СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование на уроках математики коммуникативных умений первоклассников при обучении решению текстовых задач».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на международном форуме молодых ученых «Использование на уроках математики коммуникативных умений первоклассников при обучении решению текстовых задач», «Современные научные направления: от прикладных исследований до инноваций»: сборник докладов II Международного форума молодых ученых (16-17 матра 2012г). – Часть 2. – Усть – Каменогорск, 2012. – 207с.Доклад на международном форуме молодых ученых «Использование на уроках математики коммуникативных умений первоклассников при обучении решению текстовых задач», «Современные научные направления: от прикладных исследований до инноваций»: сборник докладов II Международного форума молодых ученых (16-17 матра 2012г). – Часть 2. – Усть – Каменогорск, 2012. – 207с.

Просмотр содержимого документа
««Использование на уроках математики коммуникативных умений первоклассников при обучении решению текстовых задач».»

«Использование на уроках математики коммуникативных умений первоклассников при обучении решению текстовых задач».

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что

положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.

Как обучать детей нахождению способа решения текстовой задачи? Этот

вопрос – центральный в методике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако, теоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаются мало разработанными. Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Как сориентировать детей на эти особенности? Знание ответов на них составляют теоретико-методические положения, на основе которых можно строить конкретную методику обучения; они помогут определить методические приемы поиска способов решения задачи, в том числе решения различными способами.

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня

математического развития, глубины освоения учебного материала. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи.

Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Важную роль в процессе решения задач играет речь. Весь этот процесс проникается словами, имеющими место и там, где мы мыслим «про себя». При этом функционирует внутренняя речь. Функциональная роль внутренней речи по-разному выступает в зависимости от содержания мыслительных задач, соотношения в них образных и понятийных компонентов, мотивации мыслительной деятельности.
Но сама по себе речь ещё не обеспечивает развитие логического мышления. Мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включается в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем и самостоятельно, постепенно переходит от простых к всё более усложняющимися вопросам.
Такая работа играет решающую роль в формировании у учащихся способности думать, т.е. обобщенного умения ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Умение думать – центральное звено умения учиться.


Понятия «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике и в каждой из них трактуются по-своему. Некоторые аспекты коммуникативной направленности уже ставились в самом начале развития методических идей в России К.Д Ушинским, Н.М Соколовым, В.И Чернышевым, которые считали одной из важных целей образования подготовку учащихся к практической деятельности, для этого необходимы реальные прикладные знания; они указывали на необходимость формирования у школьников различных умений и, по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) - умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке.

Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как: объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое).

По мнению Р.С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты).

Психологические компоненты - это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек - это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения .

Важную роль в процессе общения играет речь. Она должна быть нетороплива, образна, убедительна. Всякое высказывание должно содержать в себе вполне понятную мысль. Наиболее часто встречаются четыре недостатка речи по ее форме:

- чрезмерная торопливость (собеседник просто не успевает улавливать смысл такой речи)

- неправильное построение фраз

- обилие лишних слов (засорение речи)

-наличие жаргонных слов и выражений

Анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных умений. Определенные коммуникативные умения могут быть характерны для определенного возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и формах.

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Чтобы приблизить условия обучения к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, т. е. ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения. Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения, формы организации учебной деятельности.

Назначение и функции их определяются, прежде всего, тем, что они являются средством общения, коммуникации, а также самовыражения.

Опираться эти средства должны на потребность в общении.

Основные приемы и типы упражнений, вытекающих из потребности в общении, следующие:

создание речевых ситуаций, выбор их из потока учебных заданий;

ролевые игры, любые виды деятельности, которые могут вызвать способность высказываний.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности. Они учитывают 4 ступени:

ситуативную;

мотивационную;

восприятие речи собеседником;

обратную связь.

Используют возможности урока для развития коммуникативных способностей учащихся. Планируя каждый урок, выделяют три составляющих:

коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;

развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;

индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.

В связи с этим, уроки проводятся с использованием разных форм сотрудничества. Самой эффективной считается работа в парах, группах, бригадах. В процессе такой организации деятельности присутствует поиск идей и обмен мнениями. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе.

Особую роль в формировании коммуникативных навыков отводится индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В. С. Безруковой, удобно использовать вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Основой любого урока являются вопросы и ответы на них. Умение задавать вопросы и конструировать ответы относится к числу важнейших общепедагогических умений, с помощью которых осваивается окружающий мир.

Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считают следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.

Конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Вопросы-ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.

Наводящий вопрос. Это вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопрос- внушение. Направляет ученика в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.

Контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения. Они формируют в учениках качества самообразования, саморазвития, самоуправления, самообучения. Важным средством в развитии коммуникативных навыков является диалог. Моисеев А.М.: “Диалог ценен тем, что он - спутник и признак свободы. Это полифония точек зрения. Это путь отвыкания от единомыслия”.


М.М. Бахтин писал: “Жизнь по своей природе диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге”. А поэтому урок, как кусочек жизни, должен быть диалогичным.

Результатом такого подхода к обучению является то, что выпускники начальной школы могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению товарища, готовы к продолжению обучения в средней школе и к самостоятельной учебной деятельности.