Выступление на районной встрече творческих педагогов
«И вновь сентябрь зовёт нас в путь…»
Использование нейропсихологических приёмов в обучении
при формировании орфографического навыка младших школьников
2015
Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 25% от школьной популяции. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеют родным языком. Ещё более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными.
Анализируя письменные работы своих учеников, выявила, что примерно 20% ребят допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило. По мнению ряда исследователей – это случай так называемой «неразвитой орфографической зоркости».
Известно, что грамотность складывается из трёх основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Выделю эти аспекты.
Первый из них – нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Выделены возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
Второй аспект – социально – педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношения в семье к чтению.
Третий аспект – психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.
Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого, но все же ведущим является нейропсихологический аспект.
Зачастую ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из - за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Ведь на самом деле ребёнок, которому не даётся правописание, чувствует себя не так уверенно в жизни.
Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать?
Ответ на свои вопросы я нашла в работах отечественных нейропсихологов, которые предлагают играть. В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы и, в частности, для грамотного письма.
На протяжении многих лет работы у меня сложилась определённая система работы в решении орфографических задач.
Новую информацию на уроке представляю алгоритмично, четко и лаконично. Можно проиграть алгоритм через «тело»: построить паровозик из детей в соответствии с последовательностью событий или действий, которые необходимо запомнить.
Информацию стараюсь как можно чаще обыгрывать, иллюстрировать.
Хвалю ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или нет. Запоминание идет лучше, когда от ребенка не требуют точного воспроизведения материала.
Для закрепления материала урок строю так, чтобы на его протяжении варьировал один и тот же алгоритм задания. Так как при построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности обучающихся. Они работают в разном ритме. Если в течение урока повторяется один и тот же алгоритм, то повышается вероятность того, что все дети усвоят содержание.
Далее хотелось бы остановиться на решении двух проблем правописания – трудности запоминания словарных слов и неумение пользоваться правилами.
Первая проблема: трудности запоминания словарных слов.
Н
ачиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить первое правило педагогики, на котором основаны все методики: системность и ещё раз системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слово – лёгкое или трудное, короткое или длинное, независимо от возраста. Следует сказать, что запоминание словарных слов - это совместная работа ребёнка, и взрослого.
Итак, алгоритм запоминания словарных слов:
Объясняю значение слова. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание.
Орфографическое чтение вслух. Проговаривая слова именно так, как они пишутся, вырабатывается речедвигательная программа слова.
Одновременное написание и произношение слова. Так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова.
Письмо по памяти.
Проверка по образцу. Самостоятельное исправление ошибок, повторная запись слова.
Способы запоминания словарных слов:
Орфографически проговаривая, напиши слово пальцем, карандашом в воздухе, на противоположной стене, на спине соседа.
Запоминание слова по сетке: написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву. В О К З А Л
Через некоторое время стереть буквы. Задача ребёнка назвать все буквы, можно вразброс.
3. «Устный кроссворд». Узнать слово по его определению. При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения
с акустическим образом слова.
4. «Древнерусское письмо». Распределяю слова по схожести орфограмм. Затем дети пишут слова под диктовку только либо согласными, либо гласными.
Велосипед – е о и е
Профессор – п р ф с с р
Территория – т р р т р
5. Родителям посоветуйте воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребёнок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически, предложите расставить слова по комнате, например:
В углу комнаты – концерт
На диване – гости в костюмах
На полке – стакан
Под столом – берлога и т. д.
Через некоторое время надо пройти по комнате вместе с ребёнком и «собрать» слова, проговаривая их орфографически.
«Словарное лото», «Парочки».
Вторая проблема: неумение пользоваться правилами. Зная правила правописания слов в русском языке, многие ученики не умеют применять их на письме. Для решения данной проблемы использую игры и упражнения, позволяющие соединить «теорию» и «практику», что позволяет научить грамотно писать на непроизвольном уровне.
Одна из самых трудных тем русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных». Чаще всего авторы программ предлагают такой алгоритм изучения данной темы:
1.Заучивание падежей.
2
.Отработка навыка определения падежей.
3.Выработка умения определять склонение.
4. Запоминание таблицы падежных окончаний.
Алгоритм достаточно сложный, требующий высокого уровня произвольной памяти, высоких энергетических затрат ребенка.
Наиболее интересный и действенный подход в решении этой проблемы я нашла в учебнике «Русский язык» авторов Соловейчик Марина Сергеевна и Кузьменко Надежда Сергеевна (программа «Гармония»). При изучении данной темы они опираются
на положения нейропсихологии: задействование всех анализаторных систем, алгоритм действий, игровая форма подачи материала, т.е. полимодальность воздействия.
Алгоритм действий при изучении данной темы сводится к следующему:
Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.
Подставь проверочное слово (рука, плечо, грудь) того же склонения в той же форме на место проверяемого.
Узнай окончание в проверочном слове и напиши то же в проверяемом.
Бежать по (руке) дорог.
Сидеть на (плече) диван.
Кататься на (груди) карусель.
![](https://fhd.multiurok.ru/e/c/6/ec6180cddef2421ab5f4ddcb3ddb6e67e18e0a81/ispol-zovaniie-nieiropsikhologhichieskikh-priiomov-v-obuchienii-pri-formirovanii-orfoghrafichieskogho-navyka-mladshikh-shkol-nikov_3.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/e/c/6/ec6180cddef2421ab5f4ddcb3ddb6e67e18e0a81/ispol-zovaniie-nieiropsikhologhichieskikh-priiomov-v-obuchienii-pri-formirovanii-orfoghrafichieskogho-navyka-mladshikh-shkol-nikov_4.png)
РУКА ![](https://fhd.multiurok.ru/e/c/6/ec6180cddef2421ab5f4ddcb3ddb6e67e18e0a81/ispol-zovaniie-nieiropsikhologhichieskikh-priiomov-v-obuchienii-pri-formirovanii-orfoghrafichieskogho-navyka-mladshikh-shkol-nikov_6.png)
ПЛЕЧО
ГРУДЬ
Захотелось посмеяться? Но эта проверка всегда правильна! По смыслу словосочетания, конечно, смешны – их в речи никто никогда не использует. Но по форме эти словосочетания правильны. А раз так, то для выяснения безударного окончания в нужной форме имени существительного ими можно пользоваться.
Таким образом, при систематическом использовании нейропсихологических приемов отмечается повышение произвольного внимания и самоконтроля, восприятия, памяти. Улучшается мелкая моторика рук, формируются навыки глобального чтения, что не только позитивно влияет на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, но и на поведение, коммуникативные навыки. Мониторинг качества обученности по русскому языку свидетельствует о стабильной положительной динамике.
Кто постигает новое, лелея старое,
Тот может быть учителем.
Конфуций.
![](https://fhd.multiurok.ru/e/c/6/ec6180cddef2421ab5f4ddcb3ddb6e67e18e0a81/ispol-zovaniie-nieiropsikhologhichieskikh-priiomov-v-obuchienii-pri-formirovanii-orfoghrafichieskogho-navyka-mladshikh-shkol-nikov_7.png)
7