СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов работы с текстами здоровьесберегающей направленности на уроках русского язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить содержание учебного курса "Русский язык в начальной школе" возможно за счет текстовых материалов, которые помогут формировать позитивную мотивацию к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках русского языка. Для этой цели можно использовать такой вид наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических упражнений как диктант, списывание текста и изложение. Тексты со здоровьесберегающим содержанием дадут возможность каждому учителю не только проверить грамотность своих воспитанников, но и помогут формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов работы с текстами здоровьесберегающей направленности на уроках русского язык»

Использование приемов работы с текстами здоровьесберегающей направленности на уроках русского языка с учащимися 2 – 4 классов.



Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин [1]. 

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

М. М. Бахтин (известный мыслитель 20 века) говорил: «Где нет текста, там нет и объекта для мышления» [2] Тексты окружают человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, смс – сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. Поэтому в методике преподавания русского языка активно внедряется в школьную практику текстоориентированный подход, то есть «текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля»

Текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.

Традиционное содержание учебного курса «Русский язык» в начальной школе не способствует в полной мере сформировать позитивную мотивацию к здоровому образу жизни школьников. Составленное методическое пособие «Тексты о ЗДОРОВЬЕ на уроках русского языка в начальной школе» позволяет обогатить и расширить информационное содержание практических заданий, предложенных учащимся для использования в наиболее употребительных письменных грамматико – орфографических упражнениях.

Способствуя развитию творческих способностей, формированию у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре, учащимся было дано задание: сбор материала, его обработка, создание собственных статей по темам «Организм человека», «Гигиена», «Здоровое питание», «Вредные привычки», «Правила ОБЖ», «Режим дня», «Спорт и туризм»

Полученный текстовый материал был обработан и адаптирован для основных способов проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков: письмо под диктовку, списывание, написание изложений и письма по памяти.

Сборник «Текстов о ЗДОРОВЬЕ» рассчитан на учащихся 2 - 4 классов, без деления материала по программам каждого класса: некоторые тексты по степени сложности могут быть использованы не для письма под диктовку, а для списывания или выборочного диктанта. Каждый учитель, в соответствии с подготовленностью класса, сообщает о постановке знаков препинания, неизученных орфограммах.

Такого содержания тексты можно использовать по-разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для индивидуальной проверки знаний. Отдельные предложения можно разбирать на синтаксических пятиминутках, небольшие тексты предлагать детям для запоминания и письма по памяти. Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом уроке русского языка желательны орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы. Для этих целей можно использовать и такой вид письменных упражнений, как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Их можно использовать на уроке для комментированного письма.

Для того, чтобы на основе текста формировать коммуникативные умения учащихся, недостаточно текст использовать в качестве дидактического материала. Необходимы определенные приемы работы с текстом для их формирования.

Предлагаю рассмотреть работу с текстами здоровьесберегающей направленности на основе применения приемов технологии развития критического мышления [3]

  • «Письмо с дырками»

Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы при изучении нового материала. На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок. Например:

Что можно увидеть в глазу, рассматривая его?

Цветное колечко. Это радужная оболочка или .... От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – … . В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это - …. . Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на … глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в … , и человек видит то, на что глядит.

  1. слова)


Слова для справок: радужка, роговица, зрачок, сетчатка, мозг.



  • «Инсерт»

Вместо традиционных вопросов, позволяющих учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание. Сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу, предлагаю прием «инсерт».

Во время самостоятельного знакомства с текстовым материалом учащиеся делают на полях пометки:

«V» - знаю

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы



  • «Синквейн»

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Рассмотрим использование приема на примере текста

«Лекарственные растения твоего края»

Природа дает человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, ромашка, шиповник, черемуха, береза, липа, дуб, ель, пижма, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Пример синквейна к тексту:

Лекарства (существительное, выражающее главную тему)

природные, научные (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Дает, растут, собрать (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Не перечесть всех природных врачей. (фраза, несущая определенный смысл)

Растения (заключение в форме существительного)

  • «Сочинения - миниатюры по пословицам о здоровье»»

Творческий характер образовательного процессакрайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, но и служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если дети следуют им.

