Беляцкая Надежда Владимировна –
учитель начальных классов
МБОУ №5 имени О.И Семенова – Тян -Шанского
(сл1) Использование потенциала урочной и внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников
(сл2)
(сл3)Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Без наличия этих компонентов нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
(сл4)В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, через урочную и внеурочную деятельность.
(СЛ5)В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
(сл6))
Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным, но недавно оно было недостаточно востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства. Положение изменилось с принятием правительством государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», благодаря которой школы получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию.
(сл7) Известно, что патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Именно в семье закладывается социокультурное пространство, где осуществляется преемственность поколений, социализация и культурное развитие детей, которое включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
Но семья не способна существовать автономно. Она находится в постоянном взаимодействии с учебно-воспитательными учреждениями, трудовыми коллективами, культурно-досуговыми учреждениями и в конечном счете государством.
(сл8) Задача педагога в этом случае – организовать такое взаимодействие школы и семьи, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Нами накоплен опыт работы с младшими школьниками по изучению истории своей страны, родного края в процесс урочной и внеурочной деятельности.
(сл9)Начнем с того что наша школа МБОУ №5 города Мончегорска носит имя известного советского натуралиста, патриарха Лапландского заповедника Олега Измайловича Семёнова-Тян-Шанского. Один раз в год посвящаем классный час, чтобы рассказать о жизни этого удивительного человека.
(сл10) Еженедельно на классном часе отвожу до 15 минут, чтобы дети могли рассказать о новостях , которые произошли за неделю в стране и мире, в нашем городе.
1-2 сентября проводятся классные часы, посвященные памяти жертв Беслана, трагедии, которая произошла 1сентябя 2004 г
(сл11) В нашей школе есть «Уголок героя» Сотрудника Госбезопасности России
капитана Николаева Андрея Владимировича, который учился в нашей школе и геройски погиб на Северном Кавказе 16 апреля 2002 г. в бою с бандой террористов награждён орденом мужества посмертно
Каждый год посвящаем классный час рассказу о подвиге героя, возлагаем цветы.
В нашей школе есть музей памяти героев ВОВ. Ежегодно к 9 мая мы посещаем музей, приглашаем ветерана войны, где он рассказывает детям о подвигах героев и обычных людей в дни ВОВ. В нашем городе есть образовательное учреждение Лицей. В годы Войны это был госпиталь. Рассказываем детям в том числе и том как наши люди работали в тылу.
(сл12) К 9 мая с учениками ходим к памятнику «Защитникам Заполярья» возлагаем цветы, рассказываем о подвигах наших воинов.
(сл13) Ежегодно посещаем праздник «День города», рассказываем об истории создания нашего города, проводим экскурсии по городу с заездами к памятникам и обзором.
За время обучения в школе стараемся посетить с детьми 4-х и старших классов воинское захоронение, которое есть нашем городе.
(сл14) Проводятся экскурсии на ледокол-музей «Ленин», к памятнику
неизвестному солдату. (Проблема – организация перевозок детей…)
(сл15) С учениками классов участвуем в городских акциях ко дню«Пожилого человека», изготавливаем открытки своими руками, называем этот праздник «День мудрого человека». Изготавливаем открытки к 23 февраля, 9 мая. Ветераны – учителя закреплены за каждым классом, дети поздравляют учителей с праздниками, приглашают на концерты , которые проходят у нас в школе.
Участвуем в городской акции и помогаем хосписам (Апатиты, Африканда, Мончегорский дом милосердия)
В группе ВК объявляют очередную акцию – сбор материалов, изготовление поделок. Наша школа всегда откликается на эти призывы.
(сл16) Вовлекаем детей принимать участие в краеведческих проектах «Наш край», «Улицы нашего города», «Озера Кольского полуострова», «Памятники нашего города», «Памятники Мурманска»и т.д. Здесь представлены фотографии, где дети изготовили книгу о Мончегорске.
(сл17) Патриотизм – это, в том числе, и гордость за свою страну, за ее успех и в экономике, культуре, спорте. В нашей школе есть педагог, который активно продвигает спорт в массы и вовлекает окружающих в спортивную деятельность. Нам посчастливилось побывать в Мурманске на эстафете передачи Олимпийского огня и поддержать нашу коллегу – участника Гибадуллину Татьяну Геннадьевну. В
группе поддержки были и дети, и родители и учителя. Это ли не воспитание патриотизма?
(сл.18)
Ежегодно учителя и ученики нашей школы участвуют в традиционном массовом забеге «Лыжня дружбы» . Само название ярко демонстрирует идею воспитаничя патриотизма и гордости за свой народ в таких мероприятиях, дружбу между народами. Учителя проводят агитацию среди детей, затем обмениваются впечатлениями о поездке. В нашей школе есть педагог, который активно продвигает спорт в массы и вовлекает окружающих в спортивную деятельность. Нам посчастливилось побывать в Мурманске на эстафете передачи Олимпийского огня и поддержать нашу коллегу – участника Гибадуллину Татьяну Геннадьевну. В
группе поддержки были и дети, и родители и учителя. Это ли не воспитание патриотизма?
(сл.19) По итогам работы провожу диагностику, направленную на выявление уровней воспитанности у моих воспитанников.
Уровень воспитанности | 1 класс (2011-2012) | 2 класс (2012-2013) | 3 класс (2013-2014) | 4 класс (2014-2015) | 1 класс (2015-2016) | 2 класс (2016-2017) |
высокий(%) | 1 | 4 | 8 | 20 | 4 | 20 |
хороший(%) | 16 | 24 | 20 | 20 | 16 | 20 |
средний(%) | 68 | 60 | 64 | 60 | 72 | 60 |
низкий (%) | 12 | 12 | 8 | 0 | 8 | 0 |
Данные диаграммы показывают рост количества обучающихся с высоким и хорошим уровнями воспитанности
Спасибо за внимание.