СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование притч на уроках ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках ОРКСЭ, через притчи раскрываются основные нравственные понятия, состовляющие основу того или иного мировозрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В притчах заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. А нам очень важно на этих уроках отдавать приоритет не когнетивной составляющей, а эмоциональной сфере. И в этом нам могут помочь притчи.

Просмотр содержимого документа
«Использование притч на уроках ОРКСЭ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИТЧ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ


Лой Светлана Валериевна, педагог-психолог учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №7, Майкопский р-н


Говоря о специфике преподавания предметов духовно-нравственного

цикла (к которым мы относим и курс ОРКСЭ), нельзя не остановиться на творческом подходе педагога в выборе содержания материала к занятиям.

Так, например, в силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. А нам очень важно на этих уроках отдавать приоритет не когнитивной составляющей, а эмоциональной сфере. На уроках главной функцией является воспитание.

Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

«Притча – загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучи-

тельное изречение; образ». (Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь).

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ.

С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.

Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и

«тча». Корень слова «притча» – «тча» – «теча» – «теку» (бегу, поспешаю) – тот же самый, что и в слове «предтеча». В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» – при, «мия» – путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни.


Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к

ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.


Свойства притчи:

1) краткость,

2) не требует доказательств,

3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,

4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность; осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении,

6) предполагает мыслительную деятельность.


Функции притч (по материалам А.Н. Иоффе):

1. Функция зеркала.

Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым)

при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта.

Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.



Вот пример притчи, которую часто учителя используют на уроках и во внеклассной работе. Данная притча содержит в себе все перечисленные функции.


«Гвозди»

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых  гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз, когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».


Способы использования притч в учебном процессе.

Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.

Придумать название притчи.

Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

Выделить ключевые слова-понятия, с последующим комментированием.

Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

Инсценировка притчи.

Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

Подбор пословиц, поговорок.

Сравнение с басней (определить).

Найти или предложить вставить пропущенные слова.

Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

Определение ценностей, которые отражает притча и др.


Как мы видим из перечисленных выше способов работы педагога с

притчей, все они имеют творческую основу. Необходимо подбирать такую притчу на урок, чтобы она побуждала детей к духовной и интеллектуальной работе.

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность.

Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Углубляя наш взгляд на окружающий мир и на самих себя, притчи помогают выбраться из порочного круга ошибок и нелепостей и осознать себя частью всеобъемлющего целого.

Таким образом, притча, своего рода загадка, которую можно задать ученикам на уроке. Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. При работе с притчей педагог ненавязчиво выходит на духовно-нравственное воспитание, общечеловеческие категории и ценности. Притча является тем учебным материалом, который учит сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории. Притча отображает конфликтную ситуацию и часто дает возможные способы ее решения. Притча – носительница традиций, а значит, она становится посредником в межкультурных отношениях.

Педагог должен помнить, что на уроках ОРКСЭ, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.


Заключение: Одна древнерусская притча предполагает такой рецепт обретения телесного и душевного здоровья: «Накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия, сварить на огне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полной надеждою ожидать исцеления».


Спасибо за внимание!





Список литературы

  1. Иоффе, А. Н. Методика и технология преподавания. Консультационный текст 3 / А. Н. Иоффе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.orkce.org/node/79, свободный.

  2. Легенды и притчи [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://inoskaz.com, свободный.

  3. Притчи.ру  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pritchi.ru, свободный.

  4. Притчи и мудрые высказывания  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie, свободный.

  5. Пробудись [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.probydis.ru/, свободный.

  6. Современная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/Pritcha-26917, свободный.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!