В качестве творческих работ использую сочинения – миниатюры по пословицам: Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест. Яблоко в день – уходит доктор в тень. Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье дает уменье. Терпенье и труд все перетрут! Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жует, тот долго живет. С курами ложись, с петухами вставай.


  • «Логические цепочки»

Проверить усвоение любой информации, логичность ее расположения помогает прием «логические цепочки» При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет еще раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

  • «ПОПС – формула»

При выполнении анализа текста часто использую прием «ПОПС – формула»

Позиция (я считаю, что проблема данного текста актуальна (неактуальна)

Объяснение (… потому, что…)

Пример (Могу доказать это на примере …)

Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что …)

Можно использовать данный прием на примере текста

Всегда ли вода чистая?

Самая чистая и самая полезная вода – талая, в первые 6 часов после размораживания. Недаром, птицы из южных краев летят на север. А больше всего долгожителей на Кавказе и в Якутии. Единственным общим условием их жизни является использование ледниковой воды. Чистой можно считать воду прокипяченную, которая в течение суток находилась в закрытом сосуде.



Новизна проекта.

Представленный дидактический материал не ставит целью привести примеры всех различных творческих заданий, которые успешно используются на уроках русского языка – здесь показана возможность скорректировать содержание практических заданий с использованием текстов со здоровьесберегающим содержанием, призывающих учащихся снова и снова задуматься над смыслом и целью жизни, познакомиться с мыслями великих людей о любви к природе и о ее охране, о труде, о правильном питании, о спорте, об активном отдыхе. Эти темы повторяются в разных классах, и таким путем осуществляется принцип преемственности не только в смысле повторения и закрепления правил орфографии и пунктуации, но и в смысле преемственности идей. Тексты помогают учителю обратить внимание школьников на их интеллектуальное, нравственное и физическое развитие, также пропагандировать здоровый образ жизни – составную часть российского образа жизни, играющую значительную роль в гармоничном развитии личности.

По моему замыслу, работа имеет большую практическую значимость. Вышеизложенный опыт по работе с текстом уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, успешно может использоваться педагогами начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.



Ожидаемые результаты.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.

Использование вышеперечисленных форм, методов и приёмов работы с тестом позволит учителю выполнить задачу, обозначенную в стандартах второго поколения.

При реализации проекта у учащихся произойдут следующие изменения:

  • Положительная динамика показателей детского здоровья под воздействием школьной среды.

  • Повышение приоритета здорового образа жизни

  • Улучшение психологического климата в коллективах.

  • Повышение мотивации к учебной деятельности.

  • Прирост учебных достижений.

  • Повышение активности учащихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях класса, школы, города.

  • Рациональное использование свободного времени.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей.



Список использованных источников

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы // Федеральный государственный образовательный стандарт.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626

  1. Бахтин М. М.  Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Цит. по Dustyattic

 http://dustyattic.ru/culture/mmbahtin_af

  1. Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. – http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html

Приложение 1



Тексты для диктантов.

  1. Сосна.

Тишина. Пахнет душистой смолой. Это редкое выносливое растение приносит большую пользу человеку. Ты можешь сам приготовить чудесный витаминный напиток из сосновой хвои. Возьми свежую хвою, помой и залей теплой водой. Через два часа процеживаешь и добавляешь немного уксуса и сахара. Готовый напиток по количеству витаминов превосходит лимонный сок.

(48 слов)



Грамматическое задание:

  1. Выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

  2. Раздели слова второго предложения на слоги. Расставь в словах ударение.

  1. Наша Волга.

Узкая тропа ведет к роднику. Светлая вода из родника бежит ручейком. Ручеёк мал, но вот он набрал силу. Здесь начало великой русской реки Волги. Низкие берега её покрыты ковром лугов и кустарников. Красота Волги прославлена в сказках, рассказах. Волга близка и дорога русским людям.

