С
слов «лето-солнце-туча-дождь-вода».
2.Похожий признак - необходимо запомнить слова «холодный» и «мокрый». Объединяем их по признаку «день-снег-нос-асфальт».
3.Обобщение – необходимо запомнить 3 слова: «улица – движение – машины». Далее подбираем слова-спутники по значению «пешеход – светофор – регулировщик».
4.Выдумщики – необходимо запомнить слово «вилка». К нему подходит слово «тарелка», но чтобы лучше запомнить нужно, подобрать слова с необычным значением, например: «рыхлить землю».
Для того, чтобы запомнить текст и пересказать его используется прием визуализации символов. Школьникам предлагается прочесть текст и нарисовать на листе бумаги цепочку символических обозначений прочитанного. Затем текст убирается и учащемуся требуется сделать пересказ, используя нарисованные им опорные символы.
Такой же прием используется для запоминания стихотворений. Например, «У лукоморья дуб зеленый» А.С. Пушкина.
При заучивании стихотворений можно использовать выписанные заглавные буквы каждой новой строки. Например, «У, З, И, В, И, Н, Т, Т, Р» и т.д. Глядя на опорные буквы ребенок вспоминает всю строку и все стихотворение. Эти приемы действенны для визуалов, для аудиалов же эффективно наложение текста на музыку. Например, лирическое стихотворение сочетается со спокойной музыкой, а стихи Маяковского - с бравурной, маршевой музыкой.
Использование мнемотехники не подменяет собой заучивание наизусть стихов и текстов, но помогает лучше запоминать фразы, явления, даты, события и т.д., а также делает процесс обучения более интересным и занимательным.
Педагог – психолог Л.А. Жабина
КГКОУ ШИ №3
Хабаровск 2017

Использование мнемотехники для улучшения памяти школьников
Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.
Мнемоника превращает символы в образы, которые предстают перед нашими глазами и остаются в нашей памяти. Процесс превращения символов (букв, цифр, фигур) в определенные образы происходит благодаря мнемотехнике.
Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике. Приемы мнемотехники включают в себя упражнения: 1.Цепочки; 2.Матрешки;
3.Символизация;
4.Запоминание числовых комбинаций. Например, составить список нужных покупок в магазине (8 – 10 слов) и запомнить, создавая образы при помощи приемов мнемотехники. Притча: в Греции на острове Хеосс до н.э. случилось землетрясение, засыпавшее дом богача с гостями. Когда людей раскопали, то трудно было определить, кто, где лежит. Один, оставшийся в живых учитель и поэт Симонид, вышедший незадолго до
трагедии из дома, вспомнил, кто, где сидел и, что делал. Так родственники опознали своих близких, а Симонид стал основоположником метода запоминания – мнемоники.
Симонидовский метод использовал Цицерон, проговаривая свою речь для выступления перед публикой, проходя из комнаты в комнату. Всем известны мнемонические фразы: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» - для запоминания цветового спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» - для запоминания падежей в русском языке (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка» - для запоминания порядка планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Кроме обучения чтению, письму, счету благодаря применению мнемоники школьники получают информацию по истории, географии, ботанике, биологии.
Младших школьников Симонидовскому методу – типологической мнемотехнике
можно обучать на примере сказки «Репка» или «Бременские музыканты», разложив изображения героев сказки в комнате и собирая их последовательно. Далее, убрав картинки, ребенок, запомнив место, где они и были, воспроизводит сказку.
Старшим школьникам для запоминания строения органов дыхания на уроке анатомии предлагается прикрепить «ротовую полость» к двери комнаты, «трахею» - положив на стол, «бронхи» - на стул, а «легкие» - на диван. Затем мысленно пройдясь по комнате, собираем все части в нужной последовательности. Для запоминания номера телефона 25 – 67 – 16 нужна ключевая фраза: «Мы хотим играть сегодня в прятки». Для запоминания исторических событий, например, последовательности правления государства Рюриковичей используется ключевая фраза: «МуМоБоНе» - Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Всеволод 111 Большое Гнездо, Александр Невский. Для запоминания месяцев в году с 30 днями – ключевая фраза: «Априюнсенноя» и т.д.
Приемы мнемотехники:
1.Недостающее звено – необходимо запомнить 2 слова «лето» и «вода». Для этого создаем цепочку близких по смыслу