Использование новых образовательных технологий
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей.
Традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:
-технология проблемного обучения,
-технология разноуровневого обучения,
-технология игрового обучения,
-технологии интегрированного обучения,
- технология развития “критического мышления”;
- информационно-коммуникационные технологии
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Ставится проблема, учащиеся подводятся к её решению.
Цели обучения:
- активизация мышления обучающихся;
- формирование интереса к изучаемому предмету.
Постановка проблемы во время урока можно сделать с помощью вопроса, системы вопросов, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий. Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.
Примеры использования технологии приводятся в квалификационной работе по обобщению актуального педагогического опыта «Использование технологии проблемного обучения в преподавании химии – путь к формированию универсальных учебных действий и компетентности обучающихся»
Технология разноуровневого обучения
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без индивидуально-дифференцированного подхода. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета.
Цели обучения:
- активизация мышления обучающихся с разным уровнем подготовки;
- снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;
- воспитание Я-концепции.
Пример использования технологии разноуровневого обучения:
8 класс, проверочная работа по теме: «Химические реакции».
Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
Zn + O2 → Zn O; 3) Fe + Cl2 → Fe Cl3
Ag + S → Ag2 S; 4) Na + Cl2 → Na Cl
Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:
Mg + ? → Mg O; 3) ? + Cl2 → Al Cl3
? + ?→ Al2 S3 ; 4) ? + O2 → Na2 O
Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:
1)FeCl2 ; 2) ZnCl2 ; 3) P2 O5 ; 4) Al2 S3
Технология игрового обучения
В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремлённость, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные учащиеся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. Дидактические игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. В игре ребёнок раскрепощается, исчезают скованность и неуверенность, а при достижении определённого успеха появляется желание играть вновь и вновь.
Цели обучения:
- расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков;
- воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
- развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей,, развитие мотивации учебной деятельности
Примеры использования технологии игрового обучения:
1)Лабиринты
Найдите путь, который приведет вас к финишу.

Лабиринт «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

2) Кроссворды по названиям химических элементов
Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: Ag, Br, Fe, Н, I, О, Sn.

3)Ребусы
Отгадайте названия химических элементов:


Ответы: а) железо, б) азот, в) мышьяк, г) медь, д) натрий, е) олово.
4) «Крестики-нолики»
Цель игры. Закрепить знания учащихся по определённым понятиям различных тем.
Азот | Оксид углерода (IV) | Водород |
Пыль | Кислород | Водяной пар |
Оксид углерода (II) | Озон | Благородные газы |
Выигрышный вариант – составные компоненты воздуха, концентрация которых практически не изменяется.
H2SO4 + CuO= | Cu + HCl = | NaOH + HCl = |
Zn + HCl = | H2O = | Ca + HCl = |
ZnO + HCl = | H2 + Cl2 = | CuO + H2 = |
Выигрышный путь составляют реакции, при которых образуется водород.
Cr2O3 | SO3 | CO |
CuO | Al2O3 | N2O |
H2O | N2O5 | Fe2O3 |
Выигрышный путь составляют оксиды элементов с одинаковой валентностью.
Золото | Медь | Вода |
Молоко | Клеточный сок | Кислород |
Кровь | Краска | Железо |
Выигрышный путь составляют чистые вещества
H2O | ZnO | BaCl2 |
NaOH | H2SO4 | KNO3 |
H2SiO3 | AgCl | Li2O |
Выигрышный путь составляют вещества - электролиты
Pb(NO3)2 | NaCl | NaHS |
Na2 SiO3 | Li2SO4 | CaCO3 |
Zn(OH)NO3 | Na3PO4 | Cu(OH)Cl |
Выигрышный путь составляют формулы средних солей
Технологии интегрированного обучения
Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках.
Причин этого явления множество:
Эмоциональная и информационная перегруженность ребёнка.
Возрастная неподготовленность к восприятию абстрактных понятий.
Неподготовленность ребёнка к чтению серьёзных текстов.
Сложность учебников и предлагаемых к ним методик.
Перед учителем возникают следующие задачи:
помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;
устранить разобщённость школьных предметов;
повысить интерес учащихся к учению;
повысить практическую направленность обучения.
Для решения этих задач возникает необходимость в применении технологии интегрированного обучения.
Интегрированному процессу присущи признаки взаимопроникновения одного учебного предмета в другой, логико-содержательная основа и педагогическая целенаправленность, относительная самостоятельность. Методика интегрированного урока отличается от методики традиционного урока тем, что преподаватели одновременно ведут урок по какой-либо теме. Необходимо, чтобы в структуре интегрированного урока
органически сочетались личности преподавателей и учеников, их взаимодействия друг с другом, чтобы данный урок представлял целостную психолого-педагогическую систему.
Пример: 10 класс: «Кислородсодержащие органические вещества» - химия, биология, экология;
«Нуклеиновые кислоты» - химия, биология;
Занятие-исследование по теме: «Влияние радиации на здоровье человека»- химия, биология, экология.
8 класс: интегрированное мероприятие по теме: «Интеллектуальный марафон» - биология, география, химия.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
Цель технологии критического мышления:
- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи;
Структура состоит из трёх технологических этапов - трёх стадий: 1стадия - вызов, 2 стадия - осмысление содержания, 3 стадия - рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Приёмы технологии РКМ целесообразно постепенно вводить с самого начала обучения химии. К числу наиболее эффективных приёмов технологии РКМ, используемых мною на уроках химии, относятся следующие:
1 стадия – Вызов Прием: «Покопаемся в памяти»
Например, 8 класс. Тема урока: « Металлы – простые вещества»
На листе бумаги ответить на вопросы: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?
Обсудить с партнером
Поделится своими знаниями о металлах со всеми
Учитель записывает на листе или на доске знания о металлах, обсуждают
2 стадия – Осмысление Прием «Маркировочная таблица»
Например, 8 класс. Тема урока: « Металлы – простые вещества»
«+» | «-» | «V» | «?» |
Металлы проводят тепло и электрический ток | Все металлы твердые вещества, исключение -ртуть | Семь металлов -семь планет | Пластичность золота(1 г.-3 км.) |
Металлы имеют блеск | Самый блестящий металл - железо | Обладают пластичностью и ковкостью | Почему проводят тепло? |
3 стадия- Рефлексия Прием «Синквейн»
Синквейн – (происходит от французского «cinq» - пять) это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Правила написания синквейна:
первая строка – тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем существительным;
вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
пятая строка – одно слово – синоним первого, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Например, 8 класс. Тема урока: « Металлы – простые вещества»
Металлы
Разнообразные, аллотропные
Куются, проводят, блестят
Нет правил без исключения
Антиподы
10 класс. Тема: «Многоатомные спирты»
Глицерин
Сладкий, густой
Растворяется, притягивает, предохраняет
Сиропообразная жидкость
Трехатомный спирт.
Информационно-коммуникационные технологии «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра»,— сказал известный ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи. И сейчас, когда миром правят информационные технологии, его слова стали особенно актуальны.
Интенсивное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование содержит в себе огромный развивающий потенциал. При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: объяснения нового материала (электронные учебники и издания, презентации к урокам), закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний (интерактивное тестирование).
В своей работе использую разнообразные Интернет-ресурсы: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/ Химическаяэнциклопедия, http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ занимательная химия, http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов.
Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творческие компетентности обучаемых.
Заключение. Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, что подтверждает гипотезу опыта работы. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии.