Использование насоса ЭЦН-40 в системе топливопитания ДЭС.
1. Назначение насоса ЭЦН-40.
Насос центробежного типа ЭЦН-40 предназначен для подачи дизельного топлива в топливные баки ДЭС 5И57А при автоматической заправке.
2. Сведения о конструкция ЭЦН-40.
Насос конструктивно выполнен вместе с электродвигателем, питание которого осуществляется от сети постоянного тока. Производительность насоса при давлении топлива на выходе не менее 0,8 кгс/см2 составляет 2100 л/ч.

Рис. 1. Топливный насос ЭЦН-40
электродвигатель; 2- дренажный штуцер; 3- отражатель; 4- шпонка; 5- корпус; 6- шнек; 7, 13- гайка; 8 - сетчатый фильтр; 9 - винт;
10 - крышка; 11- крыльчатка; 12- регулировочная шайба; 14 - кольцо;
15 - резиновая манжета
Насос ЭЦН-40 состоит из электродвигателя, корпуса насоса, крышки с фильтром, шнека и крыльчатки.
К корпусу 5 насоса с одной стороны крепится винтами 9 крышка 10 с сетчатым фильтром 8, а с другой - электродвигатель 1 типа МП-100Б1-2, который осуществляет привод крыльчатки и шнека. На валу электродвигателя 1 устанавливают отражатель 3 и крыльчатку 11 со шнеком 6, которые крепятся гайкой 7. Между крыльчаткой и валом электродвигателя установлена регулировочная шайба 12. От проворачивания на валу крыльчатку и шнек удерживает шпонка 4.
Шнек 6 и крыльчатка отлиты из алюминиевого сплава. Шнек представляет собой винт, состоящий из ступицы и двух непрерывных, образующих винтовые поверхности лопастей, охватываемых бандажной втулкой. Крыльчатка 11 выполнена в виде диска со спиральными лопатками.
Внутренняя полость корпуса 5 в месте установки крыльчатки образует расширяющийся канал - улитку, из которой топливо выходит через штуцер, ввернутый в резьбовое отверстие в приливе корпуса. Для предотвращения просачивания топлива в электродвигатель по его валу в корпусе насоса через кольцо 14 установлена и закреплена гайкой 13 резиновая манжета 15. При нарушении герметичности этого уплотнения просочившееся топливо сливается из полости корпуса насоса через дренажный штуцер 2, ввернутый в одно из трех резьбовых отверстий на приливах корпуса. Отражатель 3 препятствует проникновению топлива в сторону электродвигателя, отбрасывая его центробежными силами от вала электродвигателя к дренажному штуцеру.
При работе насоса топливо забирается из переходника и через фильтр шнеком подается на крыльчатку. Шнек обеспечивает непрерывную подачу топлива на крыльчатку с небольшим повышением давления. Под действием на топливо центробежных сил, возникающих в расширяющихся каналах, образованных спиральными лопатками крыльчатки, топливо подается в выходной патрубок насоса.

Фото 1. Топливный насос ЭЦН-40. Вид 1

Фото 2. Топливный насос ЭЦН-40. Вид 2
2. Автоматическая заправка ДЭС топливом.
В ДЭС 5И57А предусмотрена автоматическая заправка топливных баков топливом из посторонних емкостей, находящихся на расстоянии не более 10 м. Процесс автоматической заправки происходит при помощи стационарно установленного в кузове-фургоне насоса ЭЦН-40 и шланга, который находится в ящике под кузовом-фургоном.
При автоматической заправке баков топливом необходимо:
В процессе автоматической заправки топливом датчики уровней топлива (верхнего и нижнего уровней) дают сигналы на включение и отключение насоса.