  1. слова)

Грамматическое задание:

  1. В первом и втором предложении подчеркни главные члены, укажи, каким частями речи они являются.

  2. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.

  1. Зимние забавы.

Много радости приносит зима детям.

Можно построить крепость из снега и поиграть в снежки. Прогулки на лыжах, катание на коньках и санках нельзя заменить другими развлечениями.

В прошлую субботу на спортивной площадке в нашем дворе проходил хоккейный матч. В нём участвовали несколько ребят из нашего класса. В это воскресенье мы бежим лыжный кросс по окрестным полям и рощам. Местность у нас холмистая. Нам предстоит съезжать с крутых спусков и объезжать ветвистый овраг.

(48 слов)



Грамматическое задание:

  1. Выпиши два слова проверяемой безударной гласной, подбери проверочные слова.

  2. Выпиши два слова с парной согласной, подбери проверочные слова.

  3. Выпиши два слова с непроизносимой согласной, подбери проверочные слова..



  1. Черемуха.

Наступила весна. Деревья черёмухи усыпаны гроздьями цветов. От них плывет крепкий запах. Он очищает воздух от микробов.

Осенью вместо цветов свисают черные костянки. Из сладких ягод варят вкусный кисель. Соком подкрашивают различные напитки.

Черемуха – лекарственное растение. Настой цветов используют при болезни глаз.

(51 слово)



Грамматическое задание:

  1. Выпиши слово, в котором букв меньше, чем звуков.

  2. В шестом предложении найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.

  3. Выполни фонетический анализ слова «черемуха».



5. Кто загрязняет окружающую среду?

Окружающую среду загрязняют люди и машины.

Человек себя считает покорителем природы. А дымящиеся трубы заводов выбрасывают в атмосферу пыль, дым, сернистый газ. Удобрения отравляют воду рек. Пластиковые пакеты и баночки грозят превратить Землю в планету мусора.

Наибольшую опасность представляют отходы промышленности. С каждым годом на Земле становится все меньше деревьев и все больше автомобилей.

Человечество идет по очень опасному пути. Оно должно задуматься о том, как спасти землю от гибели. (Настольная книга эрудита)

(70 слов)



Грамматическое задание:

  1. Выполни разбор по составу слова ЗАДУМАТЬСЯ.

  2. Разбери слова СЧИТАЕТ, ПЛАНЕТУ, ОПАСНОМУ как части речи.


6. Олимпийские игры.

Древние греки установили хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные и ловкие юноши Греции собирались около города Олимпия. Они соревновались в борьбе и беге, метали диск и молот.

Обычай был священным. В день начала игр прекращались все войны. Объявлялась общая война – спортивная.

Обычай дошёл до наших дней. Каждые четыре года лучшие спортсмены съезжаются на соревнования. Соревнования проходят в разных городах. Но называются они Олимпийскими играми. В память об играх в Древней Олимпии.

(По Дж. Родари)

(72 слова)



Грамматическое задание:

  1. Выполни синтаксический разбор девятого предложения.

  2. Определи падеж и склонение всех имен существительных первого абзаца.



7. Нос.

Нос – важная часть человеческого тела. Ты сделал вдох, втянул воздух. Он попал в нос и побежал по каналам. На их поверхности масса крошечных волосков. Волоски в постоянном движении. К ним прилипают пылинки.

Пройди по пыльной дороге. Вытри нос внутри платком. Темное пятно на нем покажет, сколько пыли осело на волосках. Так нос тщательно оберегает легкие от попадания в них грязи.

Внутренние стенки носа пронизаны тончайшими сосудами. По ним течет горячая кровь. Поэтому в носовых каналах жарко. Даже морозный воздух в них теплеет.

Вот почему надо дышать носом, а не ртом. Он спасет от грязи и простуды. (По А. Дорохову)

  1. слов)


Грамматическое задание:

  1. Выпиши все словосочетания из десятого предложения.

