Тема: «Использование проектно- исследовательских методик учителями профессионально- трудового обучения». Слайд 1.
Выступление и презентацию подготовила руководитель МО учителей профессионально- трудового обучения Козлова С.Н.
Современная система образования в соответствии с ФГОС ориентирована на компетентностный подход в обучении. В связи с этим необходим поиск активных методов и форм преподнесения учебного материала обучающимся. Методы исследований и проектов в этом смысле являются универсальными, поскольку они предполагают активное участие школьников в процессе обучения. Они учат думать, искать, решать поставленные задачи, работать как самостоятельно, так и в рамках коллективного творчества. Слайд 2.
Данные методы в наше время используются на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, среднем специальном, высшем. Долгое время коррекционная педагогика опиралась в своей основе на традиционные методы образования, поскольку считалось, что нашим воспитанникам, в силу их психофизических возможностей недоступны активные и интерактивные методики. Однако, жизнь подсказывает, что нашим детям, возможно даже в большей степени, чем обычным, необходимы навыки самостоятельности, активности, коммуникативности для успешной социализации и адаптации в современном обществе.
Проектно-исследовательская деятельность может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Однако, необходимо проецировать основные положения методов учебного проекта и исследования на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы, учитывать психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи. Только тогда применение этих методик позволит достичь высоких результатов коррекционной работы. Слайд 3.
Участники методического объединения учителей профессионально- трудового обучения работают над проблемой: «Формирование предметных компетенций учащихся на основе внедрения современных технологий и практической направленности уроков профессионально- трудового обучения». Слайд 4.
Перед нами встала задача: создание проектов в рамках учебных программ. Приступая к проектно- исследовательской деятельности, необходимо было самим педагогам изучить составляющие этих метода . Для этого на заседаниях методических объединений, на обучающих семинарах, за «круглым столом» коллеги обсудили следующие вопросы по проблеме:
Слайд 5. Козлова С.Н. «Элементы проектной деятельности на уроках сельскохозяйственного труда для детей с интеллектуальной недостаточностью».
«Эффективность современных педтехнологий на этапе подготовки и введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)».
Самчук П.В.«Проектирование содержания педагогической деятельности на уроках профессионально-трудового обучения».
Бадашова И.П.«Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ОВЗ».
Ивасенко О.В.«Разноуровневые задания на уроках швейного дела для реализации личностно- ориентированного подхода в обучении».
Борисов А.В.« Повышение эффективности уроков трудового обучения в школе VIII вида на основ использования информационных технологий».
Все учителя нашего методического объединения используют элементы проектно-исследовательской деятельности на своих уроках, мастер-классах и демонстрируют это в рамках проведения методических недель.
Очень результативно применяют технологию исследования учителя столярного дела при знакомстве учащихся с устройствами станков (Борисов А.В. «Безопасные методы работы на токарном станке»(7 кл.), Самчук П.В. « Устройство рейсмусового станка» (11 кл.). Слайд 6.
Интересно и познавательно прошел мастер- класс учителей швейного дела Ивасенко О.В. и Бадашовой И.П «Кунисайга- как один из видов лоскутной техники. Изготовление панно»(10-11 кл.) « , который проходил в рамках проекта и имел четко выраженную структуру и результат . Слайд 7.
Эффективно и ярко проходят совместные проекты учителей сельскохозяйственного труда (Козлова С.Н. «Выращивание рассады белокочанной капусты» в рамках проекта « Белокочанная капуста. Выращивание. Сбор. Хранение».,Харченко С.Н., Козлова С.Н. , Людская В.С.,мастер- класс «Технология посева семян томатов» в рамках проекта «Выращивание рассады томатов», « Хранение веточного корма») в рамках проекта « Веточный корм. Заготовка. Хранение». Слайды 8-11.
Помимо уроков нами проведены интересные интегрированные мероприятия: «Путешествие в город умельцев» и конкурс профессионального мастерства « Лучший по профессии». Главная цель этих мероприятий: формирование устойчивой положительной мотивации учащихся, воспитанников к урокам трудового обучения. Слайды 12-15.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Исследовательские и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую и дружескую атмосферу в коллективе. Слайд 16.
В заключении хочу поблагодарить всех участников методического объединения учителей профессионально- трудового обучения за добросовестное отношение и интересно проведенные уроки и мероприятие в рамках методической недели.