МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ON - LINE СЕРВИСОВ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
учитель биологии и химии
МБОУ СОШ №19
Артемовского городского округа
Пожидаева Наталья Юрьевна
г. Артем
2015 год
21 век - это период компьютерных технологий, когда человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, это необходимо для развития современного грамотного человека. Одной из задач, стоящей перед образованием, является овладение информационными, телекоммуникационными технологиями, для формирования обще-учебных навыков работы с информацией. В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе ИКТ.
К ИКТ относят:
компьютер
аудиосредства
видеоматериалы
Урок всегда был и остается главной организационной формой обучения, а с использованием ИКТ появились преимущества:
повышение наглядности;
увеличение темпа;
индивидуализация обучения;
объективная оценка знаний учащихся;
красочность;
увеличение информативности.
ИКТ – это средства, обеспечивающие базовую подготовку.
Как показывает опыт преподавания биологии и химии, эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы с использованием ИКТ:
элементы лекционно-семинарской системы;
организация проектной деятельности;
исследовательской работы;
экспериментальные задания.
Компьютер позволяет усилить мотивацию к учению у учащихся, устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе, обусловленный проблемами в знаниях.
Использование on-line сервисов на уроках химии и биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по химии и биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием on-line сервисов источником информации является не только учитель, но и сам ученик, а самое главное они в процессе обучения становятся партнерами.
Сегодня на своих уроках я применяю одну из новых технологий образовательной системы использование QR-кодов на уроках биологии и химии.
QR (Quick Response переводится как «быстрый ответ») коды представляют
собой миниатюрные носители данных, которые хранят текстовую
информацию объемом примерно в половину страницы формата А4. Эти
данные кодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде
белых и черных квадратов (могут быть выполнены и в других цветах).
QR- код содержит в себе и дополнительные данные, которые требуются для
правильного распознавания (декодирования) информации специальными
программами мобильных телефонов или иных устройств.
Разработала QR-код в 1994 году японская фирма Denso Wave.
Задача QR-кодов заключалась в хранении большого объема данных при небольшой площади их размещения. Процессу сканирования не должны препятствовать ни повреждение, ни частичное загрязнение кода.
Любой смартфон или достаточно современный телефон легко сможет
распознать и расшифровать данную информацию. Для этого нужно только
поднести камеру смартфона (или телефона) с установленной программой
для распознавания QR-кода к коду. Программа расшифрует код, а затем
предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в
содержимом кода.
Наиболее распространены в мире следующие форматы:
Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет
ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт,
избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в
адресной строке браузера.
Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки,
содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную
информацию в адресной книге телефона или компьютера.
Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной
почты и имя адресата.
SMS. Нередко для участия в мероприятии, акции, игре требуется отправить SMS. QR-код избавит вас от необходимости набора текста.
Можно отсканировать код и получить готовое к отправке сообщение.
Географические данные. В QR-коде могут быть зашифрованы геоданные. Это позволяет посмотреть расположение того или иного объекта, например, в «Картах Google».
Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения до информационной справки.
Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.
В той или иной форме учащиеся ежедневно работают с информацией. Они
осуществляют поиск, обработку, накопление, переводят из одной формы в
другую и т.д. Использование сервисов для различных видов обработки
информации может оказать помощь педагогам в урочной и внеурочной
деятельности.
Немного о возможности использования системы QR кодов в прикладной
деятельности в образовательном учреждении:
мультимедийные источники, и ресурсы, помогающие решить ту или
иную задачу. Распечатав коды их можно вклеивать непосредственно в
тетради или записные книжки школьников.
ссылок, информационные блоки, комментарии и др.
размещать на информационных стендах с информацией, как видео или
мультимедиа комментарий (в виде ссылок), к объявлению анонсу или
иному материалу. Это позволит значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов не
только библиотеки, но и учебного кабинета.
музея при размещении кода для комментариев, ссылок на мультимедиа
ресурсы.
интересующую их информацию, материалы интегрированного урока,
когда урок проводится с использованием материалов школьного музея.
материал, выполненный в виде карточек с различными вариантами
заданий.
Есть специальный сервис ClassTools.NET, который позволяет создавать такие задания в виде QR кодов (есть и другие формы).
Можно эффективно использовать при проведении различных эстафет, игр, мероприятий, когда на одном из этапов (по любому предмету или на внеклассном мероприятии) задание будет предложено в виде QR кода. Прочитав который можно будет выполнить задание.
QR коды можно размещать на визитках (бумажных или электронных),
на бейджиках участников различных мероприятий, конференций,
слетов и т.д.
троп, экскурсионных маршрутов в качестве источника информации для
посетителей.
нанесение на визитные карточки, футболки, рекламные вывески,
плакаты и многое другое (школьный сайт, проект, сообщество и др.)
Таким образом, QR-код может использоваться везде: начиная от обычного плаката и заканчивая поздравительной открыткой! Все ограничивается
только фантазией. В РФ QR-код пока еще не получил большого признания.
Сотовые телефоны имеют почти все (школьники, педагоги, родители и др.),
что и позволяет широко использовать возможности этих технологий в практической деятельности.
Создать QR-код не сложно. С учетом того, что эти коды не были лицензированы, каждый желающий может не только использовать, но и создавать их совершенно бесплатно. Для создания и продвижения QR кодов
имеется множество сервисов и программ. Коды можно сохранять в виде
графического изображения форматах (JPEG, PNG или TIFF), распечатать,
непосредственно внедрить в публикуемый документ, послать по электронной почте, опубликовать в сети интернет.
Онлайн сервис для создания QR кодов:
Для распознавания QR кодов разработано множество программ и различных
сервисов. Распознавать коды можно следующим образом:
на него;
компьютера/ноутбука
ссылку на страничку с кодом.
Наиболее популярна программа считывания кодов с помощью смартфона
или ВЕБ камеры компьютера QuickMark
http://www.quickmark.com.tw/En/basic/downloadMain.asp