  2. Определи падеж и склонение всех существительных первого абзаца.

8. Северный лимон.

Сырые фрукты и овощи – главные источники витаминов. Больше всего витаминов удалось обнаружить в плодах красного сладкого перца. После него идут капуста, щавель, морковь, помидоры. Их нужно съесть в свежем виде.

А что делать зимой? Есть квашеную капусту! По объему витаминов её следует назвать нашим северным лимоном. Из неё можно приготовить прекрасный витаминный салат. Мелко порубить, добавить лук, заправить подсолнечным маслом – готово вкусное и полезное блюдо.

Его нужно съедать зимой хоть раз в день. Не следует считать квашеную капусту только будничной пищей. Если добавить клюкву, тертое яблоко, сливы, можно получить чудесное блюдо для праздничного стола.

(94 слова)



Грамматическое задание:

  1. Выпиши три слова с твердыми согласными звуками.

  2. Выпиши слова с непроверяемыми буквами в написании.

  3. Выполни фонетический разбор слова ТЁРТОЕ.


9. Силачи и тягачи.

Как объяснить подвижность человеческого тела? Приятно встречать спортивного склада людей с широкими плечами, мощной грудью, крепкой шеей, сильными руками и ногами. Что помогает им с легкостью играть тяжелеными гирями, выполнять сложные упражнения на узком бревне, развивать большую скорость на скользкой дорожке?

Главные силачи и тягчи – мышцы. Они прикреплены к большим и маленьким костям и заставляют их работать. Мы можем плясать, зажмуривать глаза, петь от радости. Все это чудесная работа мышц. А что заставляет работать сердце? Сердечная мышца. Кто помогает пище проходить от рта к желудку? Тоже мышцы. Только мы их не можем видеть. Они не на поверхности тела. (Г. Юдин)

(97 слов)



Грамматическое задание:

  1. Разбери по составу слова ПОДВИЖНОСТЬ, МАЛЕНЬКИМ, ПРОХОДИТЬ.

  2. Выпиши слова с парными согласными, подбери проверочные слова.

  3. Выполни фонетический разбор слова ТЁРТОЕ.


Приложение 2

Тексты для списывания.



1. Туберкулез.

Туберкулез - это хроническое инфекционное заболевание.

Чтобы не заболеть туберкулезом, нужно соблюдать следующие прави­ла гигиены: не пользуйся чужой зубной щеткой и полотенцем, спи на чистой постели и ешь из чистой посуды, избегай общения с человеком, который чи­хает и кашляет, не пей сырую воду и молоко.

Для укрепления организма употребляй пищу разнообразную и богатую витаминами, делай зарядку, занимайся спортом, проветривай комнату, чаще бывай на свежем воздухе.

(64 слова)



Грамматическое задание:

Списать, выделить изученные орфограммы.



2. Да здравствует мыло душистое!

Первое мыло открыли в д.лекие времена. Люди мылись глиной! Глина отлич.но спр.влялась со своей мыльной рол.ю, но даже придумав мыло, люди не слишком много внимания уделяли гигиене. Когда эти гр.знули пос.лились в г.родах, их продолжительность ж.зни была не велика. Ведь в густо населенных городах инфекция распространяется очень быстр. .

И только в середине XIX века произошла наконец санитарная р.волюция. Все поняли, что надо ч.ще мыть руки и пить только чистую воду!

(70 слов)


Грамматическое задание:

Списать, вставить пропущенные буквы, в скобках записать проверочные слова.



3. ***

Мойте руки мылом белым
Пропадут микробы навсегда
Защищают наше здоровье

Солнце, воздух, мыло и вода.

Смейтесь на здоровье
Будет все у вас в порядке.

Кушайте морковку,

Делайте с утра зарядку.

Грамматическое задание:

Озаглавить. Списать, определить части речи.



  1. Опасные растения.

