Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми-дошкольниками в свете ФГОС ДО приобретают значимость и актуальность, так как состоит в комплексном подходе к рассмотрению коммуникативной деятельности дошкольников как системы, включающей в себя речевое и неречевое общение, эмоциональные и социальные отношения, личностные качества
Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы "Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые нарушения"»
Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые речевые нарушения
Т. С. Мозина,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №27»
г. Северск
Специфика речевого дефекта
и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности ребенка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы
в известные традиционные методики и требуют
поиска новых форм работы и новых решений.
Песочная терапия Куклотерапия Игротерапия
Применяются в комплексе и направлены на
- улучшение психоэмоционального состояния детей,
- нормализацию
мышечного тонуса
и коррекцию
речевых нарушений.
Коррекционная направленность
данного вида деятельности основана на возможностях детей с нарушениями речи проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного
участия в реальных
ситуациях.
- Основным объектом такой проекции является кукла. Основное назначение игрушки в детской игре: способствовать обогащению практического опыта предметно-практических действий с куклами; познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.
- Игры с песком и куклами имеют терапевтическую направленность ,
помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.
- Игра, являясь основным видом деятельности ребенка, пронизывает все стороны любой другой деятельности.
- Снижение игровой активности, предпочтение одиночной игры – коллективной оказывает отрицательное влияние на состояние общения детей с нарушениями речи.
- Новизна и теоретическая значимость нашей работы состоит в комплексном подходе к рассмотрению коммуникативной деятельности дошкольников как системы, включающей в себя
- речевое и неречевое общение,
- эмоциональные и
- социальные отношения,
- личностные качества.
Коррекционные задачи
- Коррекция нарушений развития речи.
- Развитие компенсаторных процессов.
- Действий с игрушками на полисенсорной основе.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие оптико-моторной координации.
- Коррекция и развитие средств общения (речевых и неречевых).
- Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, осуществление самоконтроля.
Основные направления работы:
- На основе данных диагностики наметить перспективу работы с детьми, с учетом особенностей развития речи каждого.
- Разработать пути и средства преодоления проблем развития детей с помощью песко-кукло-игротерапии.
- Создавать условия для повышения интереса к занятиям, успешного усвоения новых знаний, развития самостоятельности действий и принятия решений.
- Продумать и осуществить разнообразные формы детской деятельности.
- Провести промежуточное и заключительное обследование с целью подведения итогов.
- Работать с родителями в данном направлении.
- Изготовить пособия для работы с детьми.
- Разработать конспекты занятий по проблеме.
- Систематизировать и обобщить опыт работы.
Предметно-развивающая среда
- песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.
- разнообразные игровые атрибуты для театрализации:
- наборы мелких игрушек по лексическим темам,
- игрушки для настольного театра;
- плоскостные предметы-заместители,
- театральные куклы,
- театрализованные костюмы и т.д.
Формы работы с детьми:
- Фронтальные и индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда.
- Этюды пластические и мимические.
- Игры с песком.
- Дидактические игры.
- Традиционная и креативная игра-драматизация с использованием разных видов кукольного театра.
- Проведение занятий-игр на улице.
- Участие в конкурсах и смотрах различных видов деятельности дошкольников.
Систематическая, целенаправленная работа позволяет нам добиваться стабильных положительных результатов:
- В конце года дети легко определяют и передают эмоциональное состояние героя;
- вырос уровень самооценки и ведущих качеств, на основе которых строится общение;
- вырос уровень представлений о предметах и явлениях внешнего мира;
- сформированность основ монологической речи и
личностной оценки сюжетной основы повествования.
Все это способствует устранению у детей-логопатов комплекса проблем, связанных с неудовлетворительным состоянием их социальной и эмоциональной адаптации, вербального и невербального компонентов общения при поступлении в школу.