Использование методики М. Рокича для определения ценностных ориентаций студентов педагогического вуза
Диагностическая цель: Изучение ценностных ориентации личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.
Контингент: данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура исследования
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».
Стимульный материал
Список А (терминальные ценности):
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
здоровье (физическое и психическое);
интересная работа;
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
наличие хороших и верных друзей;
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
счастливая семейная жизнь;
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
творчество (возможность творческой деятельности);
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
воспитанность (хорошие манеры);
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
жизнерадостность (чувство юмора);
исполнительность (дисциплинированность);
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
непримиримость к недостаткам в себе и других;
образованность (широта знаний, высокая общая культура);
ответственность (чувство долга, умение держать слово);
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
честность (правдивость, искренность);
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
чуткость (заботливость).
Обработка и интерпретация результатов
Методика проводилась на студентах I курса магистратуры. В работе приняли участие 16 магистрантов: из них 7 девушек и 9 юношей. Возрастная характеристика девушек: 4- возраст от 21 до 25 лет, 1- 27, 2- 30-37. Юноши: 5- от 20 до 25, 4 – от 25 до 35.
Проанализировав иерархию ценностей, мы обратили внимание на их группировку испытуемыми в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности (27%), ценности профессиональной самореализации (14%) и личной жизни (18%) и т. д.
Инструментальные ценности группируются в этические ценности(37%), ценности общения(21%), ценности дела(19%); индивидуалистические и конформистские ценности(14%), альтруистические ценности(7%); ценности самоутверждения и ценности принятия других(10%) и т. д. Выявление этих закономерностей позволяет говорить о наличие у респондентов сформированной системы ценностей и искренности ответов (у 93% респондентов).
Особенно нас интересовала такая терминальная ценность, как ценность «здоровье».
У девушек ценность здоровья заняла 4 место (58%), 6 место (28%), 1 место (14%).
У юношей соответственно:3 место (66%), 5 место (23%), 8 место (11%).
Интересна зависимость выбора этой ценности как важной в зависимости от возраста: респонденты группы от 30 лет в целом оценили данную ценность как более важную (1-3 место), чем респонденты более младшего возраста (соответственно 5-8 место).
Полученная информация позволяет говорить о важности ценности здоровья в контексте изучения значимых ценностей.
Отношение к здоровью (Р. А. Березовская)
Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Категория «отношения» — одно из центральных понятий в концепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции заключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе-личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исследователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указанные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волевой компоненты отношения соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического — эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение обладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысловых ракурсах.
При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью — процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:
внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчивость отношения — правило, а не исключение. Вместе с тем коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения — длительный и подчас весьма болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).
Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением социального и профессионального опыта она совершенствуется.
Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой — оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.
До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого распространения в современной науке (в отличие от многочисленных исследований отношения к болезни). Проанализировав существующую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:
социологические исследования общественного здоровья;
изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;
валеологические исследования.
Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксальный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия — с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы1 не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.
Цель методики. Исследование психологических особенностей отношения человека к своему здоровью.
Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение 16.1).
Порядок работы. Испытуемым раздали текст опросника и зачитали следующую инструкцию:
Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
— абсолютно не согласен или совершенно не важно;
— не согласен, это не важно;
— скорее не согласен;
— не знаю (не могу ответить);
— скорее согласен, чем нет;
— согласен, очень важно;
— абсолютно согласен, безусловно важно.
Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.
Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка и интерпретация результатов.
Методика проводилась на студентах I курса магистратуры. В работе приняли участие 16 магистрантов: из них 7 девушек и 9 юношей. Возрастная характеристика девушек: 4- возраст от 21 до 25 лет, 1- 27, 2- 30-37. Юноши: 5- от 20 до 25, 4 – от 25 до 35.
Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
Анализ результатов проводился на основании качественного анализа полученных с помощью опросника данных, который был осуществлен на нескольких уровнях:
каждое утверждение может было проанализировано в отдельности;
анализ данных проводился по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);
каждый блок вопросов или шкала также были рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
Таблица 16.1
Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам
Название шкалы | Номера вопросов |
Когнитивная | 3,4,5 |
Эмоциональная | 6,7 |
Поведенческая | 8,10 |
.Н^нностно-мотивационная | 1,2,9 |
При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений — адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности—неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа:
при анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемости: (49% от общего числа опрошенных);
Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристиками здоровья, отражающими индивидуальные особенности отношения человека к своему здоровью, оказались следующие:
Большинство респондентов (51%) определяют здоровье как состояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настроением (например, «Здоровье — это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье — это бодрость и хорошее настроение»).
Таблица 16.2
Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»
Вопрос | Варианты ответов | % |
Как бы вы в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое здоровье | Хорошее самочувствие (ощущение комфорта, благополучие, спокойствие, уверенность) | 43 |
Когда оно есть, не замечаешь | 20 |
Отсутствие болезненных ощущений | 17 |
Гармония физического и психического | 2 |
| Гарантия (залог, ключ) успеха во всех делах | 1 |
| Это жизнь (полная и активная), вкус к жизни | 3 |
| Основа (базис) всей деятельности человека | 2 |
| Когда не задумываешься, что это такое | 8 |
| Радость, счастье | 4 |
Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье — это такое состояние организма, при котором не замечаешь его присутствия» (20% ответивших) или «Хорошее здоровье — это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (8% опрошенных)).
Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 17% респондентов, утверждающих, например, что «Здоровье — это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье — это когда ничего не болит»).
Важной характеристикой здоровья 2% опрошенных считают гармоничное сочетание в человеке духовного и физического начал (например, «Здоровье — это физическое и моральное благосостояние» или «гармония тела и духа»).
Здоровье также рассматривается в качестве необходимого условия для достижения успеха в различных сферах деятельности (например, 6% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество считают, что здоровье — «золотой ключ к успеху во всем»).
Приложение ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»
1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент. |
1.1. | Счастливая семейная жизнь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.2. | Материальное благополучие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.3. | Верные друзья | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.4. | Здоровье | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.5. | Интересная работа (карьера] | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.6. | Признание и уважение окружающих | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.7. | Независимость (свобода) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни? |
2.1. | Хорошее образование | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2.2. | Материальный достаток | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
2.3. | Способности | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2.4. | Везение (удача) | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2.5. | Здоровье | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2.6. | Упорство, трудолюбие | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2.7. | «Нужные связи (поддержка друзей, знакомых) | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье? |
|
|
|
4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников: |
4.1 | Средства массовой информации (радио, телевидение) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.2. | Врачи [специалисты) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.3. | Газеты и журналы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.4. | Друзья, знакомые | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.5. | Научно-популярные книги о здоровье | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья? |
5.1. | Качество медицинского обслуживания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.2. | Экологическая обстановка | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.3. | Профессиональная деятельность | | 2 | 3 | 4 | 5 | В | 7 |
5.4. | Особенности питания | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.5. | Вредные привычки | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.6. | Образ жизни | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.7 | Недостаточная забота о своем здоровье | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.8 | Другое | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно? |
6.1. | Я спокоен | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.2. | Я доволен | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.3. | Я счастлив | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.4. | Мне радостно | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.5. | Мне ничего не угрожает | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.6. | Мне это безразлично | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.7 | Ничто особенно не беспокоит меня | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.8. | Я чувствую уверенность в себе | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.9. | Я чувствую себя свободно | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6.10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья: |
7.1. | Я спокоен | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.2. | Я испытываю сожаление | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.3. | Я озабочен | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.4. | Я испытываю чувство вины | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.5. | Я расстроен | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.6. | Мне страшно | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.7. | Я раздражен | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.8. | Я чувствую себя подавленно | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.9. | Я встревожен и сильно нервничаю | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.10. | Мне стыдно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно. |
8.1. | Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.2. | Придерживаюсь диеты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.3. | Забочусь о режиме сна и отдыха | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.4. | Закаляюсь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.5. | Посещаю врача с профилактической целью | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.6. | Слежу за своим весом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.7. | Хожу в баню (сауну) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.8. | Избегаю вредных привычек | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.9. | Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.10. | Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8.11. | Другое | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему? |
9.1. | В этом нет необходимости, так как я здоров(а) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.2. | Не хватает силы воли | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.3. | У меня нет на это времени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.4. | Нет компании (одному скучно) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.5. | Не хочу себя ни в чем ограничивать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.6. | Не знаю, что нужно для этого делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.7. | Нет соответствующих условий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.8. | Необходимы большие материальные затраты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.9. | Есть более важные дела | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9.10. | Другое | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10. Если вы чувствуете недомогание, то: |
10.1 | Обращаетесь к врачу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10.2. | Стараетесь не обращать внимания | 1 | г | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 1 |
10.3. | Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта | 1 | г | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 1 |
10.4. | Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10.5. | Другое | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Благодарим за помощь!