Знаете ли вы, что замечательное цв.тущее дерево черемуха отг.няет мух и других насекомых? Черемуха выделяет летучие ядовитые вещества (синильную кислоту), поэтому рвать черемуху, а тем более ставить ее в букеты в комн.те – опасно для здоровья. Ядовитые р.стения часто имеют внешнее сходство с растениями неядовитыми. Нужно обязательно научиться их различать. У ядовитого растения все части содержат ядовитые вещества: и лист.я, и пл.ды, и корни. Нередко ядовитые растения внешне довольно привлекательны: разн.цветные листья, кру.ные, яркой окраски цв.ты, соч.ные ягоды. К некоторым растениям даже опасно прикасаться: в результате – ожоги и т.желые отравления. Грибы – тоже растения. Очень важно научиться собирать с.едобные грибы, правильно их готовить. А что делать, если случайно прикоснулся к ядовитому растению руками или телом, взял в рот ядовитый ст.белек или яг.ду? Нужно как можно быстрее тщ.тельно вымыть руки и пораженный уч.сток тела, промыть желудок и тут же обратиться к врач. .

(139 слов)

Грамматическое задание:

Списать, вставить пропущенные буквы, в скобках записать проверочные слова.


  1. Что полезно знать о питании.

Минеральн.. вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервн.. и мышечн.. ткани. Человеку необходимо 20 минеральн.. веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий, фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.

Это витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисов… зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово Vita – «жизнь» с «амин», получилось слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи – основн.. источники витаминов. (79 слов)



Грамматическое задание:

Спиши, дописывая окончания имен прилагательных.

  1. Как в старину люди укрепляли свое здоровье?

В стародавние времена, когда не было бань, люди парились в печках. С собой брали посудину с квасом и веник, предварительно его распарив. Человек ложился на солому, разбрызгивая в разные стороны квас или воду. От горячих стенок печи пар валил во все стороны, и человек начинал себя стегать веничком. Напарившись, вылезали из печи и сразу же выливали на себя ушат холодной воды. Конечно, в печи париться было не очень удобно. Поэтому бани стали строить на берегу рек или прудов. В углу бани делали небольшой очаг, на него клали булыжники. После того как булыжники раскалялись, на них из шайки выплескивали воду. Жаркий пар заполнял всю баню. Когда от жары невмоготу становилось, выбегали люди прямо голышом на улицу и сразу в речку или пруд бросались. Однако же потом опять в баню бежали. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека.

Грамматическое задание;

В первом, втором, третьем предложении определить падеж всех имен существительных.

Приложение 3



Тексты для изложений.

  1. Прочитай текст. Озаглавь.

Толя всех учил правилам игры в мяч, хотя сам не старался соблюдать эти правила.

Кончилось это тем, что он не смог взять мяч рукой, который летел очень низко. Вместо того, чтобы отбить мяч рукой, он стукнул по нему ногой. Удар получился сильный. Мяч полетел в сторону и попал прямо в окно на втором этаже дома. Осколки стекла со звоном посыпались вниз.

Первой мыслью Толи было броситься наутек, но он подавил в себе это желание. Ему казалось нечестным сбежать. Могли ведь подумать, что окно вышиб не он, а кто-нибудь из игроков.



Задание:

Составить план. Записать текст по памяти.



  1. Спортсмен.

Прочитай текст.

Зима. Мерзнут Петины уши. И вдруг Петя видит такую картину…

Он видит в проруби человека. И человек не кричит: «Спасите!». Он никого не зовет на помощь. Он совершенно спокойно сидит в воде. Он даже от удовольствия фыркает. Человек вылез из проруби. Поплясал на снегу. И опять полез в прорубь.
Через некоторое время человек снова вылез из проруби и преспокойно, с улыбкой оделся. Он не стучал зубами, не ежился, ничего такого не делал. Он улыбался. Удивленный Петя спросил:

- Вам не холодно?
- Жарко, – ответил тот просто.
- Вот это да! Вы - спортсмен? – сказал Петя.
- В том-то и дело, – сказал спортсмен.

(108 слов)

(По В. Голявкину)



Задание:

  1. Составить план. Записать текст по памяти.

