Использование приёмов визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы для решения педагогических задач
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МОБУ «Лицей №7» Васильевой Е.Н.
Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Д.А Медведев
1 .Небывалый объём информации и «клиповое мышление» - компьютерные технологии, короткие циклы занятий, межпредметные связи…
2. Плохая память ( «клиповое мышление») и отсутствие понятийного (словесно – логического мышления) - переработка сплошных текстов в несплошные (схемы, таблицы…), группировка, структурирование, систематизация, классификация, аналогии, ассоциации…
3. Падение значимости знаний – практическая значимость…
4 . Сильное ощущение своего «я» - личностный опыт -конкретный результат - самооценка, самоконтроль…
5. Сложности в реальном общении , недоверие к учителям и взрослым – диалог и сотрудничество…
Как же помочь современному школьнику стать успешным в обучении?
У
Как способствовать развитию его познавательной мотивации?
Р
О
К
Как помочь восприятию и пониманию содержания учебного материала?
Как активизировать мыслительный процесс и облегчить запоминание?
И как, в конечном итоге, повысить интенсивность труда школьника на уроке для получения лучшего результата?
Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала. Результаты он оформил в виде картинки, названной «конусом опыта Дейла» («Dale’s cone of experience» по-английски). Выглядит он так:
Средства визуализации
Визуальные средства передачи информации :
- доска;
- плакаты;
- схемы и мультимедийный проектор;
- сборные визуальные средства (магнитные и булавочные доски) ;
- демонстрационные модели, действующие модели;
- экран/монитор компьютера, интерактивная доска, мобильное устройство .
КОМПОНЕНТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА
формула
интерактивная игра
рисунок, иллюстрация, графика
:
интерактивная карта
мультимедиапанорама
интерактивная модель
трехмерная модель
тренажер
видеофрагмент
аудиозапись
Виды моделей
Графические
Предметные
(материальные)
Знаково-информационные
Образные
Предметно-
схематические
Игрушки
Схемы
Картины
Выкройки
Таблицы
Макеты
Формулы
Графики
Иллюстрации
Планы
Фотографии
Чертежи
Карты
Планы
Схематичные
Рисунки
рисунки
Карты
Схематизация
Схематизация – это умения:
- «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями какое-либо содержание учебного материала;
- создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками;
- оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением.
- Объектно-онтологические схемы
- Направляющие
- Организационно-деятельностные
- Схемы-принципы
Опыт использования схем и таблиц:
- при изучении нового материала на уроках русского языка – заполнить таблицу, дополнить уже имеющуюся схему, либо создать свою, либо заменить таблицу схемой и наоборот
- использование схем и таблиц для составления связного высказывания ( орфографическое или пунктуационное правило, рассказ об одной из частей речи или каком – то другом языковом явлении)
- составление и использование алгоритмов , алгоритмизированных схем, таблиц
( инструкции, помогающие ученику решить орфографическую проблему, поэтапные умственные действия, которые надо выполнить)
Подготовка к экзаменационным сочинениям
- Написание творческих работ (сочинения в форматах ОГЭ, ЕГЭ и итогового сочинения в 11 классе) с использованием таблиц - алгоритмов с опорными конспектами
Система приемов сочинения I этап. Анализ темы II этап. Поиск задачи, заключенной в теме III этап. Формулирование тезиса - главной мысли сочинения IV этап. Структурирование сочинения V этап. Конструирование вступления к сочинению VI этап. Проектирование главной части
- Л.А.Мосунова «Проблема сочинения: возможность нового решения. Сочинение по литературе: структурно-функциональный подход к обучению», опубликованная в журнале «Русская словесность» №5 2012года.
ИКТ – возможности визуализации на уроках русского языка
- Если в обычной ситуации учебной коммуникации только слово учителя обращено к ученикам, то использование презентации , например, усложняет эту схему — подключается визуальный компонент
- Видеоуроки , где за кадром слышен голос другого человека – расширение коммуникации, полилог
- Видеоуроки Ситниковой Татьяны Никифоровны (сайт http://uznajka.com / ) - составление опорных конспектов по системе Ю.С. Меженко
- Электронные пособия, словари
- Электронные тренажёры
ИКТ – возможности визуализации на уроках литературы
«По мнению физиологов, исчезновение интереса к чтению связано и с затруднениями или невозможностью визуализировать созданный автором образ, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения. Кроме того, ученик и учитель могут иметь совершенно разное представление о тех или иных образах, и у этой разницы, возможно, будут вполне конкретные физиологические причины»
III Международный педагогический форум «Русский мир. Образование будущего» 6–7 декабря 2016 года, Сочи.
Старший преподаватель кафедры непрерывного
филологического образования и образовательного
менеджмента Санкт-Петербургского
государственного университета
Мария Гринева
ИКТ – возможности визуализации на уроках литературы
- Буктрейлеры
- Видеоролики с исполнением произведений лирики и прозы известными актёрами
- Отрывки талантливых экранизаций
"Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Л.С. Выготский
ИКТ – возможности визуализации на уроках литературы
Видеоуроки и видеолекции
1 . при изучении биографии для воссоздания индивидуального облика писателя
2. на этапе анализа и осмысления текста для выполнения проблемных заданий
- Канал «Бибигон»
- Электронный учебный курс по литературе «Университета СИНЕРГИЯ», автор - Смирнова Светлана Амаяковна, учитель русского языка и литературы высшей категории, эксперт предметной комиссии ЕГЭ по литературе
- «Первый образовательный телеканал», лекции писателя Ирины Шухановой
- Проект «Умная школа» Тины Канделаки
- Сайты: «Инфоурок», «Видеоуроки в Интернет»
- Канал «Время – вперёд» Фаберлик, серия «Календарь важных дат» и др.
Подведём итоги
«Появление и распространение Интернета наглядно продемонстрировало, что информация сама по себе бессмысленна, её вокруг слишком много. Важны знания, полученные в результате переработки информации, прошедшие этап личностного присвоения… Для личной и профессиональной социализации человека необходимы новые методы работы с информацией.
Мы действительно будем вынуждены всю свою жизнь учиться. В частности, сегодня владение новыми информационными технологиями — такая же часть культуры, как правила поведения, как этикет. И это та культура, от овладения которой в будущем будет зависеть личная и профессиональная социализация наших учеников».
Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров. «Информационные технологии на уроках литературы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, «Просвещение»,2015 г.
Подведём итоги
Таким образом, визуализация учебной информации на уроке позволяет решать целый ряд педагогических задач и, прежде всего:
- активизацию познавательной деятельности;
- развитие визуального мышления;
- обеспечение интенсификации обучения.
А также повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Спасибо за внимание!!!