В рамках нашей ВКР полученная информация поможет провести сравнительный анализ отношения к здоровью в коллективе с сложившейся определенной организационной культурой и в общности людей без определенной орг. культуры.
Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни (Н.Е. Водопьянова)
Опросник для оценки качества жизни был разработан в Институте медицины стресса (США) в 1993 г., чтобы помочь пациентам сбалансировать стрессовое воздействие и силу выбора своей линии поведения, способствующего его преодолению (Eliot, 1993). Опросник основан на экзистенциальном подходе к жизненным стрессам. В первоисточнике он состоит из 40 категорий, оценивающих индивидуальное восприятие стрессового напряжения по шкале от I до 9 баллов. Чем выше удовлетворенность по каждой категории оценки, тем ниже уровень экзистенционального стресса. В результате подсчитывается суммарный индекс качества жизни (ИКЖ), который рассматривается как субъективная удовлетворенность в самоактуалпзации личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов.
В результате адаптации и валидизации опросника Элиота из него были изъяты четыре вопроса, вызывающие у российских респондентов непонимание или отторжение, например вопрос о религиозной поддержке. Адаптация и апробация методики была произведена на трех выборках респондентов: больные клиники неврозов, работники сферы обслуживания (косметологи, администраторы и инструкторы фитнес-центров), топ-менеджеры коммерческих организаций. Всего 150 человек, из них 100 женщин, 50 мужчин.
Наш вариант опросника содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жизни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людьми, поддержка (внутренняя и внешняя — социальная), оптимистичность, напряженность (физический и психологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение).
Цель занятия. Оценить степень общей удовлетворенности качеством индивидуальной жизни и выявить сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт или неудовлетворенность.
Методика. Общая удовлетворенность качеством жизни определяется с помощью «Опросника для оценки качества жизни».
Порядок работы. Исследование проводится индивидуально или в группах. Время ответов строго не ограничено, но не должно превышать 30 мин.
Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с ключом (приложение 21.2) подсчитывается сумма баллов для каждой категории жизнедеятельности (9 субшкал, каждая содержит по 4 вопроса). Минимальная сумма для каждой субшкалы равна 4 баллам, максимальная — 40. Оценки по субшкалам соответствуют понятию удовлетворенности в различных областях жизнедеятельности. Чем меньше величина баллов, тем сильнее психическая напряженность и ниже Удовлетворенность качеством жизни в данной области. Также подсчитывается общий индекс качества жизни (ИКЖ), равный среднему значению баллов, набранных по всем девяти субшкалам.
Оценка уровня удовлетворенности КЖ производится по общему ИКЖ в соответствии с данными, представленными в табл. 2, а также определяются сферы наименьшей удовлетворенности по отдельным субшкалам качества жизни (табл. 1).