  2. Придумать и дописать, какой вывод сделал Петя после встречи со спортсменом.


  1. Соревнования по фехтованию.

Прочитай текст.



Я однажды побывала на соревновании по фехтованию.

Мне эти сражения на рапирах не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. К тому же они как собаки на поводке – за ними тянется электрический шнур. Как только один притронется к другому рапирой, у судьи загорается лампочка. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну, кому сейчас в голову придет защищать себя при помощи шпаги?

Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или еще лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых ситуациях.



Задание:

  1. Составить план. Записать текст по памяти от 3 – го лица.

  2. Дополните изложение собственным рассуждением: права ли девочка?



  1. Опасные и вредные насекомые.

Прочитай текст.

Однажды к Пете при­шел его друг Алеша. Мальчики вместе пообедали, а потом, не убрав со стола, ушли в комнату и стали играть. На столе остались немытые тарелки, чашки, ложки, хлеб, масло, сыр. В открытую форточку, привлеченные запахом еды, тут же залетели мухи. Одна из них села на край тарелки, другая — на кусочек сыра, третья — на хлеб.

Мухи — опасные и вредные насекомые! Летают они по­всюду. Любят заглянуть в мусорные баки, на свалки и по­мойки. На своих крошечных лапках переносят возбудителей болезней. Мухи становились причиной эпидемий чумы, хо­леры, оспы. Эти болезни уносили больше человеческих жиз­ней, чем войны и стихийные бедствия. Сейчас они побеж­дены. Но есть и другие болезни, которые переносят мухи. Особенно любят они лентяев и грязнуль, похожих на Петю и Алешу. Они не моют посуду, не убирают со стола, не выносят ведро с мусором. В кухне у грязнули мухам - раздолье!

Вот почему нужно сразу после еды вымыть и убрать посуду, смести со стола крошки, вынести мусорное ведро.



Задание:

Составь план. Запиши текст по памяти.



Приложение 4

Тексты для запоминания (письмо по памяти)

Глупый снежный человек
Глупый снежный человек
Зуб не чистил целый век,
Грыз кокос, бананы ел,
Чистить зубы не хотел!
И однажды, в самом деле
Эти зубы — заболели!
Вот, с тех пор, он ходит‐рыщет,
И врача с щипцами — ищет!

Не пейте сырой воды!
Из речки водички попил крокодил
И вместе с водичкой бревно проглотил,
Не видит от боли ни ночи, ни дня
И просит и молит: «Спасите меня!»

Не ешьте сладкого!
Громко стонет бегемотик:
«Ой‐ой‐ой! Болит животик!
Зря я не послушал маму —
Съел конфет два килограмма!»



Я хочу здоровым быть.

Я хочу здоровым быть — 
Буду с лыжами дружить. 
Подружусь с закалкой,
С обручем, скакалкой, 
С теннисной ракеткой. 
Буду сильным, крепким! 



Муха - надоеда

Муха, муха - надоеда прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт, по тарелкам суп разлит.

Все готово, можно есть, только где же мухе сесть?

Села муха на окошко, съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали: «В гости мы тебя не звали!»



Соль – важный для жизни человека продукт. Недостаток соли в организме может привести к болезни. В нашей стране соль издавна добывают на Урале.



Бананы всегда попадают в список самых полезных фруктов. В них много клетчатки, необходимой для кишечника. Немало витамина С. Бананы содержат огромное количество калия, дающего энергию и силу. Калий способствует снижению кровяного давления, улучшению состояния мускулатуры.



Для народов севера клюква всегда была самой полезной ягодой, помогающей выздоравливать от многих болезней. Хороша она и тем, что ее можно хранить свежей, без специальной заготовки – достаточно лишь высыпать свежую клюкву в деревянный ящик или картонную коробку и убрать на холод.


Киви очень богат витамином С, а значит, он способствует улучшению иммунитета. Киви полезен для костей, зубов, десен, хрящей. Киви обычно чистят от кожи, но делать это необязательно – можно просто вымыть киви и нарезать его колечками прямо с кожицей. Кожица киви съедобна.



