СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития познавательной активности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.»



Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития познавательной активности учащихся.



СЛАЙД 2

Главная задача каждого учителя сегодня – не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. Иногда встаёт вопрос: Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её?
Да, можно! И начинать нужно с начальной школы, так как здесь закладывается фундамент общего образования. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Лучше всего их использовать на уроках математики, где применение проблемных ситуаций способствует общему развитию детей.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.

СЛАЙД 3

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж.Дьюи: в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Мысль индивида» движется к состоянию, когда всё в задаче ясно, проходя определённые этапы…

СЛАЙД 4

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

СЛАЙД 5

Цель создания проблемной ситуации

Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

СЛАЙД 6

Приёмы создания проблемной ситуации

«Классические»

1. Проблемная ситуация «с удивлением».

2. Проблемная ситуация «с затруднением».

«Сокращённые»

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

«Мотивирующие»

1. Сообщение темы урока с использованием приёма «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приёма «актуализация».

СЛАЙД 7

Классические» приёмы создания проблемной ситуации”



с удивлением с затруднением

(8-3+4=9; 8-3+4=1) Сущность: противоречие между

Дети устанавливают, что разные ответы необходимостью и невозможностью

получились из-за порядка действий. выполнить требования учителя.

- Как вы определите цель нашего урока? /На одно платье пришивают 7 пуговиц.

Сколько пуговиц надо пришить на 230 платьев?

Цель урока – придумать новый короткий способ записи.

СЛАЙД 8

«Сокращённые» приёмы постановки проблемной ситуации

1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

  - побуждения к созданию противоречия;

  - побуждения к формулированию учебной проблемы.

2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный приём не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

СЛАЙД 9

«Мотивирующие» приёмы постановки проблемной ситуации

1.«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала /исторических фактов, легенд и т.п./; сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

3.«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

СЛАЙД 10 -11

Варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики

1.Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно копируют его решение.

Х : 50 = 20

Х = 20 X 50

Х = 10.000 При проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Учащиеся решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.

2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Заполни пропуски в таблице: /Математика. Петерсон. 3класс. Ч.1 с.64 №12/

V


L


D


CCIX


MDLX

5

10


100


1000


72


- Какие это числа: CCCLXII (362); MDCCXLIV (1744)

- Запиши римскими цифрами числа: 25, 96, 140, 2001

Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.

3.Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

/Математика. Петерсон. 3 класс. Ч.1. с.60 №4/

Карандаш стоит 9 рублей, ручка в 3 раза дороже карандаша, а тетрадь на 7 рублей дешевле ручки. Сможет ли Маша купить карандаш, ручку и тетрадь, если у неё есть 60 рублей?

9+9X3+(27-7) =56 (рублей) 56 меньше 60 /сможет купить/

4. Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

/Математика. Петерсон. 4 класс. Ч.1. с.48 № 13/

Вырежи из листа клетчатой бумаги прямоугольник со сторонами 9 см и 15 см, а также квадраты со стороной 3 см. Измерь этими квадратами площадь прямоугольника.

Вычисли, чему равна площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах, в клеточках.

5.Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

Задача-ловушка. Во 2-а классе – 25 учеников, а во 2-б классе – 24 ученика. Сколько учеников в 2-в классе? /Нельзя решить/

Сосчитайте, сколько треугольников изображено на рисунке?

1 ученик сосчитал 5. 2 ученик – 7 треугольников.

- Кто из них прав? Попробуем сосчитать вместе.

6. Создание проблемных ситуаций через противоречия нового материала старому, уже известному.

Перед учителем стоит задача создать ситуацию, в которой учащиеся обнаружат неизвестное. Эта задача решается подбором задания с новым знанием.

10 кг 100 г = … г В данном примере – новое знание единицы измерения массы: центнер

162 кг 856 г = …г и тонна и способ их преобразования в более мелкие единицы

6000 г = … кг измерения массы. Проблемная ситуация стимулирует учащихся на

9579 г = … кг … г самостоятельный поиск способа решения, ведь только что они были

56 ц = …кг успешны!

1 т = … кг

7. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.

/Математика. Петерсон. 4 класс. Ч.1. с.42 №3/

В двух пачках 160 тетрадей, причём в одной из них на 20 тетрадей больше, чем в другой. Сколько тетрадей в каждой пачке?

1 способ. (160-20):2=70 тетр. – во 2 пачке.

70+20=90 тетр. – в 1 пачке.

2 способ. (160+20):2=90 тетр. – в 1 пачке.

90-20=70 тетр. – во 2 пачке

8.Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

/Математика. Петерсон. 4 класс. Ч.1. с.48 №14 */

Представь число 10 всеми способами в виде суммы двух чисел и для каждого способа найди произведение слагаемых. Какое из произведений самое большое? Проделай тоже самое с числом 12. Сформулируйте гипотезу /предположение/, и проверь свою гипотезу для какого-нибудь другого числа.

(При разбиении числа на слагаемые наибольшее произведение полученных слагаемых будет тогда, когда они равны между собой.)

СЛАЙД 12

Основные условия использования проблемной ситуации

Со стороны учащихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);

  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

  • умение определить область «незнания» в новой задаче.

Со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путём указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

СЛАЙД 13

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему

математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и

самым естественным образом развивает у школьников познавательную активность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!