Таблица 1
Уровни качества жизни
Показатели | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Работа (карьера) | 4-22 | 23-31 | 30 и |
Личные достижения и устремления | 4-25 | 26-32 | 31 и |
Здоровье | 4-25 | 26-33 | 32 и |
Общение с друзьями (близкими) | 4-26 | 27-32 | 33и |
Поддержка | 4-22 | 23-31 | 30 и |
Оптнмистичность | 4-21 | 22-26 | 27 п |
Напряженность | 4-22 | 23-29 | 30 и |
Самоконтроль | 4-23 | 24-28 | 29 и |
Негативные эмоции | 4-21 | 22-27 | 28 и |
Таблица 2
Оценка уровня удовлетворенности по общему индексу качества жизни (ИЮК)
Индекс качества жизни (ИКЖ), баллы |
очень низкий (депрессивный) | низкий | средний | высокий |
4-10 | 11-20 | 21-29 | 30-40 |
Очень низкий уровень ИЖК характерен для депрессивных больных. Низкий уровень ИКЖ часто встречается у лиц, переживающие синдром выгорания. Для людей, имеющих высокий ИКЖ, характерны выраженная оптимистичность и активность жизненной позиции
Приложение
ШКАЛА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
ФИО
Возраст ____Пол_________________
Профессия
Инструкция. Пожалуйста, оцените степень удовлетворенности вашей жизнью по каждому пункту. Оценка не может быть правильной или неправильной, — она только ваша. Шкала поможет вам определить видимые и скрытые жизненные стрессы. В каждом пункте зачеркните число баллов, которое наиболее точно отражает ваше состояние. Постарайтесь отвечать быстро, так как наиболее интересной является ваша первая реакция (оценка). Результаты оценок могут лечь в основу планирования ваших ближайших и перспективных жизненных целей, а также способствовать выбору средств и стратегий их достижения. Благодарим вас за участие в научном исследовании.
1. Работа (карьера)
Полностью не соответствует интересам и ожиданиям | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Полностью соответствует интересам и ожиданиям |
2. Личные устремления и достижения
Не достигли многих целей, часто чувствуете себя неудачником | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Достигли многих целей, обычно чувствует себя удачливым человеком |
3. Здоровье
Часто болею | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Обычно здоров |
4. Изменяющиеся обстоятельства
Часто вызывают сильное переживание одиночества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Никогда не чувствую себя одиноко |
5- Отношения с детьми (своими или чужими)
Не вызывают радости | 1 2345678910 | Всегда радуют |
6. Отношения на работе (с коллегами, начальством и др.)
Вызывают сильный дискомфорт (напряжение и неудовлетворенность) | 1 2345678910 | Обычно гармоничное (приятные) |
7. Отношения с друзьями
Нет искренних дружеских отношений. Без теплоты и взаимопонимания | 1 2345678910 | Близкие и теплые, чувствую их поддержку |
8. Духовная или религиозная поддержка
Несущественная [нет] | 1 2345678910 | Сильная и существенная |
9. Хорошее настроение, как правило, зависит
От внешней ситуации (отношений с другими людьми] | 12345678910 | От внутреннего самообладания [оптимизм, чувство юмора, жизнерадостность) |
10. Умение организовать свое время
Всегда не хватает, постоянное напряжение из-за дефицита времени | 12345678910 | Время — мой союзник, умею хорошо организовать свое время |
11. Окружающая среда
Неприятна и опасна | 12345678910 | Безопасна и комфортна |
12. Физическое состояние
Усталость, постоянное напряжение | 1 2345678910 | Отличное, дееспособное |
13. Финансовое состояние
Неудовлетворительное, плохо управляемое | 12345678910 | Хорошее, стабильное |
14. Количество и драматизм жизненных кризисов за последние два года
Чрезмерное | 12345678910 | Не было кризисов |
