СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии

Что такое критическое мышление? Существуют следующие характеристики данного понятия .

Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов -насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения.

Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Таким образом, обучение в режиме данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически.

Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.

Первый этап - вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;

- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся:

- получают новую информацию; осмысливают её;

- соотносят с уже имеющимися знаниями.

Третий этап - рефлексия. Он направлен на:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учащимися;

- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития.

 На этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера».

1) «Корзина идей, понятий, имён...»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме.

Покажу, как проводится обмен информацией, на примере темы «Спирты».

Учитель задаёт школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта?

Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин).

Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.

2) Список идей по теме «Спирты»

Спирты -органические вещества.

Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт.

Спирты содержат гидроксильную группу.

Гидроксильных групп может быть несколько.

Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.

Спирты жидкие.

Они растворяются в воде.

Этиловый спирт имеет запах.

Спирты можно получить разными способами: гидратацией алкенов, взаимодействием галогеналканов с водными растворами щелочей.

3) «Составление кластера»

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (тему, проблему), а от него в разные стороны рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. По мере заполнения схемы можно устанавливать связи между идеями. Важные правила составления кластера: записывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию не надо. Не надо останавливаться в течение всего отведённого времени: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.

Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося.

Приём «Составление кластера» может быть использован не только на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся), но и на этапе осмысления (для структурирования учебного материала) и на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома.

На этапе осмысления можно использовать приёмы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос».

4) «Пометки на полях»

Этот методический приём известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста:

? -- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень её достоверности не имеют значения.

+ -- новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;

информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе;

? -- сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.

Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырёх колонок, соответствующих значкам, описанным выше.

При использовании этого приёма учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, чётко обозначить время, отведённое на эту работу, и следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии.

Применение данного приёма позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом, происходит осмысление материала.

Приём «Пометки на полях» можно сочетать с приёмом «Взаимоопрос».

5) «Взаимоопрос»

Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.

Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.

Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов»

Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту:

 От чего зависят химические свойства спиртов?

 Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала?

 Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства?

На этапе рефлексии целесообразно применение методических приёмов «Перекрёстная дискуссия» и «Написание эссе».

Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии»

 Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии

Что такое критическое мышление? Существуют следующие характеристики данного понятия .

Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов -насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения.

Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Таким образом, обучение в режиме данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически.

Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.

Первый этап - вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;

- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся:

- получают новую информацию; осмысливают её;

- соотносят с уже имеющимися знаниями.

Третий этап - рефлексия. Он направлен на:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учащимися;

- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития.

На этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера».

1) «Корзина идей, понятий, имён...»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме.

Покажу, как проводится обмен информацией, на примере темы «Спирты».

Учитель задаёт школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта?

Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин).

Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.

2) Список идей по теме «Спирты»

Спирты -органические вещества.

Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт.

Спирты содержат гидроксильную группу.

Гидроксильных групп может быть несколько.

Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.

Спирты жидкие.

Они растворяются в воде.

Этиловый спирт имеет запах.

Спирты можно получить разными способами: гидратацией алкенов, взаимодействием галогеналканов с водными растворами щелочей.

3) «Составление кластера»

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (тему, проблему), а от него в разные стороны рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. По мере заполнения схемы можно устанавливать связи между идеями. Важные правила составления кластера: записывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию не надо. Не надо останавливаться в течение всего отведённого времени: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.

Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося.

Приём «Составление кластера» может быть использован не только на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся), но и на этапе осмысления (для структурирования учебного материала) и на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома.

На этапе осмысления можно использовать приёмы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос».

4) «Пометки на полях»

Этот методический приём известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста:

? -- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень её достоверности не имеют значения.

+ -- новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;

информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе;

? -- сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.

Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырёх колонок, соответствующих значкам, описанным выше.

При использовании этого приёма учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, чётко обозначить время, отведённое на эту работу, и следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии.

Применение данного приёма позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом, происходит осмысление материала.

Приём «Пометки на полях» можно сочетать с приёмом «Взаимоопрос».

5) «Взаимоопрос»

Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.

Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.

Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов»

Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту:

От чего зависят химические свойства спиртов?

Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала?

Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства?

На этапе рефлексии целесообразно применение методических приёмов «Перекрёстная дискуссия» и «Написание эссе».

Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!