СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нейропсихологических приёмов в обучении при формировании орфографического навыка младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 25% от школьной популяции. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеют родным языком. Ещё более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в  их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными. 

Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических приёмов в обучении при формировании орфографического навыка младших школьников»









Выступление на районной встрече творческих педагогов

«И вновь сентябрь зовёт нас в путь…»










Использование нейропсихологических приёмов в обучении

при формировании орфографического навыка младших школьников






















2015

Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 25% от школьной популяции. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеют родным языком. Ещё более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными.

Анализируя письменные работы своих учеников, выявила, что примерно 20% ребят допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило. По мнению ряда исследователей – это случай так называемой «неразвитой орфографической зоркости».

Известно, что грамотность складывается из трёх основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Выделю эти аспекты.

Первый из них – нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Выделены возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.

Второй аспект – социально – педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношения в семье к чтению.

Третий аспект – психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.

Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого, но все же ведущим является нейропсихологический аспект.

Зачастую ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из - за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Ведь на самом деле ребёнок, которому не даётся правописание, чувствует себя не так уверенно в жизни.

Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать?

Ответ на свои вопросы я нашла в работах отечественных нейропсихологов, которые предлагают играть. В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы и, в частности, для грамотного письма.

На протяжении многих лет работы у меня сложилась определённая система работы в решении орфографических задач.

  • Новую информацию на уроке представляю алгоритмично, четко и лаконично. Можно проиграть алгоритм через «тело»: построить паровозик из детей в соответствии с последовательностью событий или действий, которые необходимо запомнить.

  • Информацию стараюсь как можно чаще обыгрывать, иллюстрировать.

  • Хвалю ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или нет. Запоминание идет лучше, когда от ребенка не требуют точного воспроизведения материала.

  • Для закрепления материала урок строю так, чтобы на его протяжении варьировал один и тот же алгоритм задания. Так как при построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности обучающихся. Они работают в разном ритме. Если в течение урока повторяется один и тот же алгоритм, то повышается вероятность того, что все дети усвоят содержание.

Далее хотелось бы остановиться на решении двух проблем правописания – трудности запоминания словарных слов и неумение пользоваться правилами.

Первая проблема: трудности запоминания словарных слов.

Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить первое правило педагогики, на котором основаны все методики: системность и ещё раз системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слово – лёгкое или трудное, короткое или длинное, независимо от возраста. Следует сказать, что запоминание словарных слов - это совместная работа ребёнка, и взрослого.

Итак, алгоритм запоминания словарных слов:

  1. Объясняю значение слова. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание.

  2. Орфографическое чтение вслух. Проговаривая слова именно так, как они пишутся, вырабатывается речедвигательная программа слова.

  3. Одновременное написание и произношение слова. Так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова.

  4. Письмо по памяти.

  5. Проверка по образцу. Самостоятельное исправление ошибок, повторная запись слова.

Способы запоминания словарных слов:

  1. Орфографически проговаривая, напиши слово пальцем, карандашом в воздухе, на противоположной стене, на спине соседа.

  2. Запоминание слова по сетке: написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву. В О К З А Л

Через некоторое время стереть буквы. Задача ребёнка назвать все буквы, можно вразброс.

3. «Устный кроссворд». Узнать слово по его определению. При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения
с акустическим образом слова.

4. «Древнерусское письмо». Распределяю слова по схожести орфограмм. Затем дети пишут слова под диктовку только либо согласными, либо гласными.

Велосипед – е о и е

Профессор – п р ф с с р

Территория – т р р т р

5. Родителям посоветуйте воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребёнок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически, предложите расставить слова по комнате, например:

В углу комнаты – концерт

На диване – гости в костюмах

На полке – стакан

Под столом – берлога и т. д.

Через некоторое время надо пройти по комнате вместе с ребёнком и «собрать» слова, проговаривая их орфографически.

  1. «Словарное лото», «Парочки».

Вторая проблема: неумение пользоваться правилами. Зная правила правописания слов в русском языке, многие ученики не умеют применять их на письме. Для решения данной проблемы использую игры и упражнения, позволяющие соединить «теорию» и «практику», что позволяет научить грамотно писать на непроизвольном уровне.

Одна из самых трудных тем русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных». Чаще всего авторы программ предлагают такой алгоритм изучения данной темы:

1.Заучивание падежей.

2.Отработка навыка определения падежей.

3.Выработка умения определять склонение.

4. Запоминание таблицы падежных окончаний.

Алгоритм достаточно сложный, требующий высокого уровня произвольной памяти, высоких энергетических затрат ребенка.

Наиболее интересный и действенный подход в решении этой проблемы я нашла в учебнике «Русский язык» авторов Соловейчик Марина Сергеевна и Кузьменко Надежда Сергеевна (программа «Гармония»). При изучении данной темы они опираются
на положения нейропсихологии: задействование всех анализаторных систем, алгоритм действий, игровая форма подачи материала, т.е. полимодальность воздействия.

Алгоритм действий при изучении данной темы сводится к следующему:

  1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.

  2. Подставь проверочное слово (рука, плечо, грудь) того же склонения в той же форме на место проверяемого.

  3. Узнай окончание в проверочном слове и напиши то же в проверяемом.

Бежать по (руке) дорог.

Сидеть на (плече) диван.

Кататься на (груди) карусель.

РУКА


ПЛЕЧО

ГРУДЬ


Захотелось посмеяться? Но эта проверка всегда правильна! По смыслу словосочетания, конечно, смешны – их в речи никто никогда не использует. Но по форме эти словосочетания правильны. А раз так, то для выяснения безударного окончания в нужной форме имени существительного ими можно пользоваться.

Таким образом, при систематическом использовании нейропсихологических приемов отмечается повышение произвольного внимания и самоконтроля, восприятия, памяти. Улучшается мелкая моторика рук, формируются навыки глобального чтения, что не только позитивно влияет на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, но и на поведение, коммуникативные навыки. Мониторинг качества обученности по русскому языку свидетельствует о стабильной положительной динамике.


Кто постигает новое, лелея старое,

Тот может быть учителем.

Конфуций.


































7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!