ГОАУ специальная (коррекционная) школа – интернат №5
пгт. Новобурейский.
ДОКЛАД
учителя швейного дела: Лашкевичевой А. А.
«Использование методов и приёмов для повышения интереса к занятиям по технологии швейное дело».
В своей педагогической практике я использую ряд методов и приёмов, которые более эффективно повышают учебную активность учащихся на уроках швейного дела. К ним относятся:
Создание проблемной ситуации;
Развитие познавательных интересов;
Метод использования наглядности;
Игровые формы;
Приём сравнения.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает в случае, когда ученики не могут объяснить явление, факт, процесс деятельности, не могут достичь цели известным им способом. Проблемная ситуация активизирует умственную деятельность учащихся. Их активность повышается в случаях, когда само явление уже знакомо учащимся, но они не сознают его сущность. Например, перед учениками 5 класса ставится вопрос: «Почему происходит обрыв верхней нити на швейной машине?» учитель предупреждает, что причин может быть несколько. Обычно учащиеся самостоятельно указывают на одну из них – это сильное натяжение нити. Другие причины они не могут установить без наводящих вопросов. Организуя обучение, я не тороплю дать правильный ответ, а выслушиваю и комментирую мнение всех учащихся. В результате, правильное суждение воспринимается учащимися значительнее активнее, чем обычное объяснение нового материала. Однако в условиях коррекционной школы проблемный вопрос учителя не всегда должным образом активизирует мышление учащихся. Для того чтобы достичь цели учителю необходимо:
Чётко, конкретно ставить проблемный вопрос определённой трудности, слишком трудный или слишком лёгкий вопрос не вызывает проблемной ситуации;
Систематически создавать на уроках проблемную ситуацию и подключать к её решению всех учениц;
Доброжелательно относится к ответам учащихся;
Придавать проблемной ситуации эмоциональную окраску с помощью интонации и эффекта неожиданности;
Использовать наглядность в целях конкретизации проблемного вопроса.
К числу мер, направленных на создание как длительной, так и временной готовности школьников к учению, относится к формированию познавательных интересов. Из специальной психологии известно, что интересы учащихся коррекционной школы мало дифференцированы, отличаются недостаточной глубиной, несознательностью и неустойчивость. На уроках швейного дела их интересы в основном направлены на выполнение практической работы, но в определённой мере переносятся и на теоретическое обучение. Однако, было бы грубой ошибкой рассчитывать только на такой перенос.
Практика трудового обучения показала, что имеется ряд способов формирования интереса к познавательной деятельности. К их числу относится вариативность построения теоретического этапа знания. Данный этап часто строится по одной и той же схеме: задают вопросы на повторение и после этого учитель объясняет новый материал. Однообразие в обучении не способствует созданию у школьников интеллектуальных эмоций (удивление, любознательности, сомнения). Чем старше учащиеся, тем больше необходимость в разнообразной организации теоретического этапа знания. Одним из вариантов построения начала занятия может быть метод создания проблемной ситуации. При этом повторении связанного с новой темой материала как бы «вливается» в обсуждение ответов учащихся на проблемный вопрос. Например, перед тем как перейти к объяснению свойств ткани в 6 классе, учитель спрашивает: «Какие ткани вы использовали в своих работах?». Выясняется, что ученицы знают ограниченное количество тканей, предлагаю выбрать эти ткани на образцах. Ставится проблемный вопрос: «Какие свойства имеют эти ткани?», «Какое изделие вы можете изготовить из этих тканей?». Во время обсуждения ответов ученицы обращаются к своим знаниям о происхождении ткани, то есть к ранее пройденному материалу.
Перед началом теоретического этапа занятия могут быть письменные ответы учащихся на вопросы па заданным карточкам и краткое обсуждение полученных результатов. Другой вариант – беседа о необходимости конкретных знаний для практической работы. Например, в старших классах беседы могут посвящаться новостям моды, сведений о новых тканях и так далее. Во многих случаях теоретический этап занятия начинается с анализа изделий, демонстрации образца. К приёмам стимулирования познавательного интереса относится использование познавательных игр и решение кроссвордов. Во время повторения проводится коллективная игра «цепочка», суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. Игра проходит более результативно, если в неё включён элемент соревнования между бригадами. Например, на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется верхняя нить. Учащиеся первой бригады первую деталь, следующую деталь называет член второй бригады и так далее. При неправильном названии право на ответ передаётся другой бригаде. Выигрывает бригада, у которой было меньше всего «разрывов цепочки» и больше правильных ответов. В качестве познавательных игр использую наглядные пособия, например, в 6 классе по трафарету сорочки, фартука, пижамы учащиеся подбирают ткани. Для старших классов применяется более сложный вариант игры, когда подбираемые образцы изделий отличаются цветом и рисунком. Поэтому же принципу подбираются образцы швов для изделий, виды отделки.
