СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование педагогических и информационных технологий и их элементов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  содержит обзор современных педагогических  технологий, подходов и их классификацию с учетом обоснования выбора и практической результативности.

Просмотр содержимого документа
«Использование педагогических и информационных технологий и их элементов»

Коми Республикаса йöзöс велöдан да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми


Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»





Использование педагогических и информационных технологий

и их элементов педагогами

ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»

















Сыктывкар, 2017 г



Статья «Использование педагогических и информационных технологий

и их элементов педагогами ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» /Составитель:

Черепянская Н.Ф – преподаватель математики, высшая квалификационная категория


Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждения «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» , 2017. –15с.


Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин протокол № 5 от 18 января 2017 года.































Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………………………… 4

1.Современные педагогические подходы и технологии в ГПОУ «СТТТ»………………………………………………………………………...5

2. «Использование педагогических и информационных технологий и их элементов педагогами ГПОУ «СТТТ» (Таблица 1)………………………..9

3. Требования к уроку современного типа (Таблица 2)…………………...13

4. Источники информации…………………………………………………..15







Пояснительная записка

Статья подготовлена к проведению Единого Педагогического Дня на муниципальном уровне среди образовательных учреждений СПО

г. Сыктывкара и содержит обзор современных педагогических подходов и технологий, используемых педагогами ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» и их классификацию с учетом обоснования выбора и практической результативности.







Современные педагогические подходы и технологии

В ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности студента. ФГОС нового поколения определяет требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. В содержании образования четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия обучения.

Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе ГПОУ «СТТТ».

  • Термин «Технология» происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

  • Ядро любой технологии – это цель - средства - правила их использования - результат.

  • Педагогическая технология – это целостный научно-обоснованный проект определенной педагогической системы от ее творческого замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.



Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает наличие целей и способов их достижения.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

  • совместная деятельность преподавателя и обучающихся;

  • совокупность приемов, методов;

  • проектирование и организация процесса обучения;

  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала обучающихся.

Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. 



Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?



  • Научность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

  • Системность - наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

  • Управляемость - возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

  • Эффективность - гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность  по результатам и оптимальность по затратам.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии и подходы:

  • Информационно – коммуникационная технология (ИКТ)

  • Технология развития критического мышления (ТРКМ)

  • Технология личностно-ориентированного обучения  

  • Проектная технология

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технология проблемного обучения

  • Игровые технологии

  • Модульная технология

  • Технология мастерских

  • Кейс – технология

  • Технология интегрированного обучения

  • Коллективная система обучения (КСО)

  • Системно - деятельностный подход

  • Дистанционное обучение

  • Технология портфолио

  • Технологии дополнительного образования (внеурочная      деятельность)

Использование современных развивающих технологий позволит обеспечить формирование универсальных учебных действий, базовых компетентностей современного человека:

  • Информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)

  • Коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

  • Самоорганизации (умение ставить цели, планировать личностные ресурсы)

  • Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении жизни, формировать ценности, которые всегда были приняты в обществе - добро, мир, справедливость, терпение, обеспечивая тем самым успешность и конкурентоспособность)



Педагогические технологии ориентированы на формирование положительной мотивации к приобретению новых знаний, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору, охрану здоровья.



Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого обучающегося в разные виды деятельности.




Использование педагогических и информационных технологий

и их элементов педагогами


Таблица1

Технология

Обоснование выбора технологии

Практическая результативность применения технологии

Традиционные технологии

Классно-урочная система. Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

Организационная четкость.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.


Обеспечивается первоначальная ориентировка в материале, а достижение более высоких уровней перекладывается на ВСР.


Технологии развивающего обучения Личностно ориентированные технологии обучения


Гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения; оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки; использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники;

Формирование положительной мотивации к образовательному процессу; интенсификация коммуникативной среды; развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору; охрана здоровья обучающихся

Дифференцированное обучение

Эффективность процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Разработка и выполнение заданий разного уровня сложности с обязательной оценкой

Технология проектного обучения


Характеризуется высокой коммуникативностью: у студентов формируется умение работать в команде, возможность саморазвития: творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Целесообразно применять элементы технологии проектного обучения в конце изучения темы, раздела

Обучающийся сам активно участвует в получении знаний, приобретает умения и навыки анализировать систематизировать, классифицировать учебный материал, делать выводы, выражать свое мнение

активное включение в реальную деятельность Ребята, освоившие проектную технологию, более успешны в учебе, они быстрее адаптируются у современных реалиях.

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

 Приемы: «Кластер»,      «Мозговой штурм»          Интеллектуальная разминка

Написание эссе

Составление синквейнов и др. приемы

Эффективность процесса обучения; оптимизация деятельности и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки.

Обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Игровые технологии

Предметная игра (математика, физика и др.)

Деловая игра

Сюжетно-ролевые игры

Стимулирование познавательной деятельности, в процессе которого обучающиеся получают навыки общения, обобщают и систематизируют знания, приобретают навыки: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

Активизируется мыслительная деятельность, формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к изучению предмета. Повышается коммуникабельность обучающихся, исчезает болезненная реакция на неудачные ответы.

Проблемное обучение

Проектная деятельность



Организация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.



Способствует достижению высокого уровня умственного развития, формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения и умение практически применять полученные знания.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

ИКТ

Приобщение к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий, ориентироваться в информационном пространстве, овладение информационной культурой, умение представить опыт и выявить его результативность.

Формирование устойчивого интереса и стремление к самообразованию;

Развитие коммуникативных компетенций; Использование ИКТ в учебном процессе: подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего); применение на уроках, во внеклассной работе, в учебно- исследовательской деятельности

Здоровьесберегающие технологии

Обеспечение обучающемуся  возможности сохранения здоровья в период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в   жизни, в профессиональной деятельности.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, соблюдение санитарно - гигиенических требований на уроке и во внеурочной деятельности, правил техники безопасности; создание благоприятного психологического климата, ; снижение показателей заболеваемости, травматизма

Интерактивные технологии

Кейс-технологии

Фокус-группы

Групповые обучающие методики, объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли


Формирование коммуникабельной личности, формируют интерактивные умения, позволяющие взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, увеличивают эффективность усвоения учебного материала, развитие навыков анализа и критического мышления, оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности, выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Технология интегрированного обучения

Способствует формированию разносторонне развитой личности,

является источником нахождения новых связей между предметными областями. Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.





Углубляют знания, расширяют кругозор, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

способствуют развитию навыков и умений сравнивать, обобщать, делать выводы.





Требования к уроку современного типа

Таблица 2


Требования к уроку


Традиционный урок

Урок современного типа

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

  • В приоритете самостоятельная работа обучающихся, а не педагога.

  • Должен осуществляется практический, деятельностный подход.

  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

  • Педагог сам ставит цели и задачи;

  • Педагог сам мотивирует за счет внешних стимулов;

  • Педагог сам выбирает подходящие средства обучения; Педагог полностью организует и регламентирует все действия обучающихся;

  • Педагог сам подводит обучающихся к тому результату, который был им намечен;

  • Педагог сам оценивает результаты.



  • Цели и задачи вырабатываются совместно в процессе занятия; Мотивация и опора на внутренние мотивы обучающегося;

  • Происходит совместный выбор наиболее эффективных средств обучения с учетом вариативности и в соответствии с возможностями обучающихся;

  • Важно достижение личностно-значимого результата обучающегося, на первом плане – его внутренние позитивные изменения;

  • Предполагает производить самооценку результатов своей работы самими обучающимися.



Типы традиционных уроков:


  1. Урок сообщения новых знаний

  2. Урок повторения и закрепления

  3. Комбинированные уроки

  4. Контрольные уроки

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

( путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, интегрированные уроки и т.п.)

Тип №2. Урок рефлексии (Сочинение, эссе, синквейн, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра и т.п.)

Тип №3. Урок систематизации знаний (урок общеметодологической направленности)

(Конкурс, конференция, экскурсия, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция и т.п.)

Тип №4. Урок развивающего контроля

(Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы и т.п)








Источники информации:

  1. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс].Образовательный портал – Электронный журнал Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79genera-didactic-techniques/ues/4899-201

  2. Чмулева О. В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 155-158. [Электронный ресурс]. Электронный журнал Молодой ученый Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8693/

  3. -Современные образовательные технологии, как основное средство реализации ФГОС [Электронный ресурс]. Инфоурок Режим доступа:https://infourok.ru/sovremennie-obrazovatelnie-tehnologii-kak-osnovnoe-sredstvo-realizacii-fgos-1366526.html

  4. Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа http://konkurs2016.ru/konferencii/informacionnye-tehnologii-v-sovremennom-obrazovatelnom-processe-v-usloviah-realizacii-fgos

  5. Постулаты современного образования - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa

  6. Особенности технологий - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa

  7. Инновации как средство развития российских школ - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa

  8. Таблица "Педагогические технологии: классификация по Г. К. Селевко". Классификация современных педагогических технологий в ДОУ по ФГОС (таблица) - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa

  9. Признаки педагогических технологий - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa

  10. На что ориентированы педагогические технологии? - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa

12