Школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский
Мастер-класс
«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ»

(в рамках районного семинара учителей начальных классов
Среднеахтубинского муниципального района на тему:
«Формирование смыслового чтения на уроках ОРКСЭ»)
13.12.2017
Подготовила: Бурамбаева Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
Я хочу рассказать об использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ.
Притча – это литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость).
Взгляд на этот древний жанр позволит нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности…
В притче персонажи безымянны, очерчены схематично, лишены характеров (в привычном для нас смысле слова): некий человек, некий царь, некая женщина, крестьянин, (некий крестьянин), некий отец, некий сын. Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображён, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Любимые темы притчи - правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог.
Притчи служат важным опорным материалом в ходе преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.
Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.
Жанр притчи представлен как авторскими произведениями, так и теми, автор которых подлинно не известен. Несомненно, эти притчи в чём – то отличаются, но в то же самое время имеют неповторимые черты, которые сохранили им жизнь на века.
На уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») притчи рассматриваются с точки зрения морали.
Главная задача учителя – организация сопереживания на каждом уроке. Учитель должен организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества.
Понять смысл притч помогают гравюры, картины. На уроках работы над притчей я осуществляю работу с иллюстрацией к тексту или фрагментами презентации, использую рисунки, картинки, фотографии.
Работая с притчами можно включать в урок следующие задания:
1. Постановка вопросов.
2. Ответы на поставленные вопросы.
3. Выделение основных мыслей и ключевых понятий.
4. Иллюстрация и окончание.
5. Схема.
6. Театрализация.
Выделяют следующие способы использования притч в учебном процессе: обсуждение основной идеи и смысла истории; обсуждение названия притчи. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Иллюстрирование притчи – предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения. Сформулировать свои вопросы по тексту притчи или ответить на поставленные вопросы. Выделить ключевые понятия. Инсценировка по рассказу (истории) Загадка, на которую нужно дать ответ. Найти, предположить или вставить пропущенные слова. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). Рассмотреть притчу с ролевой позиции представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т. п. Сравнение нескольких притч.
При разработке вопросов к притчам, можно учитывать такие типы вопросов, как открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ; закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов; ситуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации; проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия, препятствия; направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию; направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения; проясняющие вопросы.
Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах. Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению. Работа над притчей думать, размышлять, приводить свою точку зрения.
1 группа Притча без окончания
Притча - ответ на вопрос:
почему, когда люди ссорятся, они кричат
Иногда ребята громко кричат, ругаются. Я предлагаю притчу:
Притча - ответ на вопрос: почему, когда люди ссорятся, они кричат?
Один раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
- Потому, что теряют спокойствие, - сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.
2 группа: Притча о …..
Нахождение и вставка пропущенных слов в притче.
Дать название притче.
Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил:
-Что ты делал целый день?
И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.
У второго спросил:
-А что ты делал целый день?
И тот ответил:
- Я………….выполнял свою работу.
А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
- А я …………в строительстве храма.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: А ты что делал целый день? И тот ответил Я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и он ответил: А я принимал участие в строительстве храма.
Друзья
В Сиракузах жили два друга - Дамон и Финтий. Дамона арестовали за долги и приговорили к смерти. «Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы устроить свои домашние дела, - попросил Дамон правителя города Дионисия,- а вместо меня останется Финтий». Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошёл вечер, Финтия уже вели на казнь. Но тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон: «Я здесь, прости, что замешкался». Дионисий, увидев это, воскликнул: « Ты прощён! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!»
1.Работа с заголовком притчи до чтения. ( слайд с заголовком «Друзья»)
-Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?
-Зачем нужны друзья?
2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)
-Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?
-Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?
(Сам погибай, а товарища выручай. Друг познаётся в беде.)
3.Беседа по содержанию. Выборочное чтение. (Слайд с содержанием текста притчи.)
-В каком городе происходило действие? Прочитайте название города.
-Кто герои притчи? Назовите имена.(Дамон и Финтий-друзья, Дионисий-правитель города Сиракузы)
-Что случилось с Дамоном?
-О чём он попросил правителя Дионисия?
-Поверил ли Дионисий. Что Дамон вернётся на казнь?
-Почему же всё-таки правитель отпустил Дамона «устроить свои домашние дела»?
(Хотел проверить его слово, дружбу.)
-Кто остался вместо Дамона в тюрьме?
-Что грозило Финтию, если бы не вернулся Дамон?
-Что спасло Финтия о т казни? (Великая дружба)
-Какое выражение в тексте показывает, как спешил Дамон, чтобы не подвести друга? ( «продирался сквозь толпу»)
-Как всё закончилось?
-Почему так милостив был правитель Дионисий к Дамону?
-Мог ли он разлучить настоящих друзей?
-Какова была просьба Дионисия к друзьям?
4.Вывод: - Чему учит нас эта притча?
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Настоящая дружба бесценна.)
Какие функции несет притча? Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.
Во-вторых, выполняет функцию модели. Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь .
В-третьих, притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.
В-четвертых, притча несёт нравственный, воспитывающий потенциал.
Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.
Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им:
-Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало в первой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего.
На уроках при работе над притчей использую
Метод дискуссий - создание доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. На основе анализа правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Например, урок по теме «Отличие иконы от картины», «Православные традиции и семейные ценности. Семья - малая церковь».
Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.
Например, урок по теме « О душе».
Актуальное значение приобретает работа над проектом. Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Например, урок по теме « Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта». В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подумать над проектом социального плаката по теме «Спешите делать добро!». Этот плакат можно разместить на двери подъезда дома, в школе, в автобусе.
Сочинение. Письменная творческая работ позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. К уроку по теме « Внутреннее строение и убранство храма» можно дать задание: выполнить проект храма, нарисовать его, написать сочинение «Если бы я был архитектором…».
Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания.
Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОПК мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, я начала с притчи о счастье.
Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. …Тут я сделала паузу и предложила детям продолжить историю. ….Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей... Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…
Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… Сейчас продаются сборники притч. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, отгадать кроссворды, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова, подобрать стихотворения по теме урока, примеры немилосердных поступков из кинофильмов, художественной литературы, СМИ.
Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.
Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.
Притчи всегда имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Давайте попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое это будет дело, пусть даже какая-то мелочь, - например, можно пропустить несколько машин в дорожном заторе, отпустить бабочку, помочь пожилому человеку перейти дорогу, да что угодно, было бы только твое желание!
Стремясь сделать мир лучше, ты возвысишь собственную жизнь.
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!