельно, решительно);

  • непримиримость к недостаткам в себе и других;

  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);

  • ответственность (чувство долга, умение держать слово);

  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

  • смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

  • твердая воля (умение настоять на своем, не отсту­пать перед трудностями);

  • терпимость (к взглядам и мнениям других, уме­ние прощать другим их ошибки и заблуждения);

  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

  • честность (правдивость, искренность);

  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктив­ность в работе);

  • чуткость (заботливость).

Обработка и интерпретация результатов

Методика проводилась на студентах I курса магистратуры. В работе приняли участие 16 магистрантов: из них 7 девушек и 9 юношей. Возрастная характеристика девушек: 4- возраст от 21 до 25 лет, 1- 27, 2- 30-37. Юноши: 5- от 20 до 25, 4 – от 25 до 35.

Проанализировав иерархию ценностей, мы обратили внимание на их группировку испытуемыми в содержа­тельные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности (27%), ценности профессиональной самореализации (14%) и личной жизни (18%) и т. д.

Инструментальные ценности группируются в этические ценности(37%), ценности общения(21%), ценности дела(19%); индивидуалистические и конформистс­кие ценности(14%), альтруистические ценности(7%); ценности самоутверждения и ценности принятия других(10%) и т. д. Выявление этих закономерностей позволяет говорить о наличие у респондентов сформированной системы ценностей и искренности ответов (у 93% респондентов).

Особенно нас интересовала такая терминальная ценность, как ценность «здоровье».

У девушек ценность здоровья заняла 4 место (58%), 6 место (28%), 1 место (14%).

У юношей соответственно:3 место (66%), 5 место (23%), 8 место (11%).

Интересна зависимость выбора этой ценности как важной в зависимости от возраста: респонденты группы от 30 лет в целом оценили данную ценность как более важную (1-3 место), чем респонденты более младшего возраста (соответственно 5-8 место).

Полученная информация позволяет говорить о важности ценности здоровья в контексте изучения значимых ценностей.

Отношение к здоровью (Р. А. Березовская)

Понятие «отношение к здоровью» представля­ет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способст­вующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также оп­ределяющими оценку индивидом своего физического и психическо­го состояния.

Категория «отношения» — одно из центральных понятий в кон­цепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Програм­ме исследований личности и ее отношении к среде». Преждевремен­ная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развива­лась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции заключается в том, что психологические отношения человека пред­ставляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе-личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исследователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.

Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указанные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волевой компоненты отношения соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического — эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение обладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысловых ракурсах.

При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью — процесс весьма слож­ный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя груп­пами факторов:

  • внешними (характеристики окружающей среды, в том числе осо­бенности социальной микро- и макросреды, а также профессио­нальной среды, в которой находится человек);

  • внутренними (индивидуально-психологические и личностные осо­бенности человека, а также состояние его здоровья).

Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчи­вость отношения — правило, а не исключение. Вместе с тем коррек­ция неблагоприятных аспектов того или иного отношения — дли­тельный и подчас весьма болезненный для личности процесс, со­пряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение при­обретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отво­дится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).

Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением со­циального и профессионального опыта она совершенствуется.

Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с од­ной стороны, отражает опыт индивида, а с другой — оказывает су­щественное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом диффе­ренцированный подход к психокоррекционной работе должен опи­раться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.

До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого распространения в современной науке (в отличие от многочисленных исследований отношения к болезни). Проанализировав существую­щую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:

  • социологические исследования общественного здоровья;

  • изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;

  • валеологические исследования.

Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксаль­ный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. не­соответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с од­ной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия — с другой. По-видимому, причина такого несоответ­ствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в си­туации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психи­ческом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы1 не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизнен­ной необходимости в случае его потери или по мере утраты.

Цель методики. Исследование психологических особенностей отно­шения человека к своему здоровью.

Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (прило­жение 16.1).