Арбуз на 92% состоит из воды. Он дает ощущение сытости, при этом человек получает очень мало калорий. А значит, арбуз позволяет сбрасывать лишний вес. Арбуз избавляет от отеков. Арбуз можно есть очень часто, но не огромными порциями – 2-3 ломтика арбуза в день будет достаточно.



Не читайте лёжа!
С журналом улёгся барсук под сосну,
Тотчас барсука потянуло ко сну.
Но шишка упала с большого сука,
И шишка вскочила на лбу барсука.

Не смотрите долго телевизор!
По телевизору тюлень
Смотрел мультфильмы целый день.
А после до конца недели
У бедного глаза болели.

Совет великого врача Древнего Востока Авиценны:

С гимнастикой дружи,

Всегда веселым будь,

И проживешь 100 лет,

А, может быть, и более.

Микстуры, порошки –

К здоровью ложный путь.

Природою лечись –

В саду и чистом поле.





Приложение 5



Предложения для комментированного письма, фонетических разминок:


  • Здоровье дороже богатства.

  • Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо.

  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

  • Двигайся больше, проживёшь дольше.

  • Сляжешь - не встанешь.

  • Худ обед, коли хлеба нет.                                                 

  • Каковы еда да питье, таково и житье.

  • Всякому нужен и обед, и ужин.                                           

  • Здоровье потеряешь – все потеряешь

  • Грязью зарос, хоть репу на шее сей.

  • Как ни мойся, а чище воды не будешь.

  • Умывайся мылом – не отдавайся злыднем.

  • Чистота – половина здоровья.

  • Не замочив рук, не умоешься.

  • Когда я ем, то глух и нем.

  • Болезнь человека не красит.

  • Здоров на еду, да хил на работу.

  • Береги платье снова, здоровье смолоду.

  • Где больно - там рука, где мило - там глаза.

  • Скрипучее дерево живуче.

  • Добрый человек здоровее злого.

  • В стоячей воде всякая нечисть заводится.

  • Какие мысли, такие и сны.

  • Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

  • Ешь чеснок и лук - не возьмёт недуг.

  • Желание выздороветь помогает лечению.

  • Сладко есть и пить, по врачам ходить.

  • Здоровье дороже денег.

  • Здоров буду и денег добуду.

  • Здоровья не купишь.

  • Горьким лечат, а сладким калечат.

  • Ногти распухли, на зубах мозоли натёр.

  • Лук семь недуг лечит.

  • Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.

  • Здоровому всё здорово.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • Самого себя лечить, только портить.

  • Подкошенная трава и в поле сохнет.

  • Не могу, а ем по пирогу.

  • Не рад больной и золотой кровати.

  • Больному и мёд горек.

  • В здоровом теле - здоровый дух.

  • После обеда полежи, после ужина походи.

  • Сидеть да лежать, болезни поджидать.

  • Здоровье на болезнь не меняй.

  • Добрым быть - долго жить.

  • Ходи больше, жить будешь дольше.

  • Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

  • Деньги - медь, одежда - тлен, а здоровье всего дороже.

  • Закаляй свое тело с пользой для дела.

  • Кто спортом занимается, тот силы набирается.

  • Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

  • Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

  • И смекалка нужна, и закалка важна.

  • Паруса да снасти у спортсмена во власти.

  • Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

  • Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

  • Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

  • Крепок телом - богат и делом.

  • Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

  • Пешком ходить — долго жить.

  • Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

  • Холода не бойся, сам по пояс мойся.

  • Недосыпаешь - здоровье теряешь.

  • Жадность здоровью недруг.

  • В три погибели согнуло.

  • Лежит - не может, а что болит - не скажет.

  • Болезнь ищет жирную пищу.

  • Заболеть легко, вылечится - трудно.

  • Кто много лежит, у того бок болит.

  • Умеренность - мать здоровья.

  • Чистота - залог здоровья.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!