Просмотр содержимого документа
«Использование продуктивных технологий через внеклассные мероприятия и на уроках химии и биологии. Обсуждение проблемы "Деятельность человека как экологический фактор"»
В современной методике преподавания появилось достаточно много продуктивных технологий, которые можно с успехом использовать на уроках. К таким методикам относят имитационные методы, т. е такие методы, которые можно обыгрывать на занятиях.
ролевые игры
судебные процессы
дискуссия, дебаты
диалоги
совместный проект
поиск информации
обсуждение проблемы
анализ ситуации
дерево решений
10 мозговой штурм
Урок "Деятельность человека как экологический фактор" 11 класс.
На этом уроке можно провести обсуждение проблемы по многим видам деятельности человека, которые получили название антропогенного фактора.
Несколько учеников заранее готовятся по данной проблеме, находят материал и докладывают его, остальные ученики принимают участие в проблеме.
ученик. Деятельность человека приобрела глобальный характер и стала
сверхмощным экологическим фактором существования живого в биосфере.
Сокращая территории, занимаемые естественными экосистемами, мы видим, как
увеличивается протяженность дорог на планете, гибель окультуренных пастбищ;
под бетоном строящихся автострад, населенных пунктов, дорог, аэропортов
ежегодно исчезает более 3 тыс. км ландшафта. Человек использует ресурсы
Земли и загрязняет биосферу, извлекает миллиарды тонн руды, горючих
ископаемых, но львиная доля добываемого сырья идет в отходы. На одного
жителя крупных городов приходится 1 т. мусора. А 6 млрд. т. в год твердых отходов
выбрасывается в океаны. Ежегодно 69 - 90 млн. т нефти и нефтепродуктов попадает
в биосферу, а в атмосферу поступает 20 млрд. т. углекислого газа.
2 ученик. Кислотные дожди - одна из серьезных проблем загрязнения
воздуха. Источниками кислотных дождей являются вещества, которые образуются
при сжигании топлива на электростанциях, заводах, в плавильных печах и на
транспорте. На земле кислотные дожди превращаются в кислотные ручейки и
реки. Эти реки впадают в озера и делают их безжизненными. Вода становится
очень прозрачной - признак мертвого озера.
3. ученик. Мощность средств воздействия на природную среду удваивается через 12-15 лет. За 25 лет с начала второй мировой войны техногенная запыленность атмосферы возросла на 70%.
Благодаря наличию в ней углекислого газа атмосфера укутывает нашу планету подобно одеялу, не давая теплу рассеиваться в космическом пространстве. Сжигая огромные количества органических веществ, человек выбрасывает в атмосферу
ежегодно 7 млрд. т углекислого газа, что грозит парниковым эффектами глобальным потеплением.
4. ученик. Как известно, земля окружена воздушной оболочкой - атмосферой. А высоко над землей находится сухая безоблачная холодная часть атмосферы -стратосфера. Стратосфера содержит вещество озон, который играет роль фильтра. Он пропускает на землю ровно столько ультрафиолетовых лучей, сколько их полезно для живых, т. е. спасает все живое от гибели. Ученые обнаружили две большие "дыры" в планетарном слое. Одна из таких дыр находится над Северным полюсом, а другая над Южным. Площадь этих дыр очень велика. Площадь озоновой дыры над Антарктидой 22 тысячи кв.км., это больше площади России. Хозяйственная деятельность человека влияет на увеличение площади этих дыр, опять же воздействием газов, аэрозолей и дезодорантов.
5. ученик. Каждый человек знает, что вода источник жизни на земле. Человек использует чистую воду для питья, приготовления пищи, хозяйственных нужд, а возвращает природе грязную. Многие вещества, содержащиеся в сточных водах предприятий химической промышленности, ядовиты для гидробионтов. Различные загрязнители сточных вод могут изменять кислотность воды, ее солевой состав, жесткость, запах, вкус, цвет, прозрачность.
Выслушав глобальную проблему человечества, учащиеся не остаются равнодушными и обязательно выскажутся по этому вопросу.
Вот эти результаты, которые в ходе обсуждения дети называют:
гибель особей и сокращение численности популяций.
нарушение онтогенеза и жизнедеятельности организмов, возникновение
уродств и ненормальности в развитии организма, нарушений функций
органов.
изменение структуры популяций, растет смертность, распадается ареал вида,
сокращается площадь местообитания.
выпадение одних видов может привести к вспышке численности других;
гибель одного вида растений может привести к гибели от 5-7 до 30-35
связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных.
происходит гигантское обеднение биосферы, вследствие вымирания видов.
потеря природных ресурсов, необходимых для выживания самого человека.
гибель лесов и пахотных земель приводит к обеднению на планете
кислорода.
таяние льдов приведет к затоплению прибрежных территорий и
увеличению площади пустынь.
9. адаптационные механизмы работают на "пределе".
Ю.угроза непредсказуемых эволюционных последствий.
Заключительный вывод: экологическая проблема относится к разряду
глобальных и затрагивают как мир в целом, так и отдельные регионы и страны.
Решение этой проблемы приобретает все более срочный характер. Человечество и каждый из нас должны оценить эту кризисную ситуацию.