Порядок работы. Испытуемым раздали текст опросника и зачи­тали следующую инструкцию:

Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:

  1. — абсолютно не согласен или совершенно не важно;

  2. — не согласен, это не важно;

  3. — скорее не согласен;

  4. — не знаю (не могу ответить);

  5. — скорее согласен, чем нет;

  6. — согласен, очень важно;

  7. — абсолютно согласен, безусловно важно.

Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ

Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много време­ни на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь предста­вить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.

Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не пред­усмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов от­ветов на вопросы 5, 8, 9 и 10.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка и интерпретация результатов.

Методика проводилась на студентах I курса магистратуры. В работе приняли участие 16 магистрантов: из них 7 девушек и 9 юношей. Возрастная характеристика девушек: 4- возраст от 21 до 25 лет, 1- 27, 2- 30-37. Юноши: 5- от 20 до 25, 4 – от 25 до 35.

Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределе­ны по четырем шкалам:

  • когнитивной;

  • эмоциональной;

  • поведенческой;

  • ценностно-мотивационной (табл. 16.1).

Анализ результатов проводился на основании качественного анали­за полученных с помощью опросника данных, который был осуществлен на нескольких уровнях:

  • каждое утверждение может было проанализировано в отдельности;

  • анализ данных проводился по каждому вопросу (интер­претируются все утверждения, входящие в данный вопрос);

  • каждый блок вопросов или шкала также были рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, вхо­дящие в данную шкалу).

Таблица 16.1

Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам



Название шкалы

Номера вопросов

Когнитивная

3,4,5

Эмоциональная

6,7

Поведенческая

8,10

.Н^нностно-мотивационная

1,2,9

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений — адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпириче­ских данных следует говорить о степени адекватности или неаде­кватности.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватно­сти—неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:

  • на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетент­ности человека в сфере здоровья, знание основных факторов рис­ка и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении актив­ной и продолжительной жизни;

  • на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступ­ков человека требованиям здорового образа жизни;

  • на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоро­вья и радоваться ему;

  • на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здо­ровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа:

  • при анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемости: (49% от общего числа опрошенных);

Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристиками здоровья, отражающими индивидуальные особенности отноше­ния человека к своему здоровью, оказались следующие:

  1. Большинство респондентов (51%) определяют здоровье как состояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настроением (например, «Здоровье — это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье — это бодрость и хорошее настроение»).

Таблица 16.2

Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»



Вопрос

Варианты ответов

%

Как бы вы в не­скольких словах (или одной фра­зой) определили, что такое здоровье





Хорошее самочувствие (ощущение комфорта, бла­гополучие, спокойствие, уверенность)

43

Когда оно есть, не замечаешь

20

Отсутствие болезненных ощущений

17

Гармония физического и пси­хического

2



Гарантия (залог, ключ) успеха во всех делах

1



Это жизнь (полная и актив­ная), вкус к жизни

3



Основа (базис) всей деятель­ности человека

2



Когда не задумываешься, что это такое

8



Радость, счастье

4

  1. Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье — это такое состояние организма, при кото­ром не замечаешь его присутствия» (20% ответивших) или «Хоро­шее здоровье — это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (8% опрошенных)).

  2. Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 17% респондентов, утверж­дающих, например, что «Здоровье — это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье — это когда ничего не болит»).

  3. Важной характеристикой здоровья 2% опрошенных считают гар­моничное сочетание в человеке духовного и физического начал (на­пример, «Здоровье — это физическое и моральное благосостоя­ние» или «гармония тела и духа»).

  4. Здоровье также рассматривается в качестве необходимого усло­вия для достижения успеха в различных сферах деятельности (на­пример, 6% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество счита­ют, что здоровье — «золотой ключ к успеху во всем»).

Приложение ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»



1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент.

1.1.

Счастливая семейная жизнь

1

2

3

4

5

6

7

1.2.

Материальное благополучие

1

2

3

4

5

6

7

1.3.

Верные друзья

1

2

3

4

5

6

7


1.4.