Успешно применяются сюжетно – ролевые игры, например «ателье». Дети по желанию подбирают себе роли: модельер, заказчик, закройщик, портной. Суть игры заключается в том, что они полностью повторяют изготовление изделия, самостоятельно выбирают ткань, фасон, определяют машинные швы и последовательность изготовления изделия. Учащиеся разных возрастов хорошо воспринимают игры экономической направленности. Например, игра «магазин», в ней учащиеся знакомятся с ценами на ткань, нитки, фурнитуру, с ценами готовых изделий (этой игре обязательно предшествует экскурсия в магазин).
На уроке предлагается рассчитать расход ткани на изделие, а затем сравнить стоимость готового изделия с изделием, изготовленным своими руками. При сравнении учащиеся делают вывод, что самостоятельный пошив намного экономичный, чем изделие, купленное в магазине. Это вызывает интерес учащихся к изучению швейного дела. Таким образом, игровые и другие занимательные средства обучения, с одной стороны помогают решать образовательные задачи, с другой - способствуют повышению уровня активности учащихся в обучении. Усвоение знаний основано на установлении связей нового материала с ранее излучавшемся. Новое знание включается в сформированный у ребёнка ассоциативный фонд (систему ассоциативных связей). Ясно, что готовность учащихся к усвоению нового знания зависит от состояния этого фонда, его объёма и содержания, а так же от умения осуществлять смысловые связи. Накопление фонда ассоциативных связей происходит с помощью известных методов: объяснение, беседа, демонстрация наглядных средств и так далее. Но могут применяться и специальные упражнения, они проводятся в форме игры. То, что проводится впервые, решают задачу ознакомления учащихся с данным видом познавательной деятельности. Ученикам предлагается устанавливать «свободные ассоциации» с заданным словом, то есть, связи, неограниченные каким-либо условием. Например, учитель записывает на доске слово «игла». Учащимся предлагается высказать любые слова, относящиеся к данному предмету. Высказывания могут быть следующими: острая, тупая, вставлена в машину, стальная, напёрсток, машинная, ушко и т.д. ответы записываются учителем на доске. При необходимости учитель помогает учащимся, задавая наводящие вопросы, за правильный ответ ученик получает поощрение. После того, как задача и порядок проведения таких упражнений усвоены, они усложняются путём ограничения подбираемых слов заданной темой, то есть ставится задача подбирать не любые слова, а отражающие определённые свойства. В таких упражнениях учащиеся так же учат различать более существенные (главные) и несущественные для данной задачи. С этой целью так же можно предложить учащимся пользоваться учебником, техническим словарём, который ведётся в тетрадях.
Немалое значение в обучении детей олигофренов имеет использование приёма сравнения, с помощью сравнения учащиеся устанавливают определенные отношения между явлениями, предметами, их свойствами или частями. Это способствует выделению предметных свойств, нахождение связей между новым и известным. В результате появляется возможность классифицировать изучаемые объекты. Сравнение это умственная операция, относящаяся к процессам регуляции деятельности, её развитие имеет коррекционное значение. Например, в восьмом классе учитель предлагает сравнить детали кроя блузки, с застёжкой до верха и крой халата; или платье цельнокроеное с платьем отрезным по линии талии, используя в объяснении приём сравнения. Необходимо учитывать, как подготовленность учениц к этому виду деятельности, так и уровень сложности предлагаемой задачи.
Известно, что учащиеся легче устанавливают различия, чем сходства, лучшие сравнивают расположенные рядом предметы и затрудняются в сравнении внутренних свойств объектов и много детальных предметов. Таким образом, необходимо отметить, что обучение труду в коррекционной школе – это изучение познавательного материала, относящегося к разным видам труда. Постепенное наращивание полноты знаний, умений, навыков у учащихся готовит их к профессиональной деятельности после окончания школы.