Коми Республикаса йöзöс велöдан да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
Использование педагогических и информационных технологий
и их элементов педагогами
ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
Сыктывкар, 2017 г
Статья «Использование педагогических и информационных технологий
и их элементов педагогами ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» /Составитель:
Черепянская Н.Ф – преподаватель математики, высшая квалификационная категория
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждения «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» , 2017. –15с.
Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин протокол № 5 от 18 января 2017 года.
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………………………… 4
1.Современные педагогические подходы и технологии в ГПОУ «СТТТ»………………………………………………………………………...5
2. «Использование педагогических и информационных технологий и их элементов педагогами ГПОУ «СТТТ» (Таблица 1)………………………..9
3. Требования к уроку современного типа (Таблица 2)…………………...13
4. Источники информации…………………………………………………..15
Пояснительная записка
Статья подготовлена к проведению Единого Педагогического Дня на муниципальном уровне среди образовательных учреждений СПО
г. Сыктывкара и содержит обзор современных педагогических подходов и технологий, используемых педагогами ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» и их классификацию с учетом обоснования выбора и практической результативности.
Современные педагогические подходы и технологии
В ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности студента. ФГОС нового поколения определяет требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. В содержании образования четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия обучения.
Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе ГПОУ «СТТТ».
Термин «Технология» происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Ядро любой технологии – это цель - средства - правила их использования - результат.
Педагогическая технология – это целостный научно-обоснованный проект определенной педагогической системы от ее творческого замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.
Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает наличие целей и способов их достижения.
Выделяют следующие признаки технологии обучения:
совместная деятельность преподавателя и обучающихся;
совокупность приемов, методов;
проектирование и организация процесса обучения;
наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала обучающихся.
Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?
Научность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность - наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость - возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность - гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии и подходы:
Информационно – коммуникационная технология (ИКТ)
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Технология личностно-ориентированного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Коллективная система обучения (КСО)
Системно - деятельностный подход
Дистанционное обучение
Технология портфолио
Технологии дополнительного образования (внеурочная деятельность)
Использование современных развивающих технологий позволит обеспечить формирование универсальных учебных действий, базовых компетентностей современного человека:
Информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
Коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать личностные ресурсы)
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении жизни, формировать ценности, которые всегда были приняты в обществе - добро, мир, справедливость, терпение, обеспечивая тем самым успешность и конкурентоспособность)
Педагогические технологии ориентированы на формирование положительной мотивации к приобретению новых знаний, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору, охрану здоровья.
Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого обучающегося в разные виды деятельности.
Использование педагогических и информационных технологий
и их элементов педагогами
Таблица1
Технология | Обоснование выбора технологии | Практическая результативность применения технологии |
Традиционные технологии | Классно-урочная система. Объяснительно-иллюстративные технологии обучения Систематический характер обучения. Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала. Организационная четкость. Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. | Обеспечивается первоначальная ориентировка в материале, а достижение более высоких уровней перекладывается на ВСР. |
Технологии развивающего обучения Личностно ориентированные технологии обучения | Гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения; оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки; использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники; | Формирование положительной мотивации к образовательному процессу; интенсификация коммуникативной среды; развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору; охрана здоровья обучающихся |
Дифференцированное обучение | Эффективность процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. | Разработка и выполнение заданий разного уровня сложности с обязательной оценкой |
Технология проектного обучения | Характеризуется высокой коммуникативностью: у студентов формируется умение работать в команде, возможность саморазвития: творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Целесообразно применять элементы технологии проектного обучения в конце изучения темы, раздела | Обучающийся сам активно участвует в получении знаний, приобретает умения и навыки анализировать систематизировать, классифицировать учебный материал, делать выводы, выражать свое мнение активное включение в реальную деятельность Ребята, освоившие проектную технологию, более успешны в учебе, они быстрее адаптируются у современных реалиях. |
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Приемы: «Кластер», «Мозговой штурм» Интеллектуальная разминка Написание эссе Составление синквейнов и др. приемы | Эффективность процесса обучения; оптимизация деятельности и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки. | Обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. |
Игровые технологии Предметная игра (математика, физика и др.) Деловая игра Сюжетно-ролевые игры | Стимулирование познавательной деятельности, в процессе которого обучающиеся получают навыки общения, обобщают и систематизируют знания, приобретают навыки: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний. | Активизируется мыслительная деятельность, формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к изучению предмета. Повышается коммуникабельность обучающихся, исчезает болезненная реакция на неудачные ответы. |
Проблемное обучение Проектная деятельность | Организация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. | Способствует достижению высокого уровня умственного развития, формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения и умение практически применять полученные знания. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. |
ИКТ | Приобщение к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий, ориентироваться в информационном пространстве, овладение информационной культурой, умение представить опыт и выявить его результативность. | Формирование устойчивого интереса и стремление к самообразованию; Развитие коммуникативных компетенций; Использование ИКТ в учебном процессе: подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего); применение на уроках, во внеклассной работе, в учебно- исследовательской деятельности |
Здоровьесберегающие технологии | Обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья в период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в жизни, в профессиональной деятельности. | Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, соблюдение санитарно - гигиенических требований на уроке и во внеурочной деятельности, правил техники безопасности; создание благоприятного психологического климата, ; снижение показателей заболеваемости, травматизма |
Интерактивные технологии Кейс-технологии Фокус-группы | Групповые обучающие методики, объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли | Формирование коммуникабельной личности, формируют интерактивные умения, позволяющие взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, увеличивают эффективность усвоения учебного материала, развитие навыков анализа и критического мышления, оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности, выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п. |
Технология интегрированного обучения | Способствует формированию разносторонне развитой личности, является источником нахождения новых связей между предметными областями. Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. | Углубляют знания, расширяют кругозор, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. способствуют развитию навыков и умений сравнивать, обобщать, делать выводы. |
Требования к уроку современного типа
Таблица 2
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа обучающихся, а не педагога. Должен осуществляется практический, деятельностный подход. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. | Педагог сам ставит цели и задачи; Педагог сам мотивирует за счет внешних стимулов; Педагог сам выбирает подходящие средства обучения; Педагог полностью организует и регламентирует все действия обучающихся; Педагог сам подводит обучающихся к тому результату, который был им намечен; Педагог сам оценивает результаты. | Цели и задачи вырабатываются совместно в процессе занятия; Мотивация и опора на внутренние мотивы обучающегося; Происходит совместный выбор наиболее эффективных средств обучения с учетом вариативности и в соответствии с возможностями обучающихся; Важно достижение личностно-значимого результата обучающегося, на первом плане – его внутренние позитивные изменения; Предполагает производить самооценку результатов своей работы самими обучающимися. |
| Типы традиционных уроков: Урок сообщения новых знаний Урок повторения и закрепления Комбинированные уроки Контрольные уроки | Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков ( путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, интегрированные уроки и т.п.) Тип №2. Урок рефлексии (Сочинение, эссе, синквейн, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра и т.п.) Тип №3. Урок систематизации знаний (урок общеметодологической направленности) (Конкурс, конференция, экскурсия, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция и т.п.) Тип №4. Урок развивающего контроля (Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы и т.п) |
Источники информации:
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс].Образовательный портал – Электронный журнал Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79genera-didactic-techniques/ues/4899-201
Чмулева О. В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 155-158. [Электронный ресурс]. Электронный журнал Молодой ученый Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8693/
-Современные образовательные технологии, как основное средство реализации ФГОС [Электронный ресурс]. Инфоурок Режим доступа:https://infourok.ru/sovremennie-obrazovatelnie-tehnologii-kak-osnovnoe-sredstvo-realizacii-fgos-1366526.html
Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа http://konkurs2016.ru/konferencii/informacionnye-tehnologii-v-sovremennom-obrazovatelnom-processe-v-usloviah-realizacii-fgos
Постулаты современного образования - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa
Особенности технологий - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa
Инновации как средство развития российских школ - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa
Таблица "Педагогические технологии: классификация по Г. К. Селевко". Классификация современных педагогических технологий в ДОУ по ФГОС (таблица) - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa
Признаки педагогических технологий - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa
На что ориентированы педагогические технологии? - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa
12