МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов
Кафедра управления образованием
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК
Заведующий кафедрой
_________________Т.В. Бондарь
_________________2016 г.
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
(учебно-методическая разработка)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В 10-Х КЛАССАХ
Работу выполнила _________________________ Татьяна Михайловна Ежкина
учитель французского языка МБОУ гимназия № 23 МО г. Краснодар
Научный консультант
канд. философ. наук, доцент ____________________________П.Б. Бондарев
Краснодар 2016
Актуальность работы.
ФГОС ОО определяют в требованиях к результатам освоения ООП помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.
Метапредметные результаты обучения - это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые в процессе обучения, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Теоретико-методологические основания работы
Для достижения метапредметных результатов важно освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использовать вучебной, познавательной и социальной практике.
Следует отметить, что проблема межпредметной интеграции для педагогики не нова, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу интегрированного обучения в разные периоды выдвигали И. Герберт, И. Д. Зверев, Я. А. Коменский, Д. Локк, В. Н. Максимова, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие. Первыми о необходимости межпредметного обучения в своих трудах заявили Дж. Дьюи, Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»,— утверждал Коменский. Ж.-Ж. Руссо писал о возможности «...сблизить всю массу уроков...» «...свести их к одной общей цели...» [64]. Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов, отмечал опасность их разрыва. Дж. Дьюи выдвинул идею соединения труда и обучения, которая в 20-е годы была экспериментально апробирована в России.
Цель учебно-методической разработки.
Освоение метапредметных результатов основной образовательной программы основного общего образования должно быть отражено в следующих умениях:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение осуществлять самоконтроль, самооценку;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и по аналогии и делать выводы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать информационно-коммуникационные технологии.
Методическая идея разработки.
Для достижения метапредметных результатов целесообразно использование проектной методики, в том числе и в обучении иностранным языкам. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Популярность проектных технологий обусловлена тем, что они позволяют решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.
Проектные технологии предполагают использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика с одной стороны, а с другой - разработку проблемы целостного с учетом различных факторов и условий его решения и реализации результатов.
На уроках иностранного языка необходимо учить школьников выражать свои мысли на иностранном языке, рассуждать над возможными путями решения поставленных перед ними речевых проблем таким образом, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в функции формирования и формулирования этих мыслей. Этому способствует грамотное использование проектных технологий.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку – перенос акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. Используя проектные технологии на уроке, легко можно реализовать эти задачи.
Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности навыками и умениями. Для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных умений:
интеллектуальными: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;
творческими: находить многовариантные решения проблемы;
коммуникативными: вступать в общение, слушать партнера по общению, адекватно влиять на собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником;
социальными: сотрудничать с другими, принимать их точку зрения, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.
Методические приёмы.
Приступая к работе над проектом я ставлю перед собой следующие задачи:
выбираю тему для предстоящего проекта, выявляю проблему;
подбираю проблемные ситуации для выявления проблемы;
провожу отбор содержания обучения и подготовку вопросов для организации обсуждения по предполагаемым проблемам;
определяю источники информации, продумываю возможное техническое, организационное обеспечение.
Необходимо заранее продумать вопросы проблемной направленности. Для того чтобы обеспечить эффективное обсуждение на уроке, необходимо, чтобы отобранные проблемы для проектной деятельности соответствовали программе обучения на соответствующем этапе обучения иностранным языкам, были доступными по сложности и отвечали интересам учащихся этого возраста и в большей мере отражали возможность обсуждения, чем их решения. Проблемная постановка вопроса, отсутствие полной информации в поставленной задаче или тексте требует поиска дополнительной информации. Таким образом, учащиеся получают возможность осуществлять творческую, поисковую, исследовательскую деятельность в рамках заданной темы при работе с иноязычными текстами, печатными и звуковыми. Это способствует развитию интеллектуальных умений критического и творческого мышления, формированию специфических навыков работы с информацией. За счет тщательного отбора содержания на основе проблемных ситуаций, текстов для чтения, аудирования, проблемных ситуаций для развития умений диалогической речи, происходит расширение потенциального словаря учащихся.
Деятельность учащихся при работе над проектом основывается на сочетании индивидуальной самостоятельной работы с работой в группе, где они учатся планировать совместную деятельность. Это способствует развитию социальных и организаторских умений учащихся, умению работать в «команде».
Особое значение имеет стадия защиты проектов, на котором происходит анализ проектной деятельности, включающий само – и взаимооценку. Подводятся итоги совместной работы учащихся, дается качественная оценка проделанной работе.
Проект, предназначенный для реализации в учебном процессе на уроках, предполагает достаточно большой объем внеурочной деятельности, связанной с поиском необходимой информации.