Здоровье

1

2

3

4

5

6

7

1.5.

Интересная работа (карьера]

1

2

3

4

5

6

7

1.6.

Признание и уважение окру­жающих

1

2

3

4

5

6

7

1.7.

Независимость (свобода)

1

2

3

4

5

6

7

2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?

2.1.

Хорошее образование

1

2

3

4

5

6

7

2.2.

Материальный достаток

1

2

3

4

5

6

7 |

2.3.

Способности


2

3

4

5

6

7

2.4.

Везение (удача)


2

3

4

5

6

7

2.5.

Здоровье


2

3

4

5

6

7

2.6.

Упорство, трудолюбие


2

3

4

5

6

7

2.7.

«Нужные связи (поддержка друзей, знакомых)


2

3

4

5

6

7

3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?




4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:

4.1

Средства массовой информа­ции (радио, телевидение)

1

2

3

4

5

6

7

4.2.

Врачи [специалисты)

1

2

3

4

5

6

7

4.3.

Газеты и журналы

1

2

3

4

5

6

7

4.4.

Друзья, знакомые

1

2

3

4

5

6

7

4.5.

Научно-популярные книги о здоровье

1

2

3

4

5

6

7

5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?

5.1.

Качество медицинского обслу­живания

1

2

3

4

5

6

7

5.2.

Экологическая обстановка


2

3

4

5

6

7

5.3.

Профессиональная деятель­ность


2

3

4

5

В

7

5.4.

Особенности питания


2

3

4

5

6

7

5.5.

Вредные привычки


2

3

4

5

6

7

5.6.

Образ жизни


2

3

4

5

6

7

5.7

Недостаточная забота о своем здоровье


2

3

4

5

6

7

5.8

Другое

1

2

3

4

5

6

7

6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?

6.1.

Я спокоен


2

3

4

5

6

7

6.2.

Я доволен


2

3

4

5

6

7

6.3.

Я счастлив


2

3

4

5

6

7

6.4.

Мне радостно


2

3

4

5

6

7

6.5.

Мне ничего не угрожает


2

3

4

5

6

7

6.6.

Мне это безразлично


2

3

4

5

6

7

6.7

Ничто особенно не беспокоит меня


2

3

4

5

6

7

6.8.

Я чувствую уверенность в себе


2

3

4

5

6

7

6.9.

Я чувствую себя свободно


2

3

4

5

6

7

6.10.

Я испытываю чувство внутрен­него удовлетворения


2

3

4

5

6

7

7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья:

7.1.

Я спокоен


2

3

4

5

6

7

7.2.

Я испытываю сожаление


2

3

4

5

6

7

7.3.

Я озабочен


2

3

4

5

6

7

7.4.

Я испытываю чувство вины


2

3

4

5

6

7

7.5.

Я расстроен


2

3

4

5

6

7

7.6.

Мне страшно


2

3

4

5

6

7

7.7.

Я раздражен


2

3

4

5

6

7

7.8.

Я чувствую себя подавленно


2

3

4

5

6

7

7.9.

Я встревожен и сильно нерв­ничаю


2

3

4

5

6

7

7.10.

Мне стыдно

1

2

3

4

5

6

7

8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно.

8.1.

Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.)

1

2

3

4

5

6

7

8.2.

Придерживаюсь диеты

1

2

3

4

5

6

7

8.3.

Забочусь о режиме сна и от­дыха

1

2

3

4

5

6

7

8.4.

Закаляюсь

1

2

3

4

5

6

7

8.5.

Посещаю врача с профилак­тической целью

1

2

3

4

5

6

7

8.6.

Слежу за своим весом

1

2

3

4

5

6

7

8.7.

Хожу в баню (сауну)

1

2

3

4

5

6

7

8.8.

Избегаю вредных привычек

1

2

3

4

5

6

7

8.9.

Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.)

1

2

3

4

5

6

7

8.10.

Практикую специальные оздо­ровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.)

