СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование поликультурного материала в коррекционной школе I – II вида для развития речевых умений у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Просмотр содержимого документа
«Использование поликультурного материала в коррекционной школе I – II вида для развития речевых умений у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста»

А.В. Иванова

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 19» г. Саранска

Республики Мордовия


Использование поликультурного материала в коррекционной школе III вида для развития речевых умений у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В том числе и опыта жизни в поликультурном обществе.

Именно поликультурное образование в наше время является одним из условыи успешной социализации глухих и слабослышащих детей. Цель поликультурного образования: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии с людьми.

Любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Снижение или отсутствие слуха ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формировании устной речи, негативно отражается на психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

На современном этапе перед коррекционной школой стоят следующие задачи: повысить качество социально-образовательных услуг через внедрение современных методов слухоречевой работы, инновационных образовательных технологий и эффективных механизмов индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха, а также формирование коммуникационных компетенций. В отличие от общеобразовательных школ, где ведущим компонентом образовательного процесса является обучение, ведущим компонентом в образовательном процессе школы-интерната является коррекционная работа с личностью ребёнка.

В рамках разработки Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения компетентностный подход и концепция формирования универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов) определяют формирование и развитие коммуникативной компетенции в качестве и цели, и промежуточного результата обучения.

Проблема изучения коммуникативной компетентности в специалной педагогике представлена единичными исследованиями (О. В. Беляева, С. В. Дель, О. В. Дзюба, Е. А. Чернышева). В сурдопедагогике вопросы речевой коммуникации глухих и слабослышащих являлись основополагающими с момента ее становления как науки.

В отношении учащихся с нарушениями слуха под коммуникативной компетентностью понимается способность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме с соблюдением социальных норм речевого поведения, с применением речевых знаний, умений и навыков, включая навыки качественного восприятия и воспроизведения устной речи.

Развитие речевых умений у глухих и слабослышащих детей происходит на всех уроках и во внеурочное время на основе поликультурного материала.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются, в том числе на уроках русского языка и литературного чтения, затем закрепляются во время самоподготовки.

К примеру, на уроке русского языка берём текст «Мой город Саранск». На основе данного текста повторяем пройденные правила, выделяем орфограммы.

Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Произведения мордовских писателей анализируем с учащимися, каждый высказывает своё мнение. На таких уроках создаём ситуацию диалога, который позволяет не только общаться, но и способствует успешному усвоению материала. Активно применяем такие задания, как рисование, инсценировки, работа в группе, в парах.

На уроках окружающего мира и во время проведения самоподготовки в процессе изучения новых тем, таких как: «Город, где мы учимся», «Родная страна», «Знакомство с городом (улицы, площади, транспорт)», достопримечательности города, республики», «Главная улица (площадь)», «Памятники, «Растения Мордовии» и др., применяем различные формы для развития коммуникативных умений.

Из форм работы, стимулирующих совершенствование речевых умений учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии в лес, парк, по улицам и площадям города Саранска (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов).

Активно проводим творческие игры: «Цветик – семицветик», «Предметная игра «Что? Где? Когда?» и т. д.

На уроках ППО (предметно – практического обучения) дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из природного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п. Здесь интересен приём «Маленький учитель», где «маленький учитель» распределяет обязанности между всеми учащимися.

Активизация коммуникативной деятельности глухих и слабослышащих школьников младшего возраста на основе поликультурного материала предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению и реализации задач поликультурного образования и воспитания. Общение – неотъемлемая часть любого урока и внеурочной деятельности, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе– М.; «Просвещение» – 2008.

2. Багрова, И. Г. Монография. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников / Багрова И. Г., ИКП РАО. М. 1993.

3. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества – М: ВАКО – 2009

4. Электронный ресурс:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/