15. Деловая (профессиональная) карьера
Бесперспективна | 123456789 10 | Хорошие перспективы |
16. Физическая активность
Очень низкая и нерегулярная | 12345678910 | Высокая и регулярная |
17. Сон
Часто плохой | 1 2345678910 | Отличный и полноценный |
18. Физическая форма
Моя проблема (неудовлетворенность) | 12345678910 | Нет проблем |
19. Самоконтроль и самообладание
Неудовлетворительные | 12345678910 | Всегда держусь на уровне |
20. Принятие решений
Всегда трудно принимаю ответственные решения | 12345678910 | Легко принимаю решения |
21. Обязательность
Делаю только то, что могу, никогда не перенапрягаюсь | 12345678910 | Беру на себя слишком много своих и чужих обязательств, часто беру на себя то, что должны делать другие |
22. Чувство вины и стыда
Очень часто | 12345678910 | Никогда |
23. При изменении ситуации или планов
Всегда нервничаю | 12345678910 | Легко приспосабливаюсь к любой новой ситуации |
24. Гнев
Я часто сержусь на себя или на других | 1 2345678910 | Многие вещи я воспринимаю с легкостью и без раздражения |
25. Самоуважение
Я часто недоволен (недовольна) собой | 12345678910 | В целом я доволен (довольна] собой |
26. Жизненные ценности и принципы
Не всегда ясны, часто изменчивы | 1 2345678910 | Всегда ясны и стабильны |
27. Моральная и эмоциональная поддержка близких людей
Минимальная (отсутствует) | 1 2345678910 | Сильная и существенная |
28. Чувство эмоциональной «приподнятости» и жизнерадостности
Очень часто | 123456789 10 | Никогда |
29. Интимно-сексуальная жизнь
Неудовлетворительная | 1 2345678910 | Гармоничная и регулярная |
30. Понимание и уважение в деловой (профессиональной) среде
Очень низкое | 12345678910 | Высокое |
31. Страх и тревога
Присутствуют ежедневно | 1 2345678910 | Отсутствуют |
32. Профессиональная (деловая) поддержка
Отсутствует | 12345678910 | Высокая |
33. Обида или гнев на других
Отсутствует | 12345678910 | Очень часто |
34. Настроение
Почти всегда мрачное | 12345678910 | Всегда жизнерадостное |
35. В трудных жизненных ситуациях
Никогда не теряю надежду на благополучное разрешение ситуации | 12345678910 | Всегда испытываю растерянность или чувство «безисходности» |
36. Внутренние (личные) ресурсы
Чувствую истощенность внутренних резервов | 12345678910 | Чувствую в себе огромные силы и ресурсы |
Ключ
Работа 1, 6, 13,15. – удовлетворенность у 18% респондентов
Личные достижения 2, 25, 26, 30. – удовлетворенность у 24% респондентов.
Здоровье 3,16,17 18. – удовлетворенность у 56% респондентов.
Общение с близкими людьми (друзья, родственники) 4, 5,7, 29. – удовлетворенность у 37% респондентов.
Поддержка (внутренняя и внешняя] 8, 27, 32, 36. – удовлетворенность у 28% респондентов.
Оптимистичность 9, -28, 34, -35. – удовлетворенность у 14% респондентов.
Напряженность 10, 11,12,14. – критичная у 12%, средняя – 54%, низкая – 34%.
Самоконтроль 19, 20, -21, 23. – низкий у 13%, средний – 62%, высокий – 25%.
Негативные эмоции 22, 24, 31, -33. – проявляются у 23% респондентов.
В рамках нашей ВКР полученные данные помогут интерпретировать такой важный показатель динамики здоровья, как переживание психологического комфорта (благополучия), поскольку оно оказывается тончайшим индикатором переходных состояний от здоровья к болезни. В зарубежной психологии при определении психологического (душевного) благополучия широко используется понятие «качество жизни», представляющее собой субъективное переживание удовлетворенности персональной жизнью. Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и с ее психологическим здоровьем. Для нас важно его измерение при изменении типа организационной культуры образовательной организации.