1

2

3

4

5

6

7

8.11.

Другое

1

2

3

4

5

6

7

9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?

9.1.

В этом нет необходимости, так как я здоров(а)

1

2

3

4

5

6

7

9.2.

Не хватает силы воли

1

2

3

4

5

6

7

9.3.

У меня нет на это времени

1

2

3

4

5

6

7

9.4.

Нет компании (одному скучно)

1

2

3

4

5

6

7

9.5.

Не хочу себя ни в чем ограни­чивать

1

2

3

4

5

6

7

9.6.

Не знаю, что нужно для этого делать

1

2

3

4

5

6

7

9.7.

Нет соответствующих условий

1

2

3

4

5

6

7

9.8.

Необходимы большие матери­альные затраты

1

2

3

4

5

6

7

9.9.

Есть более важные дела

1

2

3

4

5

6

7

9.10.

Другое

1

2

3

4

5

6

7

10. Если вы чувствуете недомогание, то:

10.1

Обращаетесь к врачу

1

2

3

4

5

6

7

10.2.

Стараетесь не обращать вни­мания

1

г

3

4

5

6

7 1

10.3.

Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта

1

г

3

4

5

6

7 1

10.4.

Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым

1

2

3

4

5

6

7

10.5.

Другое

1

2

3

4

5

6

7

Благодарим за помощь!

В рамках нашей ВКР полученная информация поможет провести сравнительный анализ отношения к здоровью в коллективе с сложившейся определенной организационной культурой и в общности людей без определенной орг. культуры.



Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни (Н.Е. Водопьянова)

Опросник для оценки качества жизни был разработан в Институте медицины стресса (США) в 1993 г., чтобы помочь пациентам сбалансировать стрессовое воздействие и силу выбора своей линии поведения, способствующего его преодолению (Eliot, 1993). Опросник основан на экзистенциальном подходе к жизненным стрессам. В первоисточнике он состоит из 40 категорий, оценивающих индивидуальное восприятие стрессового напряжения по шкале от I до 9 баллов. Чем выше удовлетворенность по каждой категории оценки, тем ниже уровень экзистенционального стресса. В результате подсчитывается суммарный индекс качества жизни (ИКЖ), который рас­сматривается как субъективная удовлетворенность в самоактуалпзации личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов.

В результате адаптации и валидизации опросника Элиота из него были изъяты четыре вопроса, вызывающие у российских респондентов непонимание или отторжение, например вопрос о религиозной поддержке. Адаптация и апробация методики была произведена на трех выборках респондентов: больные клиники неврозов, работники сферы обслуживания (косметологи, администраторы и инструкторы фитнес-центров), топ-менеджеры коммерческих организаций. Всего 150 человек, из них 100 жен­щин, 50 мужчин.

Наш вариант опросника содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жиз­ни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людь­ми, поддержка (внутренняя и внешняя — социальная), оптимистичность, напряженность (физический и психологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение).

Цель занятия. Оценить степень общей удовлетворенности качест­вом индивидуальной жизни и выявить сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт или неудовлетворенность.

Методика. Общая удовлетворенность качеством жизни определяет­ся с помощью «Опросника для оценки качества жизни».

Порядок работы. Исследование проводится индивидуально или в группах. Время ответов строго не ограничено, но не должно превы­шать 30 мин.

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с ключом (приложение 21.2) подсчитывается сумма баллов для каждой катего­рии жизнедеятельности (9 субшкал, каждая содержит по 4 вопроса). Минимальная сумма для каждой субшкалы равна 4 баллам, макси­мальная — 40. Оценки по субшкалам соответствуют понятию удов­летворенности в различных областях жизнедеятельности. Чем мень­ше величина баллов, тем сильнее психическая напряженность и ниже Удовлетворенность качеством жизни в данной области. Также под­считывается общий индекс качества жизни (ИКЖ), равный средне­му значению баллов, набранных по всем девяти субшкалам.

