Мастер-класс
«Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Учитель начальных классов Белозёрова Н.Н.
г. Чусовой МБОУ «ООШ № 7»
Важным опорным материалом в работе могут стать притчи.
С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.
Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней и т.д.
Притчи краткие, не требуют доказательств, помогают разрешить конфликтные ситуации, помогают увидеть свои недостатки. В них осуждается не человек, а порок, предполагают мыслительную деятельность.
Какие функции несёт притча? Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями, может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение. Притча служит посредником между людьми.
Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, или для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.
Применяю на уроках групповую форму работы над притчей. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята также пишут мини – сочинение из 5-6 предложений на предложенную тему.
Вот несколько приёмов работы над притчей.
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.
Основной приём-это незавершённость повествования.
Приём «Одно целое» Суть приема в том, что учитель подготавливает два вида карточек. На карточках №1 - вопросы к притче, на карточках № 2 - ответы. Ученики, получив карточки, передвигаются по классу в поисках пары. Нужно к вопросу найти ответ. Интересен тем, что позволяет во время его выполнения передвигаться по классу, формирует коммуникативные умения.
Приём «Облака мыслей». Автор этого приема Ш.Амонашвили. Дети слышат название притчи, обдумывают и записывают все, что приходит в голову в связи с этой темой.
Приём «Шаг за шагом» используется в качестве приема-рефлексии. Необходимо пройти к доске и на каждый шаг попробовать дать ответы на вопрос, чему научила притча, о чем заставила задуматься.
Приём составления тонких и толстых вопросов (технология критического мышления: тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и толстые, проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы)
Приведу один пример организации работы с притчами. Вот притча, которая мы рассматриваем с детьми в теме "От добрых мыслей - к доброму делу. Все дети когда-нибудь совершают ошибки. Да и взрослые тоже. Однако очень важно, чтобы каждый человек понимал: ранит любой злой поступок и действие, и слово, и взгляд, и даже мысль. Притом ранят и разрушают они не только жизнь того человека, против которого направлены, но и жизнь того, кто их совершает.
Притча «Гвозди».
Жил-был мальчик, который был вспыльчив и нетерпелив. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по одному гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение или с кем - то ссориться.
В первый день мальчик забил 37 гвоздей в ворота сада. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось. что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец, наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя.
Тогда он пошёл к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и вот наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.
Отец привёл сына к ограде и сказал "Сын мой. ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем -то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется"
Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.»
ГРУППА № 1
Ответьте на вопросы.
1. Как ты понимаешь слова "душевная рана"?
2. Можно ли залечить душевную рану? Как?
3. Чему учит эта притча?
ГРУППА № 2
Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!
Доброта, вспыльчивость, милосердие, терпение, старание, зависть, нетерпение, злоба, добросердечность, спокойствие, щедрость, жадность, легкомыслие, мудрость, страх и тд.
Подобрать своё название притчи.
ГРУППА№ 3
Проанализировать название притчи "Гвозди". Что оно символизирует.
Найти ключевые понятия: (терпение, вспыльчивость, душевная рана и т.д_)
ГРУППА № 4
Сформулировать тонкие и толстые вопрос (используется технология критического мышления: тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и толстые, проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы)
ГРУППА № 5
Инсценировать притчу,
ГРУППА № 6
Привести примеры из собственной жизни.
Домашним заданием может быть подбор пословиц и поговорок, проиллюстрировать
Таким образом, притчи в курсе ОРКСЭ использовать не только можно, но и желательно. При этом они не должны заучиваться и навязываться школьникам в качестве готовых рецептов, а способствовать обсуждению, внимательности при чтении.
Притчи помогут разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории, другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притчи позволяют не осудить человека, но осудить порок. Они несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности, имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.