Подбор материала к проекту должен быть организован до начала работы над ним. Одной из главных задач является развитие умений учащихся работать с информацией. Предлагаемая дополнительная информация должна отражать различные точки зрения на один и тот же вопрос, что позволит не сковывать инициативу учащихся, научит их самостоятельно мыслить, иметь свое мнение и уметь его аргументировать.
Грамотно организованная самостоятельная познавательная и творческая деятельность учащихся может стать для них стимулом к дальнейшей исследовательской работе, потребности узнать о рассматриваемой теме больше и глубже.
Основные требования к проекту:
Наличие социально значимой задачи (проблемы).
Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование самого проекта).
Исследовательская работа учащихся (поиск информации).
Результат работы над проектом (продукт).
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:
Практико-ориентированный проект (нацелен на социальные интересы учащихся или заказчика)
Исследовательский проект
Информационный проект (направлен на сбор информации)
Творческий проект (свободный подход к оформлению результатов)
Ролевой проект
Классификация проектов по продолжительности:
Формы продуктов проектной деятельности:
WEB-сайт;
Карта;
Путеводитель, справочник;
Видеофильм; мультимедийный продукт, видеоклип;
Выставка;
Газета, журнал; публикация, статья, законопроект, письмо;
Серия иллюстраций, учебное пособие;
Игра, сказка, сценарий, праздник;
Экскурсия;
Виды презентаций проектов:
Деловая игра
Видеофильм-продукт
Диалог персонажей
Игра с залом
Инсценировка
Путешествие
Реклама
Ролевая игра
Телепередача
Экскурсия
Пресс-конференция
Работа над проектом
Время работы над проектом: примерно один месяц.
Форма работы: урочно-внеурочная
Цели образовательные и воспитательные:
развивать умение проектировать, мыслить на французском языке;
интеграция знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения французского языка, истории, литературы, географии;
вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
выявление умения и способности учащихся работать самостоятельно и в команде.
Задачи учебно-педагогические:
развивать интерес к предмету;
развивать умение формулировать мысль на французском языке;
развивать умение собирать и систематизировать информацию.
Информационно-техническое обеспечение: компьютер, сканер, рисунки, фотографии, учебная и методическая литература, схемы.
I этап - организационный: определение задач, планирование деятельности. На первом уроке по изучению навой темы ученики формируют группы по подготовке проектов в рамках изучаемой темы: «Многообразие регионов Франции (La variete des régions de la France)». К следующему уроку группа должна сформулировать проблему. Распределяют обязанности, выбирают форму продукта проекта.
Роль учителя – направляющая: я рекомендую источники информации, предлагаю наиболее оптимальные формы продуктов проекта. Это может быть видеофильм, рекламный проспект, экскурсия.
Скорее всего, полностью ученики не справится с этой задачей. Я предлагаю примерную проблематику по проекту:
Изучение французского языка пробудило интерес и желание лучше узнать Францию. Возможно, мне это в будущем пригодится. Я хочу быть эрудированным во всех вопросах. Мне это поможет принести больше пользы своей стране.
Я много читал о Франции. Знакомясь с жизнью современной Франции, я невольно думаю о том, что роднит людей Франции и России, чем может духовно обогатиться Россия.
Возможно, моя будущая профессия тоже будет связана с иностранными языками.
Я хочу отправиться в путешествие по Франции и для выбора маршрута хочу лучше узнать географическое положение, особенности культуры истории некоторых регионов.
II этап – поисковый и исследовательский – учащиеся собирают информацию в учебнике, в сети Интернет, в журналах, в рекламных туристических проспектах.
Роль учителя – наблюдательная: просматриваю отобранный материал, даю рекомендации.
III этап – языковая работа – правильное лексическое и грамматическое оформление полученной информации на французском языке.
Роль учителя – обучающая: я проверяю, исправляю, объясняю ошибки, даю рекомендации по систематизации отобранного материала.
IV этап – презентация продукта проекта
Роль учителя – сотрудничество: помогаю организовать, настроить учащихся на творческий рабочий лад, на взаимопонимание и объективность в оценке работы одноклассников.
V этап – результаты реализации проекта
Роль учителя – обобщение: я прослушиваю, как одноклассники оценивают работу команды, подвожу итог, отмечаю сильные и слабые стороны каждого проекта, объясняю ошибки.
Общие выводы:
Осуществление данного проекта позволит учащимся развить свои навыки работы с дополнительной литературой, с компьютером, возможность применить знания, полученные из других дисциплин, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда, позволяет включить учащихся в различные виды деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Выводы и рекомендации по применению данной методики другими учителями.
Тенденции образования, социальные и индивидуальные потребности предполагают внесение изменений в традиционную систему обучения. Современные стандарты образования нацелены на формирование коммуникативной компетенции у обучаемого, на развитие у него глубоких знаний, которые он смог бы применить на практике. Реалии жизни требуют формирования самостоятельной личности, способной к активной учебной деятельности, к применению результатов этой деятельности на практике.