Оценка уровня удовлетворенности КЖ производится по общему ИКЖ в соответствии с данными, представленными в табл. 2, а также определяются сферы наименьшей удовлетворенности по отдельным субшкалам качества жизни (табл. 1).

Таблица 1

Уровни качества жизни



Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Работа (карьера)

4-22

23-31

30 и

Личные достижения и устремления

4-25

26-32

31 и

Здоровье

4-25

26-33

32 и

Общение с друзьями (близкими)

4-26

27-32

33и

Поддержка

4-22

23-31

30 и

Оптнмистичность

4-21

22-26

27 п

Напряженность

4-22

23-29

30 и

Самоконтроль

4-23

24-28

29 и

Негативные эмоции

4-21

22-27

28 и

Таблица 2

Оценка уровня удовлетворенности по общему индексу качества жизни (ИЮК)

Индекс качества жизни (ИКЖ), баллы

очень низкий (депрессивный)

низкий

средний

высокий

4-10

11-20

21-29

30-40

Очень низкий уровень ИЖК характерен для депрессивных больных. Низкий уровень ИКЖ часто встречается у лиц, переживающие синдром выгорания. Для людей, имеющих высокий ИКЖ, характерны выраженная оптимистичность и активность жизненной позиции

Приложение

ШКАЛА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ФИО

Возраст ____Пол_________________

Профессия

Инструкция. Пожалуйста, оцените степень удовлетворенности вашей жизнью по каждому пункту. Оценка не может быть правильной или неправильной, — она только ваша. Шкала поможет вам определить видимые и скрытые жиз­ненные стрессы. В каждом пункте зачеркните число баллов, которое наибо­лее точно отражает ваше состояние. Постарайтесь отвечать быстро, так как наиболее интересной является ваша первая реакция (оценка). Результаты оценок могут лечь в основу планирования ваших ближайших и перспективных жизненных целей, а также способствовать выбору средств и стратегий их достижения. Благодарим вас за участие в научном иссле­довании.

1. Работа (карьера)

Полностью не соответ­ствует интересам и ожиданиям

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полностью соответству­ет интересам и ожида­ниям


2. Личные устремления и достижения

Не достигли многих це­лей, часто чувствуете себя неудачником

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Достигли многих целей, обычно чувствует себя удачливым человеком

3. Здоровье

Часто болею

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обычно здоров

4. Изменяющиеся обстоятельства

Часто вызывают силь­ное переживание одино­чества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Никогда не чувствую себя одиноко

5- Отношения с детьми (своими или чужими)

Не вызывают радости

1 2345678910

Всегда радуют

6. Отношения на работе (с коллегами, начальством и др.)

Вызывают сильный дис­комфорт (напряжение и неудовлетворенность)

1 2345678910

Обычно гармоничное (приятные)

7. Отношения с друзьями

Нет искренних друже­ских отношений. Без теплоты и взаимопони­мания

1 2345678910

Близкие и теплые, чув­ствую их поддержку

8. Духовная или религиозная поддержка



Несущественная [нет]

1 2345678910

Сильная и существенная

9. Хорошее настроение, как правило, зависит



От внешней ситуации (отношений с другими людьми]

12345678910

От внутреннего само­обладания [оптимизм, чувство юмора, жизне­радостность)

10. Умение организовать свое время



Всегда не хватает, посто­янное напряжение из-за дефицита времени

12345678910

Время — мой союзник, умею хорошо организо­вать свое время

11. Окружающая среда



Неприятна и опасна

12345678910

Безопасна и комфортна

12. Физическое состояние

Усталость, постоянное напряжение

1 2345678910

Отличное, дееспособное

13. Финансовое состояние

Неудовлетворительное, плохо управляемое

12345678910

Хорошее, стабильное

14. Количество и драматизм жизненных кризисов за последние два года



Чрезмерное

12345678910

Не было кризисов

15. Деловая (профессиональная) карьера



Бесперспективна

123456789 10

Хорошие перспективы

16. Физическая активность



Очень низкая и нерегу­лярная

12345678910

Высокая и регулярная

17. Сон

Часто плохой

1 2345678910

Отличный и полноценный

18. Физическая форма



Моя проблема (неудов­летворенность)

12345678910

Нет проблем

19. Самоконтроль и самообладание



Неудовлетворительные

12345678910

Всегда держусь на уровне

20. Принятие решений



Всегда трудно прини­маю ответственные ре­шения

12345678910

Легко принимаю реше­ния

21. Обязательность



Делаю только то, что могу, никогда не пере­напрягаюсь

12345678910

Беру на себя слишком много своих и чужих обязательств, часто бе­ру на себя то, что долж­ны делать другие

22. Чувство вины и стыда



Очень часто

12345678910

Никогда

23. При изменении ситуации или планов



Всегда нервничаю

12345678910

Легко приспосаблива­юсь к любой новой си­туации

24. Гнев



Я часто сержусь на себя или на других

1 2345678910

Многие вещи я воспри­нимаю с легкостью и без раздражения

25. Самоуважение



Я часто недоволен (не­довольна) собой

12345678910

В целом я доволен (до­вольна] собой

26. Жизненные ценности и принципы

Не всегда ясны, часто изменчивы

1 2345678910

Всегда ясны и стабильны

27. Моральная и эмоциональная поддержка близких людей

Минимальная (отсутст­вует)

1 2345678910

Сильная и существен­ная

28. Чувство эмоциональной «приподнятости» и жизнерадостности

Очень часто

123456789 10

Никогда

29. Интимно-сексуальная жизнь

Неудовлетворительная

1 2345678910

Гармоничная и регуляр­ная

30. Понимание и уважение в деловой (профессиональной) среде

Очень низкое

12345678910

Высокое

31. Страх и тревога

Присутствуют ежедневно

1 2345678910

Отсутствуют

32. Профессиональная (деловая) поддержка

Отсутствует

12345678910

Высокая

33. Обида или гнев на других

Отсутствует

12345678910

Очень часто

34. Настроение

Почти всегда мрачное

12345678910

Всегда жизнерадостное

35. В трудных жизненных ситуациях

Никогда не теряю надеж­ду на благополучное раз­решение ситуации

12345678910

Всегда испытываю растерянность или чувство «безисходности»

36. Внутренние (личные) ресурсы

Чувствую истощен­ность внутренних ре­зервов

12345678910

Чувствую в себе огромные силы и ресурсы

Ключ

  1. Работа 1, 6, 13,15. – удовлетворенность у 18% респондентов

  2. Личные достижения 2, 25, 26, 30. – удовлетворенность у 24% респондентов.

  3. Здоровье 3,16,17 18. – удовлетворенность у 56% респондентов.

  4. Общение с близкими людьми (друзья, родственники) 4, 5,7, 29. – удовлетворенность у 37% респондентов.

  5. Поддержка (внутренняя и внешняя] 8, 27, 32, 36. – удовлетворенность у 28% респондентов.

  6. Оптимистичность 9, -28, 34, -35. – удовлетворенность у 14% респондентов.

  7. Напряженность 10, 11,12,14. – критичная у 12%, средняя – 54%, низкая – 34%.

  8. Самоконтроль 19, 20, -21, 23. – низкий у 13%, средний – 62%, высокий – 25%.

  9. Негативные эмоции 22, 24, 31, -33. – проявляются у 23% респондентов.




В рамках нашей ВКР полученные данные помогут интерпретировать такой важный показатель динамики здоровья, как переживание психологического комфорта (благополучия), поскольку оно оказывается тончайшим индикатором переходных состояний от здоровья к болезни. В зарубежной психологии при определении пси­хологического (душевного) благополучия широко используется по­нятие «качество жизни», представляющее собой субъективное пере­живание удовлетворенности персональной жизнью. Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и с ее психологи­ческим здоровьем. Для нас важно его измерение при изменении типа организационной культуры образовательной организации.